ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Хамедова Елена Евгеньевна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_8_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)

                              (Учитель: Хамедова Е.Е.)

ТЕМА: « Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»

ЦЕЛЬ:  доказать правомерность появления города на берегах Невы.

ЗАДАЧИ:

  • Опираясь на пройденный материал на уроках географии и истории СПБ, проанализировать все факторы (природные, исторические) и тенденции появления города на берегах Невы;
  • Учить обобщать и делать выводы;
  • Формировать умение применять полученные знания на уроках разных дисциплин;
  • Формировать навыки отбора материала

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировать четкий ответ «ГОРОДУ-БЫТЬ!» на основании размышлений и сопоставлении знаний, фактов, полученных ранее на уроках географии и истории СПБ.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЙ КОМПЛЕКС:

-физическая карта Ленинградской области

-карта-схема Балтийского региона

-карты на каждой парте: «Древнейшая карта устья Невы 1630-1640г.г.» и «Город Ниен на плане Майера 1698г.»

-в/фильмы: фрагменты о ландшафте будущего СПБ, Петербургские наводнения, «Чудесный город» (по книге Ермолаевой)

-выставка книг о СПБ

-на экране выводы (пока прикрыты):

  1. природные условия неблагоприятны
  2. выгодное географическое положение
  3. древний торговый путь
  4. порубежный край
  5. в устье Охты возникает городской центр

ФОРМА УРОКА: урок-размышление.

     Подготовительный этап к уроку: 1. заранее дать задание подобрать высказывания о городе, отрывки из литературы о суровой природе этого края; 2. доклад о наводнениях в СПБ; 3.сообщение-обобщение «Краткая характеристика природных условий СПБ и области»; 4.в тетрадях по истории СПБ подготовить таблицу «+ и – факторы, влияющие на появление города на берегах Невы».

Основные вопросы урока:  

  1. Что такое город.
  2. Природные условия Невских земель.
  3. Исторические условия.
  4. Порубежный край.

                                ХОД УРОКА:

На доске тема: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

                                                                                                А.С.Пушкин.

1.Вступительное слово учителя.

Звучит отрывок из «Медного всадника»

                           На берегу пустынных волн

                           Стоял он, дум великих полн,

                           И вдаль глядел.

                           Пред ним широко

                           Река неслася, бедный челн

                           По ней стремился одиноко,

                           По мшистым топким берегам

                                Чернели избы здесь и там-

                                Приют убогого чухонца.

                                И лес, неведомый лучам

                                В тумане спрятанного солнца,

                                Кругом шумел.

                                И думал он:

                                «От сель грозить мы будем шведу,

                                Здесь будет город заложен

                                Назло надменному соседу.

                                Природой здесь нам суждено

                                В Европу прорубить окно…»

Сегодня на уроке мы выясним, насколько был прав Пушкин, когда писал эти строки. Вы постараетесь ответить, какое слово или все слова темы урока являются ключевыми.

 Задание классу: по ходу урока вы заполняете таблицу в тетрадях. Это поможет ответить на вопросы.

 2.Что такое город.

Рассказ учителя  истории СПб о первых городах.

Города на нашей планете появились очень  давно: историки, археологи считают  что 5-6 тысячелетий назад. Называют даже самый древний город на юге Малой Азии (7-6 тысяч лет до Р.Х.).

Самый древний город на нашей территории - Ладога(9век н.э.).

Санкт-Петербург молодой город. 27мая 2003 года ему исполнилось 300лет.

В самом возникновении городов присутствует заданность природного пространства и заданной среды. Город создает человек. Он сам выбирает место для города, путь которого в дальнейшем во многом определяет природа.

Дома вы подготовили высказывания о городе. Попробуйте выделить факторы, определяющие индивидуальность и неповторимость облика края, города.

 Зачитывают высказывания:

А) Сегодня трудно с полной  достоверностью описать облик древнейших городов; но в самом их возникновении присутствует заданность природного пространства и географической среды. Планы будущих городов, как правило, являли собой некую модель мироустройства, воплощающую определенную философию, которая складывается под влиянием многих факторов: природы, ландшафта, религиозных, этнических представлений, норм и правил.

Б) Город-это целый мир. Это уникальное «содружество» людей и природной среды, единство географического местоположения, ландшафта, рельефа, водной среды и коллективных усилий людей, их труда и творчества.

В) Природа, климат, пейзаж наделяют пространство и живущих  в нем людей

неповторимой  индивидуальностью, задают их творчеству наиболее уместную и рациональную форму, всегда совершенную и объяснимую географически и территориа льно. Таким образом, особое влияние на форму и облик города имеет ландшафт, рельеф местности.

3.Природные условия  (учитель географии).

Итак, природа, климат, пейзаж наделяют пространство и живущих  в нем людей  неповторимой  индивидуальностью, объяснимую географически и территориа льно.

Более 300 лет красуется на берегах Невы «град  Петров».  Петербург –исключительный  город.  В  России нет другого города, который с одной стороны был бы таким непохожим на другие русские города, а с другой, смог бы с подобной неумолимой прямотой выразить суть национального характера, сущность российской истории.

Новый город на берегах Невы был  во многом не привычным, включая его имя, звучащее не по-русски «Санкт  Питер Бурх».

Природа неохотно отдавала свои земли на мшистой  заболоченной территории для строительства.

