Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

Доева Майя Хасанбековна

Технологическая карта урока географии на тему Атмосферная циркуляция (8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Технологическая карта урока на тему

Дата:

Класс:8

 УМК: Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 8 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2022.

Тема урока: «Атмосферная циркуляция».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

•        раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

•        сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»;

•        выяснить, что происходит на границах воздушных масс;

•        выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.

Задачи урока (планируемые результаты обучения):

Предметные: формирование представлений и знаний

о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и анти-циклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Деятельность обучающихся: выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов.

Метод обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, групповой, творческий.

Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК,  Экран, презентация, электронная доска.

Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.

                                                                        Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

8

УМК

География 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. А. И. Алексеев и др. – М.; Просвещение, 2016

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Атмосферная циркуляция

Цель урока

Цели урока:

        раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

        сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»;

        выяснить, что происходит на границах воздушных масс;

        выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.

Задачи урока (планируемые результаты)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний

о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и анти-циклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Основное содержание: атмосферная циркуляция, воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних территорий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Деятельность обучающихся: выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов; наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов.

Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная,  в паре, индивидуальная.

Средства обучения

 карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК,  Экран , презентация, электронная доска.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный момент

 Эпиграф: “Весь мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” В.Бианки. - Как вы понимаете эти слова? Чем занимается человек?

Я желаю вам ребята освоить новое и желательно на 5.

Отвечают на вопрос учителя. (Открывает тайны, интересное, неизведанное)

Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя.

Настраиваются на познавательную деятельность.

  1. Актуализация опорных знаний

Предлагает вспомнить, что изучали на  прошлых уроках.

Фронтальный опрос-  Что называется солнечной радиацией?

-  На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их    определения?

-  От чего зависит величина солнечной радиации?

-   Как меняется солнечная радиация по сезонам?

-  Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

  После  фронтального опроса подводят итог.(Молодцы!)

Обучающиесяучаствуют во фронтальном опросе. Отвечают на вопросы

Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос

Определяют каких знаний им не хватает.

  1. Постановка цели и задач урока

Просмотр клипа с фотографиями на фоне песни «У природы нет плохой погоды»

Почему меняется погода?

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в течение урока и вернемся к вопросу в конце урока. Но чтобы у нас все получилось, нам необходимы некоторые знания, полученные на прошлых уроках.……

Цельраскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России;

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя и высказыванию учеников.

Контроль правильности ответов обучающихся. Принятие и сохранение цели и задач.

  1. Актуализация знаний

Задаю вопросы (ставлю проблему):

1.Почему погода может измениться в течение дня?

2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?

К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.

Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы

Слушание учителя и сверстников.

Взаимоконтроль. Выделение обучающимися того, что подлежит усвоению.

  1. Первичное усвоение новых знаний

.

.

Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся -  Прочитать текст учебника стр.86-87 и проанализировать рис.39 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: 1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана;

2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный  умеренный и морской умеренный воздух.

Учитель задаёт вопрос.  Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано?

    Учитель рассказывает о важности  в жизни знания погоды и умения её предсказывать.

 Прежде, чем перейти к изучению понятий атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, чтобы заинтересовать учащихся учитель ставит проблему - демонстрирует прогноз погоды в нашей местности на предстоящую неделю, демонстрирует карту погоды Ростовской области.

     -Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте?

     -Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду?

Учитель рассказывает  учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный  фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.

Учитель даёт учащимся задание

Просмотр видеофрагмента о циклонах и антициклонах. Модель "Циклон - антициклон". (N 148408)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88653a9f-6c7d-42c3-9af3-9f61228f9842/?from=92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c&interface=pupil&class=50&subject=28

-Составить  характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и  определить как изменяется погода при их прохождении.

пользуясь текстом учебника стр.88 Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).заполните таблицу.

Психологическая разгрузка.

Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение.

Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока.

Продолжаем работать дальше.

Ситуативное задание: представьте себе, что вы должны предсказать прогноз погоды.

Учитель  раздает синоптические карты   и предлагает по ней составить прогноз погоды.Указать в каких городах произойдет потепление и похолодание. Какие города находятся в области циклона и антициклона.

Работают с учебным материалом..анализируют рисунок 39, отвечают на вопрос  и записывают  главные выводы в тетрадь.

Отвечают на вопросы, предполагают прогноз погоды

Просматривают видеофрагмент

Работают с учебником и тетрадью, заполняют таблицу

Анализируют карту и прогнозируют погоду.

Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли.

 Развитие монологической реи.

Слушают учителя и сверстников.

Умение соотнести свои ответы с ответами ученика, отвечающего на вопрос

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Уточняют и дополняют.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Выделение и осознание учащимися того, что подлежит усвоению.

Осуществляют самоконтроль

Формируют умение самостоятельно организовать учебную деятельность с картами атласа.

Участвуют в групповом режиме, сотрудничают.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

  1. Первичное закрепление.

Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.

Работают в 4 микрогруппах

Составляют модели циклона, антициклона , атмосферных фронтов

Участвуют в обсуждении ответов.

Взаимоконтроль.

  1. Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Изучить п.28,ответить на вопросы рубрики «Это я знаю»

Слушают учителя, записывают задания.

Взаимодействуют с учителем.

Регуляция учебной деятельности.

  1. Итог урока

Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока.

Почему меняется погода?

(работа над проблемным вопросом)

На территории России постоянно образуются атмосферные фронты, приходят циклоны и антициклоны. Все это вызывает постоянную смену погоды (запись вывода в тетрадь).

Подводит итоги урока.

Формулирует вопросы.

Какую новую  термину мы изучили на уроке?

Чему вы научились?

Отвечают на.

проблемный вопрос ,поставленный в начале урока.

Записывают вывод в тетрадях

Формулируют собственное мнение и позицию.

Проводят самоконтроль.

  1. Рефлексия

-

Проводит рефлексиюОцените себя на уроке:

1.Сегодня на уроке было интересно…

2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

3.Мне было легко…

3.Мне было сложно…

4.Я работал на уроке….

5.О том, что я узнал(а),я расскажу…

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

– По каким признакам вы сделали такой вывод?

– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

 Спасибо за урок!

Рефлексируют, делают выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Саморегуляция эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...

Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)

Технологическая карта урока по географии на тему Атмосферная циркуляция_(8 класс)...