Этап урока/ цели | Действия учителя | Действия учеников |
|
1.Организационный-Проверка готовности класса к работе; включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
| Мотивация к формулированию темы урока. « Загадка о Сибири» (0,5)мин Деревья в снежном одеянье Вокруг, куда не бросишь взгляд, Здесь годы, судьбы, расстоянья, Незримо сквозь века летят.
Здесь добывают газ и нефть Тайги тут снежное раздолье, Здесь, среди этого приволья, Остановившись, время спит.
| Формулируют тему урока .
- Тема урока: Сибирь.
|
|
2.Формулирование темы урока, основных учебных целей и задач для учащихся.
| Учитель истории: -Тема нашего урока: Западная Сибирь: прошлое и настоящее. Вспомнить: состав, особенности ФГП и ЭГП Западной Сибири. Что такое индустриализация и эвакуация? Узнать: отрасли специализации Западной Сибири в прошлом и настоящем. Продолжить учиться: работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы.
| Принятие целей и задач урока.
|
|
3.Цели и задачи урока | Учитель географии: Сегодня вы будете работать в группах, желаем Вам удачи. Называет цели и задачи урока для учащихся.
|
|
|
4.Мотивация. 1 мин- приём усиления восприятия
| Ассоциативный ряд- « Что в вашем понимании может быть связано с понятием «Западная Сибирь?» сл3.
| Предположения учащихся. -Лес, тайга, просторы, нефть, газ, холод и т.д. |
|
5. Контроль первичного усвоения знаний/ Проверка знаний, Полученных на предыдущих уроках. | Учитель географии : Вспомним , что мы знаем о Западной Сибири?сл.4
1.КАКИЕ СУБЪЕКТЫ РФ ВХОДЯТ В ЗАПАДНОСИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН? 2. НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ ФГП И ЭГП РАЙОНА 3.ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНЫ ВЫРОВНЕННОГО ХАРАКТЕРА РЕЛЬЕФА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И НАЛИЧИЕ ЗАПАСОВ НЕФТИ И ГАЗА МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ В ЕЁ НЕДРАХ.
4.В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОД ЗАПАДНОЙ СИБИРИ? 5.КАКОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ДЕЛАЕТ НЕВЫНОСИМЫМ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛЕТОМ В ТАЙГЕ? 6.КАКОЙ ЛАНДШАФТ ДОМИНИРУЕТ В ЛЕСНОЙ ЗОНЕ? КАК ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОСВОЕНИИ ЕЁ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ? 7.КАКИЕ ЛАНДШАФТЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ? Учитель географии подводит к вывод Несмотря на неблагоприятные климатические условия регион имеет хорошие предпосылки для развития различных отраслей промышленности Западная Сибирь богата топливными, лесными, рудными и агроклиматическими ресурсами. | Ответ учащихся на вопросы.
|
|
6. Изучение нового материала +лабораторная работа с документами./ 1. углубление и конкретизация исторических знаний; 2. Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом.
| Постановка проблемного вопроса-размышления Учитель истории :«Российское могущество прирастать будет Сибирью.» Эти знаменитые слова сказаны М.В. Ломоносовым два с половиной столетия назад. Как вы думаете на какой век пришёлся расцвет экономики Западной Сибири? И почему?
Вывод: Индустриализация Сибирь затронула мало из-за удаленности региона и суровости климата.
Учитель истории: Но толчком к развитию экономики послужила Вов. Почему? Выполнение лабораторной работы . -Рассмотрим документы . Каждая группа получит задания к документам. Группа №1Вопросы к документам №1,2 1. Почему уменьшился выпуск промышленной продукции у начале войны? 2. Какую главную задачу ставил главрезерв страны в 1941году? 3. Существенная ли была помощь по ленд-лизу в годы войны?
Группа №2 Вопросы к документам №5,6 1 Почему эвакуацию проводили в два этапа? 2. Каковы особенности первого и второго этапа эвакуации?
Группа №3 Вопросы к документам №4,7 1. Кто был назначен председателем Совета по эвакуации? 2.В какой последовательности осуществлялся план эвакуации? 3.Многие историки говорят «наша промышленность не была готова к войне». А как это объясняет нарком Б. Ванников?
Группа №4 Вопросы к документам №8,9 1.Для успешной работы промышленных предприятий в военное время, какие меры вводились для рабочих и служащих?
Группа №5 Вопросы к документу №3 1. Как жили эвакуированные люди на новых местах? 2. Как вы считаете, что было лучше зарплата или карточки?
Учитель истории подводит к выводу: -Эвакуированные заводы оказались недоступными для врага, и это был верный расчёт, он помог выиграть нашей стране Вов. | Отвечают на проблемный вопрос: -20век. -Индустриализация. -Великая Отечественная война.
-Эвакуация предприятий.
