Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы
план-конспект урока по географии (8 класс)

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоны

Образовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др. «География России. Природа и население.» 8 класс. - М., «Дрофа», 2018,  физическая карта России, мультимедийный проектор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 07.10.2019

Предмет: география

Тема урока: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Класс: 8

Учитель: Пыжонкова Н.Е.

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: 

1.познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы;

2.продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.проверка и закрепление знаний, умений и навыков;

2.определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов;

3.углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоны

Образовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др. «География России. Природа и население.» 8 класс. - М., «Дрофа», 2018,  физическая карта России, мультимедийный проектор.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие учителя:

Добрый день,  дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам!

Приветствие учителя, готовность к уроку

2. Актуализация знаний

В курсе географии 8 класса мы изучаем природу России. Давайте вспомним основные географические характеристики нашей страны, которые мы уже изучили.

  • На каком материке расположена Россия?
  • В каких частях света?
  •  Какими океанами омывается?
  • Сколько стран-соседей первого порядка?
  • Расстояние от крайней западной точки до восточной?
  • Расстояние от крайней северной точки до южной?

Приветствуют учителя.

Евразия

Европа и Азия

Атлантическим, Тихим, Северным Ледовитым

16

9000 км

4000 км

2. Создание проблемной ситуации

Итак, наша страна занимает огромную площадь, занимает 2 части света, омывается тремя океанами. Как вы думаете, это будет влиять на природу страны? И в первую очередь это определит разнообразие климатических условий.

Глава: Климат и климатические ресурсы.

Тема: Факторы, определяющие климат России.

Что вы знаете о данной теме? Что хотите узнать? Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

     Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Анализируют, сравнивают и обобщают  факты. Выявляют причины.

Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

3. Целеполагания

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

    Записать в тетрадь число и тему урока.

-Так как же изобразить неровности земной поверхности?

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Осознают цели предстоящей деятельности.

4. «Открытие» нового знания

П.1 Факторы формирующие климат.

   Какие факторы формирующие климат вы знаете? Все ли они влияют на формирование климата нашей страны?

 Климат любой территории характеризуется основными климатическими показателями: количество тепла, осадков и распределение их по сезонам, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Какой из факторов формирования является основным? Давайте разберемся почему. Читаем на стр. 80 со слов «Большая протяженность…..» до слов «На величину….».

Делаем вывод, где солнечной радиации больше?  Поэтому, какие температуры там будут преобладать?

Все ли солнечные лучи достигают поверхности? Что может им помешать? Достигает поверхности всего 45% солнечной радиации – это суммарная радиация. Дайте определение суммарной радиации и запишите в тетрадь.

Посмотрите на рис.30 стр.81, изолиния суммарной радиации не совпадает с широтой. Почему? Расположите города по увеличению суммарной радиации: С-Петербург, Мурманск, Екатеринбург, Хабаровск, Москва.

П.2 Влияние подстилающей поверхности на климат.

Вспомните, что нагревается первым: поверхность или воздух над ней? Любая ли поверхность нагревается одинаково? Что нагреется быстрей песок или вода? Обратимся к стр.81-82. Какая поверхность отражает солнечные лучи сильней всего? Из приведенных в тексте примеров, что будет следующим? Таким образом, можно ли подстилающую поверхность назвать фактором формирующим климат и почему?

П.3 Циркуляция воздушных масс.

Если мы взглянем на поверхность всей Земли, то станет ясно на какие 2 части она делится, это суша и вода. А поскольку они прогреваются по-разному, то над ними формируются разные воздушные массы, которые так и называются – континентальные и морские.

На территорию России оказывают влияние тропические и умеренные воздушные массы Атлантического и Тихого океана, арктический воздух Северного Ледовитого океана.

Откройте атласы на климатической карте России. Как изображается движение воздушных масс? Что означают буквы над стрелками? Найдите территорию нашей области. Какие воздушные массы действуют на её климат? Пользуясь стр.83 дайте определение трансформации. Для каких воздушных масс это характерно?

Учащийся рассказывает сообщение «Атмосферные фронты. Образование и виды», данное ему на прошлом уроке. Внимательно послушав сообщение ученики продолжают заполнять технологические карты до конца.

П.4 Циклоны и антициклоны

        С понятием атмосферный фронт связано формирование гигантских вихрей – циклонов и антициклонов. Пользуясь стр.84 выпишите их определения. Посмотрите на рис.33 и ответьте на вопросы: в каком направлении движется воздух в циклоне? Что с ним происходит в центре? Итак, прогретый воздух поднимается вверх. А мы знаем, что воздух с высотой остывает и происходит конденсация, выпадают осадки.

        Зарисуйте схему циклона в тетрадь, укажите в ней направление движения воздуха, ширину атмосферного вихря и скорость его движения.

        Как же будут перемещаться циклоны по территории России если у нас господствует западный перенос?

        Посмотрите на рис.33 на схему антициклона. Проанализировав движение воздуха, объясните какая погода будет в антициклоне.

