Финансовая грамотность на уроках географии
методическая разработка по географии
Повышение финансовой грамотности населения обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_na_urokah_geografii.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность на уроках географии.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. повышение финансовой грамотности населения обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей. Финансовая грамотность предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать, которое на практике даёт возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Можно выделить следующие характеристики финансово грамотного человека:
1. Он ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами .
2. Он тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет большого количества кредитов в разных банках, он умеет жить по средствам и сберегает свободные денежные средства.
3. Он ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает, где найти нужную информацию из надежных источников и использовать её с максимальной выгодой для себя.
4. Он осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.
5. Он имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.
6. Он знает, как защищены права потребителя, куда нужно обратиться, если его права нарушены.
Учебный материал позволит сформировать у обучающихся следующие компетенции:
• Уметь давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания (базовый уровень); уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями (продвинутый уровень).
• Уметь составлять личный бюджет (продвинутый уровень).
• Осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов (базовый уровень); осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности (продвинутый уровень).
• Понимать основные задачи и принципы страхования (базовый уровень); знать различные виды страховых продуктов (продвинутый уровень).
• Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов (базовый уровень).
Учебная деятельность определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес. Последний определяется личной мотивацией и заинтересованностью, которые могут быть так же реализованы при выполнении практических работ, нацеленных на решение вопросов личного характера. Например, практическая работа «Подготовка к поездке в зарубежную страну», выполнение которой предполагает внимательное изучение вопросов личной финансовой безопасности. Таким образом, познавательный интерес определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. При изучении учебного материала раздела IV «Материки и страны» рекомендуется выполнить практическую работу по финансовой грамотности. Практическая работа может быть выполнена для страны любого региона (по выбору учителя и с учётом подготовленности обучающихся), как на уроке так и во вне урочное время. Учитель должен объяснить цель работы и ход её выполнения. Во время каникул школьники могут выезжать на отдых за границу как с родителями, так и в составе группы, поэтому они (13–14 лет) уже должны иметь представление о документах удостоверяющих их личность за границей, о возможных путях организации поездки, обеспечении жилья, питания, правилах организации отдыха, правилах пользования пластиковой картой и наличными деньгами и т.д. Цели практической работы — социальная адаптация подростка в зарубежной поездке. Подросток должен быть готов приспособиться к новой социальной среде за счёт умения анализировать текущие ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.
1. Документы удостоверяющие личность подростка за границей. — до исполнения 14 лет; — после достижения 14 лет; — общие правила оформления документов.
2. Варианты подготовки зарубежной поездки: — через туристическое агентство; — самостоятельно.
3. Выбор туристического агентства.
4. Обязанности туристического агентства и права клиента: — пакет подготавливаемых документов и информации о клиенте для туристического агентства; — заключение договора; — медицинская страховка.
5. Самостоятельная организация (с родителями) отдыха за границей: — разработка маршрута; — подбор информации о местах предполагаемого посещения; — покупка авиабилетов; — бронирование отелей или апартаментов; — оформление визы; — питание и расходы на питание; — культурная программа.
6. Пластиковая платежная карта и наличные деньги: — правила открытия счета для подростков, достигших 14 лет; — виды страхования платежной карты за границей; — правила пользования платежной картой; — валюта страны и валютный курс, где будет проходить отдых; — необходимость наличных денег за границей.
Подготовка к выполнению данной практической работы подразумевает ознакомление обучающихся с такими понятиями как валютный курс, бюджет и его составление, открытие банковского счёта.
Таким образом, цель реализации модуля по формированию финансовой грамотности в школе заключается в создании условий для формирования у обучающихся способности эффективно управлять личными финансами, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.
Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС и дидактических единиц содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может стать ресурсом не только достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями. Изучение основ финансовой грамотности носит сугубо практический характер и, очевидно, что подобные знания необходимы при решении реальных проблем. В своей повседневной жизни ребенок видит, как эти вопросы пытаются решить его родители. С большой долей вероятности можно предположить, что он захочет поделиться с ними этой информацией. И в этом случае начнется финансовое просвещение старшего поколения. Сегодняшнее общество таково, что способы передачи знаний нередко осуществляются не только в традиционной форме постфигуративно (когда дети учатся у взрослых), но и префигуративно (когда взрослые учатся у своих детей
Формирование финансовой грамотности на уроках географии
№ | Раздел программы по географии | № и тема урока | Тема занятия по финансовой грамотности |
5 класс | |||
1 | Развитие географических знаний о Земле | 3.Древняя Индия. Древний Китай | 1)Познавательная беседа «Социальные пособия». |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 4.Древняя Греция. Древний Рим | 2)Решение экономических задач «Социальные выплаты». |
3 | Развитие географических знаний о Земле | 6.Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света и морского пути в Индию | 3)Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. |
4 | Развитие географических знаний о Земле | 8.Географические открытия 17-18, 19-20 веков | 4)Решение логических задач «Валюта в современном мире». |
6 класс | |||
1 | Географическая карта | 11.Изображение на физической карте высот и глубин | 1)Работа с документами «Права потребителя». |
2 | Гидросфера | 20.Свойства вод океана | 2)Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». |
3 | Гидросфера | 21.Движение вод в океане | 3)Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». |
4 | Атмосфера | 27.Атмосфера: строение, значение, изучение | 5)Практическая работа «Заем, виды займов». |
7 класс | |||
1 | Африка | 25.Особенности стран Северной Африки. Алжир | 1)Познавательная беседа «Виды кредитов», «Что такое кредитная история заемщика?» |
2 | Африка | 26. Особенности стран Западной и Центральной Африки. Нигерия. | 2)Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». |
3 | Африка | 27. Особенности стран Восточной Африки. Эфиопия | 3)Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». |
4 | Евразия | 62.Страны Центральной Азии | 4)Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». |
5 | Евразия | 60.Страны Южной Европы. Италия | 5)Практическая работа «Социальный найм жилья». |
6 | Северная Америка | 49. Канада, Мексика, США | 6)Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». |
7 | Евразия | 56.Великобритания | 7)Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». |
8 | Евразия | 58. Страны Восточной Европы | 8)Практическая работа «Принципы работы страховой компании». |
8 класс | |||
1 | Хозяйство России | 57. Что такое хозяйство страны | 1)Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» |
2 | Хозяйство России | 60. Природно-ресурсный капитал России | 2) "Комфортность климата. Неблагоприятные климатические условия" Раскрываются понятия специализация и разделение труда. |
3 | Хозяйство России | 62. Сельское хозяйство | 3)Мини-проект «Реклама и ее виды». |
4 | Хозяйство России | 63.Растениеводство | 4)Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» |
5 | Хозяйство России | 65.Животноводство | 5)Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» |
6 | Хозяйство России | 66.Лесное хозяйство | 6)Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». |
7 | Хозяйство России | 67.Охота и рыбное хозяйство | 7)Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять». |
8 | Хозяйство России | 59.Состав первичного сектора экономики | 8)Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». |
9 класс | |||
1 | Хозяйство России. Экономика РФ | 11.Командная экономическая система | 1)Познавательная беседа «Рыночное равновесие». |
2 | 12.Рыночная и смешанная экономика | 2)Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». | |
3 | Важнейшие межотраслевые комплексы России | 34. АПК: Пищевая и легкая промышленность. | 3)Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». |
4 | Важнейшие межотраслевые комплексы России | 35. Состав инфраструктурного комплекса | 4)Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». |
5 | Территориальная организация и районирование России | 39. Проблемы и варианты экономического районирования | 5)Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» |
6 | Западный макрорегион | 41. Население и трудовые ресурсы Центральной России | 6) «Польза и риски банковских карт?» |
7 | Западный макрорегион | 48. Северный Кавказ | 7)Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Мини-исследование. |
8 | Западный макрорегион | 50. Поволжье | 8)Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» |
10 – 11 классы | |||
1. | Страны современного мира. | 4.Развитые и развивающиеся страны. | 1) Уровень социально-экономического развития, ВВП на душу населения. Экономически развитые и развивающиеся страны, страны «Большой семерки», страны «переселенческого капитализма», страны с переходной экономикой, ключевые развивающиеся страны, НИС, страны – экспортеры нефти, промежуточные страны, микрогосударства, беднейшие страны. |
2. | География населения мира. | 7. Численность и динамика населения мира. | 2) Демография, рождаемость, смертность, воспроизводство населения. Демографическая политика. Социальные пособия. |
8. Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. | 3)Влияние уровня социально-экономического развития страны на возрастной состав ее населения. 4) В чем различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»? | ||
12. Размещение населения и его миграции. | 5) Составление каты-схемы миграционных потоков в современном мире. | ||
3. | Отрасли мирового хозяйства. | 25. Международные экономические отношения. | 1) Познавательная беседа «Что такое рынок?» |
26. Международная торговля услугами. | Свободные экономические зоны. (СЭЗ) |
ОЖС – это особые жизненные ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Финансовая грамотность на уроках математики
Финансовая грамотность на уроках математики...
Формирование финансовой грамотности на уроках математики.
При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры учащиеся формируют основы финансовой грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...
«Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»
Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...
Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).
Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...
Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл
Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл...
Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...
Материал к уроку -Финансовая грамотность на уроках англ.яз -Семейный бюджет
Материал к уроку по финансовой грамотности на англ.яз...