Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Технологическая карта урока на тему

Дата:

Класс: 8

 УМК: Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 8 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2022.

Учитель МБОУ СОШ № 28 им.  Героя Советского Союза Гагиева А.М. г. Владикавказ

Исакова Марина Валентиновна

Тема урока: «Атмосферная циркуляция».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

•        раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

•        сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»;

•        выяснить, что происходит на границах воздушных масс;

•        выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.

Задачи урока (планируемые результаты обучения):

Предметные: формирование представлений и знаний

о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и анти-циклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Деятельность обучающихся: выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов.

Метод обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, групповой, творческий.

Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК,  Экран, презентация, электронная доска.

Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.

                                                                        Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

8

УМК

География 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. А. И. Алексеев и др. – М.; Просвещение, 2016

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Атмосферная циркуляция

Цель урока

Цели урока:

        раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

        сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»;

        выяснить, что происходит на границах воздушных масс;

        выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.

Задачи урока (планируемые результаты)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний

о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Деятельность обучающихся: выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов.

Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, в паре, индивидуальная.

Средства обучения

 карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК, Экран , презентация, электронная доска.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный момент

 Эпиграф: “Весь мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” В.Бианки. - Как вы понимаете эти слова? Чем занимается человек?

Я желаю вам ребята освоить новое и желательно на 5.

Отвечают на вопрос учителя. (Открывает тайны, интересное, неизведанное)

Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя.

Настраиваются на познавательную деятельность.

  1. Актуализация опорных знаний

Предлагает вспомнить, что изучали на прошлых уроках.

Фронтальный опрос  

- Что называется солнечной радиацией?

-  На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их    определения?

-  От чего зависит величина солнечной радиации?

-   Как меняется солнечная радиация по сезонам?

-  Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

  После фронтального опроса подводят итог.(Молодцы!)

Обучающиеся участвуют во фронтальном опросе. Отвечают на вопросы

Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос

Определяют каких знаний им не хватает.

  1. Постановка цели и задач урока

Просмотр клипа с фотографиями на фоне песни «У природы нет плохой погоды»

Почему меняется погода?

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в течение урока и вернемся к вопросу в конце урока. Но чтобы у нас все получилось, нам необходимы некоторые знания, полученные на прошлых уроках……

Цельраскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя и высказыванию учеников.

Контроль правильности ответов обучающихся. Принятие и сохранение цели и задач.

  1. Актуализация знаний

Задаю вопросы (ставлю проблему):

1.Почему погода может измениться в течение дня?

2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?

К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.

Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы

Слушание учителя и сверстников.

Взаимоконтроль. Выделение обучающимися того, что подлежит усвоению.

  1. Первичное усвоение новых знаний

.

.

Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся - Прочитать текст учебника стр.86-87 и проанализировать рис.39 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: 1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана;

2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух.

Учитель задаёт вопрос.  Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано?

    Учитель рассказывает о важности в жизни знания погоды и умения её предсказывать.

 Прежде, чем перейти к изучению понятий атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, чтобы заинтересовать учащихся учитель ставит проблему - демонстрирует прогноз погоды в нашей местности на предстоящую неделю, демонстрирует карту погоды Ростовской области.

     -Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте?

     -Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду?

Учитель рассказывает учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.

Учитель даёт учащимся задание

Просмотр видеофрагмента о циклонах и антициклонах. Модель "Циклон - антициклон". (N 148408)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88653a9f-6c7d-42c3-9af3-9f61228f9842/?from=92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c&interface=pupil&class=50&subject=28

-Составить  характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и  определить как изменяется погода при их прохождении.

пользуясь текстом учебника стр.88 Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).заполните таблицу.

Психологическая разгрузка.

Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение.

Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока.

Продолжаем работать дальше.

Ситуативное задание: представьте себе, что вы должны предсказать прогноз погоды.

Учитель раздает синоптические карты   и предлагает по ней составить прогноз погоды.Указать в каких городах произойдет потепление и похолодание. Какие города находятся в области циклона и антициклона.

Работают с учебным материалом...анализируют рисунок 39, отвечают на вопрос  и записывают  главные выводы в тетрадь.

Отвечают на вопросы, предполагают прогноз погоды

Просматривают видеофрагмент

Работают с учебником и тетрадью, заполняют таблицу

Анализируют карту и прогнозируют погоду.

Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли.

 Развитие монологической реи.

Слушают учителя и сверстников.

Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Уточняют и дополняют.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Выделение и осознание учащимися того, что подлежит усвоению.

Осуществляют самоконтроль

Формируют умение самостоятельно организовать учебную деятельность с картами атласа.

Участвуют в групповом режиме, сотрудничают.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

  1. Первичное закрепление.

Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений, изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.

Работают в 4 микрогруппах

Составляют модели циклона, антициклона , атмосферных фронтов

Участвуют в обсуждении ответов.

Взаимоконтроль.

  1. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Изучить п.28, ответить на вопросы рубрики «Это я знаю»

Слушают учителя, записывают задания.

Взаимодействуют с учителем.

Регуляция учебной деятельности.

  1. Итог урока

Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока.

Почему меняется погода?

(работа над проблемным вопросом)

На территории России постоянно образуются атмосферные фронты, приходят циклоны и антициклоны. Все это вызывает постоянную смену погоды (запись вывода в тетрадь).

Подводит итоги урока.

Формулирует вопросы.

Какую новую  термину мы изучили на уроке?

Чему вы научились?

Отвечают на.

проблемный вопрос ,поставленный в начале урока.

Записывают вывод в тетрадях

Формулируют собственное мнение и позицию.

Проводят самоконтроль.

  1. Рефлексия

-

Проводит рефлексиюОцените себя на уроке:

1.Сегодня на уроке было интересно…

2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

3.Мне было легко…

3.Мне было сложно…

4.Я работал на уроке….

5.О том, что я узнал(а),я расскажу…

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

– По каким признакам вы сделали такой вывод?

– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

 Спасибо за урок!

Рефлексируют, делают выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Саморегуляция эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему "Вулканы"

Технологическая карта составлена учителем в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...

Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)

Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)...