Урок по теме "Ветер" , 6 класс, география
методическая разработка по географии (6 класс)
Данная методическая разаботка (конспект и презентация) разработаны для урока географии в 6 классе по теме "Ветер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter_gotovyy.pdf | 2.39 МБ |
konspekt_veter.doc | 179 КБ |
veter_samoanaliz.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе
Тема: «Ветер»
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
- развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
- способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Тип урока: «Открытие» нового знания
Планируемые результаты
Предметные:
учащийся научится:
-объяснять существенные признаки понятий: «ветер», «флюгер», «штиль», «шторм», «ураган» «бриз», «муссон», «шкала Бофорта»,роза ветров.
-научится понимать причины образования ветра на Земле;
-определять направление и скорость ветра по синоптическим картам;
-сравнивать разные виды ветров и понимать причины их образования;
-определять по шкале Бофорта силу и скорость ветра;
-научится составлять схемы образования бризов и муссонов, вычерчивать график ветров- «розу ветров».
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-умение слушать и анализировать информацию;
-формулировать тему и цель урока после обсуждения с учителем;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Познавательные УУД:
-развивать умение извлекать информацию из текстов;
-делать выводы;
-обобщать и классифицировать информацию по признакам;
- владеть поисковыми способами решения учебной проблемы;
- проводить анализ учебного материала;
- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.
Коммуникативные УУД:
-формулировать свои мысли в устной форме;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.
Личностные УУД:
-умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;
-развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Технологии обучения: проблемно-поисковая, проектная, ИКТ, здоровьесберегающая.
Основные понятия: «ветер», «флюгер», «анемометр», «бриз», «муссон», «шкала Бофорта», «роза ветров».
УМК: Алексеев А. География «Полярная Звезда» учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений
Атлас Начальный курс географии 6 класс Душина И.В., Летягин А.А.
Ресурсы:
-основные: учебник § 42, рабочая тетрадь, атлас, настенная карта полушарий, маршрутный лист ученика
-дополнительные: компьютер, компьютерная презентация, проектор, интерактивная доска.
Формы организации работы:
-фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
Организационный момент Актуализация опорных знаний учащихся. | Приветствие учеников. Вспоминаем тему прошлого урока. | Приветствие педагога. Отвечают на вопросы. Решают задачи. | Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
Целеполагание и мотивация | Предлагает просмотреть видео, формулирует проблемную задачу и предлагает решить, помогает выдвинуть гипотезу. Предлагает озвучить тему и цели урока. | Решают проблемную задачу с помощью учителя и с опорой на знания по теме «Атмосферное давление». Формулируют тему и цели урока. Определяют объем работы. Прогнозируют результат своей деятельности. | Регулятивные УУД: - формулировать тему урока после обсуждения с учителем. |
Открытие нового материала (Содержательный этап) Физкультминутка | Предлагает способы решения проблемной задачи. Дает задания по маршрутному листу, контролирует ход их выполнения. Обращает и внимание на самое важное по ходу урока. Предлагает работу в группах. | Решают задачи, предложенные учителем; работают в группах и составляют ЛОС; строят «розу ветров» и анализируют ее. | Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; - развивать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: -умение работать по алгоритму с правилами |
Этап закрепления и первичной проверки знаний | Предлагает выполнить задания | Выполняют задания, выполняют самопроверку. | Регулятивные УУД: -осуществляют самоконтроль и взаимопроверку, используя ключ. Познавательные УУД: - проводить анализ учебного материала; - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации. |
Рефлексия | Предлагает оценить свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют собственную деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: - способность к самооценке; Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание (дифференцированное) | Записывают домашнее задания (на выбор, по итогам рефлексии) |
Маршрутный лист
Тема:
1.Впишите пропущенные слова в определение.
А) Ветер – это движение воздуха в _________________ направлении ,вызванное _______________________________________________________.
Решение:
Б) Дополни предложение.
Главная причина образования ветра_________________________________________________________________________________
Воздух перемещается______________________________________________________________________________________________
В)Причинно-следственные связи(поставьте стрелки, цифры)
Различия в давлении
Ветер
Шарообразность Земли
Различия в температуре
Различия в нагревании поверхности
Разный угол падения солнечных лучей
2. Дополните схему и объясните её.
А) Схема дневного бриза
Подпишите название ветра и дайте определение понятию « бриз».
Бриз - ветер меняющий свое направление_______________________________________________________________________
день ночь
Б) Схема образования муссонов
Подпишите название ветра .
Муссон - ветер, меняющий свое направление два раза в год.