        Поскольку в центре циклона низкое давление – на картах он обозначается заглавной буквой Н, а в центре антициклона высокое – он обозначается заглавной буквой В.

        П.5 Рельеф.

        Мы говорили, что  Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Какая еще причина может влиять на движение воздушных масс?

Если учащиеся затрудняются с ответом, то открываем стр.80 и перечисляем.

Географическая широта

В  южных частях России.

Там преобладают высокие температуры.

Отражаются, рассеиваются

Мурманск, С.Петербург, Москва, Екатеринбург, Хабаровск

Поверхность, и она нагревает воздух

Солнечные лучи отражает снег.

Примеры: песок, лес, чернозем.

Движение воздушных масс изображаются на климатической карте стрелками разного цвета.

Буквы над стрелками обозначают виды воздушных масс.

На территории нашей области действует морской воздух умеренных широт с юга, континентальный воздух умеренных широт с северо-запада.

В циклоне воздух движется от периферии к центру. В центре он поднимается вверх.

С каждым км  на 6 градусов

С запада на восток

5.Физминутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Выполняют упражнения

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания  (работа в парах).

Обратимся к физической карте России и тексту учебника стр. 85-86.

Учащиеся выполняют задания

7Закрепление

 На каждую парту раздается по одному географическому лабиринту. Учащиеся с верхнего левого угла движутся по лабиринту, отмечая внизу буквы ячеек, через которые они прошли. Эти буквы являются ключом. На решение лабиринта дается 5-7 минут. Должна получиться следующая комбинация букв: ЛКИНЮФГС.  Если ученик справился с заданием вовремя и в полном объеме, то берет домашнее задание 1-го уровня, если нет, то

2-го

Индивидуальная работа

8. Рефлексия

(итог урока)

На схеме циклона или антициклона поместить смайлик со своим именем если всё усвоил – в центр антициклона, средний уровень – в атмосферный фронт, плохо усвоил – в центр циклона

Рефлексируют по заданным вопросам.

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 15

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы Учитель географии ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» Пыжонкова Н.Е. 07.10.2019

Слайд 2

Цели урока 1 Познакомиться с климатообразующими факторами России, видами солнечной радиации. 2 Научиться определять факторы, влияющие на солнечную радиацию.

Слайд 3

Проверка домашнего задания

Слайд 4

Климатические рекорды

Слайд 5

Содержание Климат Климатические рекорды Климатообразующие факторы Солнечная радиация Характер подстилающей поверхности Циркуляция воздушных масс Атмосферные фронты Циклоны Антициклоны Синоптическая карта Типы климатов

Слайд 6

Антропогенное воздействие Морские течения Близость морей и океанов рельеф Подстилающая поверхность Циркуляция Воздушных масс Солнечная радиация Географическая широта Климато- образующие факторы

Слайд 7

Солнечная радиация

Слайд 8

Характер подстилающей поверхности

Слайд 9

Практическая работа Определение по карте закономерностей распределения c уммарной солнечной радиации Определите суммарную солнечную радиацию для Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы. Какую вы видите закономерность распределения c уммарной солнечной радиации

Слайд 10

Циркуляция воздушных масс Муссонные ветры Тихий океан Арктический воздух Континентальный воздух Ветры Западного переноса Северный Ледовитый океан

Слайд 11

Атмосферные фронты Холодный фронт Тёплый фронт 1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым. 2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх. 3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер. 4. После прохождения фронта похолодание. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным. 2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его. 3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди. 4. После прохождения фронта -- медленное потепление .

Слайд 12

Циклоны Циклоны – вихри с низким давлением в центре. На картах они выделяются замкнутыми концентрическими изобарами – линиями, соединяющими точки с одинаковым давлением. В центре замкнутой системы изобар давление самое низкое. К окраинам давление увеличивается, и воздух начинает движение от краев к центру. Из-за отклоняющего действия вращения Земли воздух закручивается против часовой стрелки. Воздух в центре поднимается по спирали вверх, растекается по краям и вновь начинает движение к центру. При подъеме воздух охлаждается, становится влажнее, образуются облака и выпадают осадки. С циклонами связана неустойчивая, ветреная, с осадками погода

Слайд 13

Движение воздушных масс в циклоне

Слайд 14

Какая погода связана с циклоном?

Слайд 15

Движение воздушных масс в антициклоне

Слайд 16

Домашнее задание: Параграф 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.

Цель урока -  создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Урок на тему «Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы»

Класс: 8Предмет: географияТема урока «Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы»...

Технологическая карта открытого урока в 9 классе. Тема: " Наука и технология"

Технологическая карта открытого урока в 9 классе  по теме "Наука и технология" в рамках конкурса " Учитель года 2020. Региональный этап....

Технологическая карта открытого урока по географии "Культурные ландшафты"

Технологическая карта урока географии представлена учителем ГБОУ школы №54 Поповой Валентиной Викторовной. На уроке учащиеся разрабатывали эскиз культурного ландшафта на пришкольном участке. Работали ...

Технологическая карта открытого урока по географии 5класс Тема: Географические координаты.

Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координатыОбразовательные ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Л...