Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_geografii_na_temu_atmosfernaya_tsirkulyatsiya_8_klass.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему
Дата:
Класс:8
УМК: Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 8 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022.
Тема урока: «Атмосферная циркуляция».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
• раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;
• сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»;
• выяснить, что происходит на границах воздушных масс;
• выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.
Задачи урока (планируемые результаты обучения):
Предметные: формирование представлений и знаний
о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и анти-циклонах.
Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.
Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.
Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Деятельность обучающихся: выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов.
Метод обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, групповой, творческий.
Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК, Экран, презентация, электронная доска.
Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.
Технологическая карта урока
Предмет | География |
Класс | 8 |
УМК | География 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. А. И. Алексеев и др. – М.; Просвещение, 2016 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Атмосферная циркуляция |
Цель урока | Цели урока: раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России; сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»; выяснить, что происходит на границах воздушных масс; выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Планируемые результаты обучения: Предметные: формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и анти-циклонах. Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки. Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России. Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон. Деятельность обучающихся: выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов. Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Фронтальная, в паре, индивидуальная. |
Средства обучения | карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК, Экран , презентация, электронная доска. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
| Эпиграф: “Весь мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” В.Бианки. - Как вы понимаете эти слова? Чем занимается человек? Я желаю вам ребята освоить новое и желательно на 5. | Отвечают на вопрос учителя. (Открывает тайны, интересное, неизведанное) | Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя. | Настраиваются на познавательную деятельность. |
| Предлагает вспомнить, что изучали на прошлых уроках. Фронтальный опрос- Что называется солнечной радиацией? - На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их определения? - От чего зависит величина солнечной радиации? - Как меняется солнечная радиация по сезонам? - Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России? После фронтального опроса подводят итог.(Молодцы!) | Обучающиесяучаствуют во фронтальном опросе. Отвечают на вопросы | Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос | Определяют каких знаний им не хватает. |
| Просмотр клипа с фотографиями на фоне песни «У природы нет плохой погоды» Почему меняется погода? Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в течение урока и вернемся к вопросу в конце урока. Но чтобы у нас все получилось, нам необходимы некоторые знания, полученные на прошлых уроках.…… Цельраскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России; | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель и задачи урока. | Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя и высказыванию учеников. | Контроль правильности ответов обучающихся. Принятие и сохранение цели и задач. |
| Задаю вопросы (ставлю проблему): 1.Почему погода может измениться в течение дня? 2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать? К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды. | Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы | Слушание учителя и сверстников. | Взаимоконтроль. Выделение обучающимися того, что подлежит усвоению. |
. . | Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся - Прочитать текст учебника стр.86-87 и проанализировать рис.39 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: 1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана; 2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики; 3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух; 4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух. Учитель задаёт вопрос. Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано? Учитель рассказывает о важности в жизни знания погоды и умения её предсказывать. Прежде, чем перейти к изучению понятий атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, чтобы заинтересовать учащихся учитель ставит проблему - демонстрирует прогноз погоды в нашей местности на предстоящую неделю, демонстрирует карту погоды Ростовской области. -Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте? -Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду? Учитель рассказывает учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды. Учитель даёт учащимся задание Просмотр видеофрагмента о циклонах и антициклонах. Модель "Циклон - антициклон". (N 148408) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88653a9f-6c7d-42c3-9af3-9f61228f9842/?from=92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c&interface=pupil&class=50&subject=28 -Составить характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и определить как изменяется погода при их прохождении. пользуясь текстом учебника стр.88 Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).заполните таблицу. Психологическая разгрузка. Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение. Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока. Продолжаем работать дальше. Ситуативное задание: представьте себе, что вы должны предсказать прогноз погоды. Учитель раздает синоптические карты и предлагает по ней составить прогноз погоды.Указать в каких городах произойдет потепление и похолодание. Какие города находятся в области циклона и антициклона. | Работают с учебным материалом..анализируют рисунок 39, отвечают на вопрос и записывают главные выводы в тетрадь. Отвечают на вопросы, предполагают прогноз погоды Просматривают видеофрагмент Работают с учебником и тетрадью, заполняют таблицу Анализируют карту и прогнозируют погоду. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли. Развитие монологической реи. Слушают учителя и сверстников. Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос | Взаимоконтроль Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Уточняют и дополняют. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Выделение и осознание учащимися того, что подлежит усвоению. Осуществляют самоконтроль |
Формируют умение самостоятельно организовать учебную деятельность с картами атласа. | Участвуют в групповом режиме, сотрудничают. | Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. | ||
| Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д. | Работают в 4 микрогруппах Составляют модели циклона, антициклона , атмосферных фронтов | Участвуют в обсуждении ответов. | Взаимоконтроль. |
| Инструктаж по выполнению домашнего задания. Изучить п.28,ответить на вопросы рубрики «Это я знаю» | Слушают учителя, записывают задания. | Взаимодействуют с учителем. | Регуляция учебной деятельности. |
| Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Почему меняется погода? (работа над проблемным вопросом) На территории России постоянно образуются атмосферные фронты, приходят циклоны и антициклоны. Все это вызывает постоянную смену погоды (запись вывода в тетрадь). Подводит итоги урока. Формулирует вопросы. Какую новую термину мы изучили на уроке? Чему вы научились? | Отвечают на. проблемный вопрос ,поставленный в начале урока. Записывают вывод в тетрадях | Формулируют собственное мнение и позицию. | Проводят самоконтроль. |
- | Проводит рефлексиюОцените себя на уроке: 1.Сегодня на уроке было интересно… 2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…. 3.Мне было легко… 3.Мне было сложно… 4.Я работал на уроке…. 5.О том, что я узнал(а),я расскажу… – Посмотрим за окно. Какая погода сейчас? – По каким признакам вы сделали такой вывод? – Что будет с погодой, если передали приближение циклона? Спасибо за урок! | Рефлексируют, делают выводы. | Взаимодействуют с учителем. | Саморегуляция эмоционального состояния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс
ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....
Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс
Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...
Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс
Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...
Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)
Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)...
Технологическая карта урока географии на тему "Атмосферная циркуляция"
полный конспект урока...