лето зима
3. Свойства ветра
А) Сила
Б) Скорость
В) Направление ветра
Используя шкалу Бофорта, запишите баллы: Штиль Шторм Ураган
4. Практическая работа «Построение розы ветров»
5. Задание 1. (записать)
А)ветер-?
Б) ветер-?
6. Задание 2. Определите ветер, дующий в январе, в каком направлении он дул?
Нечаева Е.В.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока географии
Тема урока: «Ветер»
Тип урока – комбинированный.
Это 3 урок по теме «Атмосфера». Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях.
Урок проводился в 6 «б» классе, ученики которого отличаются высокими и средними способностями, хорошей работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать,учатся оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.
ЦЕЛЬ: формирование представления о ветре как элементе погоды
ЗАДАЧИ:
образовательные: сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; роли ветра в природе и жизнедеятельности человека;
развивающие: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;
воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.
УУД
Познавательные
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: существенные признаки понятий «ветер», «бриз», «муссон»
уметь: устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и скоростью ветра; приводить примеры ветров различных видов, различного направления; отбирать источники географической информации для составления описаний погоды; определять по статистическим данным преобладающие направления ветра; использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды, для определения направления и скорости ветра; уметь применять географические знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, умения организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.
Личностные:
осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
Основные понятия:
Ветер, бриз, муссон, флюгер, анемометр, роза ветров
Репродуктивный уровень:
Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
Интеллектуальный уровень:
Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)
Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички с терминами; настенная карта полушарий, настенная таблица «Постоянные ветры Земли»; мультимедийная презентация к уроку «Ветер»; рисунки и схемы учебника.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогические технологии:
проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегаю.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
Цель - подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Виды опроса: фронтальный, индивидуальное задание на доске, письменное задание в тетради со взаимопроверкой.
- Переход к изучению новой темы. Первичное усвоение новых знаний.
- Постановка цели и задач этапа урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Для достижения целей урока, развития познавательной активности использовалась эмоциональная мотивация – проблемный вопрос, который имеет практический характер. При направляющей деятельности учителя обучающиеся строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение и пришли к выводу о причинах возникновения ветра, значении понятия «ветер».
- Ветер. Причины. -- Использовалась динамическая схема.Выполняли практическое задание, продолжили цепочку географических закономерностей
- Характеристики ветра (направление, скорость, сила). ---Объяснение учителя с использованием м/м презентации, что позволило не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению.
- Первичная проверка понимания. Первичное закрепление знаний является обязательной частью комбинированных уроков Работа в группах. Физкультминутка и смена видов деятельности способствовали здоровьесбережению.
- Виды ветров. Изучение нового с использованием м/м презентации, сопровождалось записью в тетради логически ОПОРНОЙ СХЕМЫ
- Первичное закрепление—фронтально: заполнение схем-бриз, муссон. Развивались навыки работы со схемами. Основная задача- создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.
Решение заданий из банка заданий для подготовки к впр
- Значение ветра в природе и жизни человека.- просмотр м/м презентации с записью в тетради.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Для домашнего задания предлагается, помимо параграфа, задание практическое и, индивидуально, по желанию, требующее творческого подхода.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Для устойчивости мотивации, для ее сохранения и развития при моделировании урока были учтены следующие условия:
- достаточный уровень самостоятельности;
- успешность выполняемых действий;
- положительная обратная связь ---- это обеспечило комфортную психологическую атмосферу на уроке, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о ветре, причинах его образования, видах ветров, значении ветра в природе и жизни человека.
Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Урок позволяет реализовать межпредметные и внутрипредметные связи, которые интегрируют знания из разных научных областей ( экология, математика, краеведение) для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике.
. Всё это способствует изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.
В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и построен на деятельностной основе. Это способствовало развитию коммуникативной компетенции, созданию ситуации успеха.
На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества.
Результативность урока достаточно высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок в 9 классе (география+история)"Экономика Сибири:прошлое и настоящее"
Тип урока бинарный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока позволяет учащимся с помощью различных источников информации выявить значимос...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)...
самоанализ урока музыки 4 класс "География творчества М.И.Глинки"
самоанализ урока с требованием по ФГОС...
Интегрированный урок в 6 классе (география + математика) тема: «Температура воздуха. Амплитуда колебаний»
Интегрирующая цель: 2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.3) Сформировать з...
Технологическая карта урока № 2 8 класс география
Выявить влияние географического положения России на природу и жизнедеятельность ее населения....
Технологическая карта урока № 5 8 класс география
Как ориентироваться по карте России? Сформировать понятия "географический район, районирование, административно-территориальное деление"....
Технологическая карта урока № 6 8 класс география
Формирование территории России. История формирования территории России, история заселения....