Работа учащихся с документами.
|
|
7.Рефлексия Переключение внимания
| Просмотр мультфильма « Ханты-Мансийск» из цикла «Мульти-Россия» | Учащиеся смотрят мульфильм. |
|
8. Актуализация знаний/постановка проблемы.
| Учитель географии: География «Экономика З-С района». Как вы думаете, какие факторы определяют специализацию района? Учитель географии: Величайшая равнина мира - Западно-Сибирская обладает огромными ресурсами. Эти богатства – основа развития хозяйства района; стратегический запас нашей страны. |
Ответы учащихся.
|
|
9.Игра « К барьеру»/ Дополнительная активизация учащихся | Условия: Перед вами две карты. Сравните основные отрасли специализации в годы Вов и настоящее время. | Учащиеся должны сравнить две карты (Современную и периода Вов) и сделать вывод.
|
|
10.Изучение нового материала/ Изучение специализации хозяйства Западной Сибири | Учитель географии: «Какой напрашивается вывод? Приобье часто называют «Русским Кувейтом». Что даёт основание для такого сравнения? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири? На чем они специализируются?»
Вывод: Несмотря на неблагоприятные климатические условия, регион имеет хорошие предпосылки для развития различных отраслей промышленности. Западная Сибирь богата топливными, лесными, рудными ресурсами. Какие отрасли могут развиваться?
| сообщение. Шустров А, Сл13 сообщение Крылова В.
|
|
11.Просмотр отрывка к/ф «Особо важное задание»/ 1.Расширение кругозора учащихся 2.Облегчить процесс усвоения учебного материала.
| Учитель истории: Военная промышленность появилась в Западной Сибири в 1930 –е гг., а во время ВОВ сюда были эвакуировано из прифронтовой зоны почти 250 крупных заводов и фабрик. Просмотр ФИЛЬМА (отрывок) «Особо важное задание» | Вопросы 1. В чем была сложность строительства заводов в Сибири? 2. В чем проявлялось мужество и героизм русского народа в тылу? 3. Объясните лозунг времен Вов «Все для фронта – все для победы» опираясь на фильм. |
|
12.Подготовка к созданию проекта и работа над проектом/ распределение обязанностей в рабочих группах, систематизация знаний. | Учитель географии: Сегодня вам предстоит собрать портфолио городов, которые стали основными центрами оборонных предприятий в годы ВОв и центрами отраслей в настоящее время, т.е. выяснить их прошлое в годы ВОв и развитие предприятий настоящее время. Объяснение: перед Вами пакет с указанным городом. Ваша задача, вскрыть пакет, прочитать его содержимое и собрать портфолио города, выполнить задание в контурной карте. Далее вам нужно защитить свой проект.
| Распределяют обязанности в группах.
Читают задания, знакомятся с дополнительной литературой.
Заполняют таблицу: ПОРТФОЛИО ГОРОДА НАЗВАНИЕ ГОРОДА: Административный центр: Численность населения
|
|
|
| Экономика в годы ВОв
| Экономика в настоящее время Промышленность-предприятия-продукция
|
13.Защита проекта/ развитие коммуникативных навыков, умений совместно планировать и выполнять работу по составленному плану, контролировать работу свою и других групп.
|
Показ м/ф из цикла Мульти – Россия «Люди разные- страна одна» о городах России |
Просмотр и защита проекта: 1 группа- Омск показ м/ф,- Кемерово 2 группа –Новосибирск- показ м/ф, 3 группа- Томск показ м/ф, 4 группа –Барнаул показ м/ф 5 группа- Тюмень. |
|
14.Обобщение и выводы/ | Учитель истории: Толчком к современному развитию экономики многих городов Западной Сибири экономики послужила Вов. Учитель географии: Хозяйственный комплекс ЗС формируется прежде всего на базе огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации – топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля, их поставка в европейскую часть России. |
|
|
13.Д/з- включение в состав познавательных задач и вопросов. | По географии : Ответить на вопрос: Развитие нефтяной и газовой промышленности приводит к серьёзным экологическим проблемам. Каким? Предложите пути их решения.
По истории: Вы все знаете легендарную «Катюшу». Так её называли в народе, а кодовое название БМ-13. домашнее задание: Вам предлагаются прозвища образцов военной техники, вы должны записать их кодовое название. | Получение д/з |
|
14 Информация Профориентация учащихся |
Если вы хотите получить профессию нефтяника, то у нас в Торжке в политехническом колледже есть специализация «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». В этом году мы отмечаем 70- летие начала ВОВ. Война от нас отдаляется всё дальше, а ветеранов становится меньше. Но мы должны с вами помнить всех тех, кто встал на пути оккупантов и в бою и в тылу. |
|
|
15. Завершение урока/ подведение итогов урока | Аргументация выставления оценок. |
|
|