Технологическая карта урока № 5 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)
Как ориентироваться по карте России? Сформировать понятия "географический район, районирование, административно-территориальное деление".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 5
Раздел: Россия в мире
Тема: «Как ориентироваться по карте России»
Цели урока:
Образовательные цели:
- сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».
Развивающие цели:
- формировать у учащихся умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте;
- формирование знаний о видах районирования территории России.
Метапредметные:
- формирование умений:
1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России;
2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России;
3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.
Личностные:
- осознание практической значимости ориентирования по картам России.
Основное содержание:
- ориентироваться по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.
Деятельность обучающихся:
- ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком;
- выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ;
- определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ;
- определять по карте состав и границы федеральных округов;
- наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры;
- обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры;
- сопоставлять информацию из разных источников.
Ценностный компонент урока:
- значимость географической карты как общечеловеческой ценности.
Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент. | Учитель приветствует обучающихся. | Приветствие учителя. |
2.Актуализация знаний | Учитель мотивирует учащихся. На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта – альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности. На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации. Карта – важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель. Сегодня на уроке мы должны решить задачу: как следует ориентироваться по карте России? | Учащиеся слушают учителя. |
3.Содержатель-ный этап. | Учитель организует работу с текстом учебника на с. 14 – 15 и с физической картой России (с. 4-5 атласа). Выписать из текста учебника:
Что называется районированием? Географический район (с. 16) – часть территории, отличающаяся особенностями исторического развития, природы, населения и хозяйства. Рассмотрим природное районирование. Используя рис. 7 на с. 15, назовите природные районы, выделяющиеся на территории нашей страны. Учитель организует работу с рис. 8 на с. 16 (эта информация понадобится на следующий учебный год и легче будет ориентироваться по карте). Как вы думаете, почему в азиатской части России больше природных, а в европейской – больше экономических районов? Ещё одним видом районирования является административно-территориальное деление. Вспомните официально название нашей страны. В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». Федерация – это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных (составляющих) единиц и субъектов федерации, обладающих определёнными политическими правами. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация состоит из 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 4 автономных округов, 1 автономной области и 3 городов федерального значения. В РФ 8 федеральных округов (в 2016 году Крымский федеральный округ вошёл в состав Южного ФО). Учитель организует работу с картой «Федеративное устройство» (с. 6 – 7 в атласе). Перечислите федеральные округа, выделяющиеся в РФ. Деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Вопросами географического районирования занимались такие учёные, как Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский и Константин Иванович Арсеньев. Определите, в состав какого федерального округа входит РФ. На территории какого экономического района находится Саратовская область? Выпишите названия республик и их столицы. | Учащиеся записывают в тетрадь:
Районирование – деление территории на части.
Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь (см. Приложение). Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся выписывают в тетрадь определение: Административно-территориальное деление – это разделение территории страны на части, в соответствии с которым строится система государственной власти и местного самоуправления. Российская Федерация.
Приволжский. Поволжский.
Якутск |
4.Закрепление знаний | Учитель организует работу по вопросам на с. 17. | Учащиеся отвечают на вопросы. |
5.Рефлексия | Ответьте на вопросы: 1)Чему я научился на уроке? 2)Что мне дала такая работа? | Учащиеся дают ответы на вопросы. |
6.Домашнее задание. | § 4, задание 8 на с. 17 (письменно) – ранжированный ряд не составлять!; выписать в тетрадь названия республик и их столиц (если не успеют в классе) | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение.
Географические районы | Экономические районы |
Европейский Север |
|
Северо-Запад |
|
Центральная Россия |
|
| |
| |
Поволжье |
|
Европейский Юг |
|
Урал |
|
Западная Сибирь |
|
Восточная Сибирь |
|
Дальний Восток |
|
Домашнее задание:
Задание 8 на с. 17.
- Самый большой по численности населения – Москва (11 979,5 тыс. человек), самый маленький – Ненецкий АО (42,8 тыс. человек)
- Самый большой по площади – Республика Саха (Якутия) – 3103 тыс. км2, самый маленький – Республика Адыгея и Республика Северная Осетия – Алания (по 8 тыс. км2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...