«Невские берега нелюбимы природой – писал, пораженный скудостью края, иноземец. – Берега Невы болотисты, заросли дикими деревьями, преимущественно березой. Там не растет ничего для пропитания человека и трудно прокормить домашних животных. На 100 верст нет даже камня, пригодного для строительства и мощения. Камни приходится возить издалека.».

А) Давайте вспомним некоторые характеристики нашего края, описанные в литературе.

Зачитывают дети:

«…Болото,

        Земля ли, иль море, иль лужа .»

                                                 Б.Пастернак.

«Какое же начало было

Столицы русской?  Что стремило

Все эти тысячи славян

В глухой предел полношных стран,

В тот угол , не согретый солнцем,

Чтоб спорить с морем и чухонцем

За обладание землей,

Где нет ни овощей, ни хлеба?

Где только снег и ветра вой,

Где переменчивое небо

То слишком жжет, то леденит,

 Как деспот строгий, своенравный!»

 «…Пред ним широко

 Река неслася, бедный челн

 По ней стремился одиноко,

 По мшистым топким берегам

 Чернели избы здесь и там-

 Приют убогого чухонца

 И лес, неведомый лучам

 В тумане спрятанного солнца,

                Кругом шумел…»

                           А.С.Пушкин.

« Не зреет хлеб на той земле сырой.

Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,

И небо шлет лишь холод или зной…»

                                        А.Мицкевич.

Так писали об этой земле.

Суровой была в древности природа нашего края.

На низких, покрытых мхом берегах рос невысокий кустарник.

Кругом непроходимые топи, ручьи, речки и протоки. В центре Васильевского острова было непроходимое болото.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА В/ФИЛЬМА (болотистый мрачный ландшафт).

На уроках географии мы дали характеристику природных условий области.

Каковы же особенности природы нашего края?

Б) Характеристика климата, почвенно-растительного покрова (сообщения учащихся).

В) Рассказ учителя об атмосферных явлениях и их влиянии на жизнь, быт и здоровье людей.

В нашем крае возможны туман, дымка, гололед, изморозь, гроза,град. Близкая к 100% относительная влажность воздуха в туманах способствует коррозии металлов, старению лако-красочных покрытий. Туманы опасны для здоровья людей т.к. в них содержатся выхлопные газы и вредные примеси. СПб занимает одно из 1-х мест в стране по заболеванию органов дыхания.

Много бед приносит гололед и изморозь. Обледенение проводов, высотных сооружений, конструкций, образование ледяной корки на дорогах  могут вывести из строя промышленные объекты, а так же вызвать травматизм людей.

Дымка, туман, метель, осадки ухудшают видимость на дорогах, затрудняют морскую, речную навигацию, осложняют работу в порту, движение на автострадах. Бывают у нас и грозы, выпадает град, который приносит большие неприятности сельскому хозяйству. Вот такая наша «петербургская» погода.

Н.Анциферов сказал «…да и строился он на краю земли наперекор стихиям как антитеза окружающей природе,  как вызов ей».

О каких стихиях идет речь?

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА В/ФИЛЬМА о Петербургских наводнениях.

Доклад- «Хронология крупных наводнений в СПб».

Вывод: природные условия неблагоприятны (открыть 1-ый вывод на экране и записать в таблицу).

4.Географическое положение.

Какой  фактор играет огромную роль в развитии любой территории?

По карте – Близость Балтийского моря искупает все ее неудобства.

Почему?  (Дает возможность экономическим связям с другими странами)

Вывод: Г.П.выгодное (открываем и записываем 2-ой вывод)

5.Исторические условия (учитель истории СПб).

«А кто столицу русскую воздвиг?

И славянин, в воинственном порыве,

Зачем в пределы чуждые проник,

Где жил чухонец, где царило море?»

                                  А.Мицкевич «Дзяды»

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА В/ФИЛЬМА «Гардарика».

Почему же,  несмотря на неблагоприятные природные условия, здесь селились люди?

Вывод 3-ий: вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Учитель дает краткую историческую справку поселений нашего края по материалам очерка «Ленинградская область» и Писцовой книги.

В работе пользуются картами, лежащими на партах.

6.Порубежный край. (Учитель географии).

Карта-схема Балтийского региона.

Отметить, что территория по берегу Балтики уже занята шведами, финнами, поляками,народами Прибалтики. И только незаселенная территория на западе Балтийского моря требовала создания здесь поселения. Это было единственное место, соединившее бы Россию с Европейскими странами.Это был  Рубеж.

Открываем и записываем 4-ый вывод.

7.Заключение. (учитель истории СПб)

Если бы не было здесь Петербурга, был бы здесь город?

Уже появился шведский город Ниен  и крепость Ниеншанц (карта).

Сделаем вывод (посмотрите выводы в таблицах). Какие  же слова или слово являются ключевыми в высказывании А.С.Пушкина?

Все слова (и природой, и здесь,и суждено).

8.Домашнее задание.

Подумайте, Петербург – это русский, европейский или  Балтийский город?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Конспект интегрированного урока "физическая культура-география, история", для обучающихся 8 класса

В данном конспекте урока для обучающихся 8 класса сделана попытка объединения физической культуры и географии с историей....

Интегрированный урок (химия и география) по теме "Химическая география" (8 класс)

Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию, маршрутный лист....

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Интегрированный урок математики и географии по теме: « География и проценты».

Цели урока:Продолжить работу по формированию  умения решать задачи трех видов на проценты;Закрепить навыки действий с десятичными дробями, провери...