Технология проектной деятельности при обучении географии
статья по географии

Наталья Александровна Бокарева

В статье рассматривается технология проектной деятельности на уроках географии. Показано место проектной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте трех поколений . Анализ географических проектов в разных регионах Российской Федерация осуществляется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bokareva_na_proektnaya_d-t_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

 Н.А. Бокарева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург,

golubkova.natasha@bk.ru

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF ACHIEVING META-SUBJECT RESULTS WHEN STUDYING GEOGRAPHY

N.A. Bokareva

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

В настоящее время большой популярностью у учителей-предметников стала пользоваться технология проектов. По новым стандартам учитель должен не только передать знания, но и обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени, формированию умений переносить полученные знания в практическое применение. Поиск новых педагогических технологий, которые могли бы реализовать поставленные перед учителем задачи, привел к новому развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Изучив ФГОС разных поколений (2004 г., 2009-2012 г.г., 2021 г.), можно проследить, как менялось место проектной и исследовательской деятельности. Если в ФГОСе первого поколения была ориентированность на предметный результат и про проектную деятельность упоминается вскользь, то к ФГОСу 2021 году идет усиление воспитательной функции и можно заметить усиление значимости проектов, т.к. большое внимание уделено к применению УУД в жизненных ситуациях и готовности решения практических задач [4,5,6].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Технология проектов стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать групповую и индивидуальную работу. М.П. Воюшина подчеркивала, что при организации проектной деятельности учащийся попадает в ситуацию выбора, т.к. самостоятельно решает принимать или не принимать участие в проекте, какой проект выбрать, с кем работать в группе и т.д. А «поставить школьника в ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку там, где есть осознанный выбор, формируется ответственность, рождается интерес» [7,8].

В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственных знаний. Учащийся оказывается в такой ситуации, где он не только получает теоретические знания, но и должен объяснять, как он получил данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

В таблице 1 рассмотрим проектные работы под руководством учителей географии в некоторых регионах России.

Таблица 1

 Примеры проектов при изучении школьного курса географии

Название и автор проектаАннотация проекта

Вид проекта [3]Форма продукта проектной деятельности [1]«Семь чудес России»

автор: Лабастов Дмитрий

обучающийся 7 класса

МБОУ «Песчановская СОШ»

Наставник:

Ирина Сергеевна Шумкина

учитель географии

Учреждение:МБОУ «Песчановская СОШ»Проект «Рейтинг популярных мест России» знакомит с удивительными и неповторимыми «точками»  на физической карте России, самыми красивыми и живописными местами нашей необъятной родины, которые ежегодно посещают туристы. Познавательный,

комплексный монопредметный,

мини- проект, индивидуальный,

учебный,

итоговый,

классныйАтлас «Семь чудес России»«География на купюрах»

Автор: Ольшевская Вероника

Руководитель: Власенко Галина Анатольевна

Учреждение: МАОУ СОШ №7 г. Когалым

В предложенном проекте по географии «География на купюрах» представлено изучение бумажных денежных купюр России, описаны географические места, которые изображены на рублевых купюрах: 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. В рамках проекта была создана брошюра «Про деньги по алфавиту», включающая пословицы и поговорки о деньгах. Практикоориентированный,

комплексный,

межпредметный

мини-проект,

индивидуальный,

учебный,

итоговый,

классный

Брошюра «Про деньги по алфавиту»«Единство народов России»

Автор: Николаева Алина

Научный руководитель: учитель основ проектной

и исследовательской деятельности

Паршакова Наталья Александровна

Учреждение: МОУ«Серебрянская средняя общеобразовательная школа» В данной работе, при изучении литературы по теме: «Национальность народов России», были рассмотрены и проанализированы разные национальности народов. Проведено анкетирование на учащихся 5-8 классов, для выявления их отношения к другим нациям. Исследовательский,

социально-экономический и историко-географический,

монопредметный

средней продолжительности,

индивидуальный,

учебный,

текущий,

классныйАнализ данных социологического опроса «Рейтинг популярных мест России»

Автор: Мария Кошкарева

Научный руководитель: Арина Юрьевна Жигайлова

Учреждение: МОУ «СОШ № 36» г. Магнитогорска В проекте изучена  литература  и обобщены сведения о наиболее интересных местах нашей страны, Проведён опрос обучающихся, с целью выяснить насколько хорошо они знакомы с чудесами, созданными природой, которые находятся в нашей стране. Составлен свой список красивых мест России, отображение их на карте.Познавательный,

физико-географический,

монопредметный

мини-проект,

индивидуальный,

учебный,

итоговый,

классныйНаглядное пособие– фотоаль-бом «Самые популярные места России»  «Минералы»

Автор: Гильдиков Данил

 Научный руководитель: Строгонова Антонина Анатольевна

 Учреждение: МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа» Брянского района В проекте о минералах представлена информация о том, как образовались минералы на Земле, сколько существует различных минералов, освещена актуальность изучения минералов. Установлена связь, где можно найти минералы для коллекции. Проведен опрос среди школьников и взрослых.Практикоориентированный,

комплексный,

монопредметный,

мини-проект,

индивидуальный,

учебный,

итоговый,

классный.

Собственная коллекция минералов  

                                                                                                                     

Приведенные примеры организации проектной деятельности в школе разноплановы, в результате формируются такие УДД как: познавательные (общеучебные и логические), личностные, коммуникативные, регулятивные [2].

Проектную деятельность учащихся можно представить себе, как многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Тем самым, проектная деятельность воплощает в себе приоритетные тенденции современного образования к интеграции предметных дисциплин.

Литература

[1].Жилина Т.Н., Зинченко Н.Н., Флеенко А.В., Мударисова Г.Р., Михайлова М.Г., Лисина Н. Г., Антропянская Л.Н., Терентьева Е.М., Филатова А.Б., Князева Л.Н. Проектная деятельность по географии в школе: методическое пособие. – Томск: Интегральный переплет, 2017. – 151 с.

[2].Каск Н.Г., Смирнова О.Ю. Мини-проект на уроке географии как средство формирования коммуникативных УУД. География: развитие науки и образования. Коллективная монография по материалам Всероссийской, с международным участием, научно-практической конференции LXXII Герценовские чтения, 18-21 апреля 2019 года/СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – с.644

[3].Проектная деятельность учителя географии. Проектирование урока: учебное пособие для вузов/В.Г. Суслов (и др.). — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 326 с.

[4].Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089)

[5].Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)

[6].Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287) [7].Щербакова С.Г  и  др.  Организация  проектной  деятельности  в  школе. Система работ/Л.А. Выткалова, Н.В. Кобченко, Т.В. Хуртова. Учитель, 2009.

[8].Технология проектной деятельности (Е.С. Палат, В.Д. Симоненко) : [ сайт].—2021.—URL: https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785 (дата обращения: 12.10.2021).

Summary

The article discusses the technology of project activities in geography lessons. The place of project activity in the Federal State Educational Standard of three generations is shown. The analysis of geographic projects in different regions of the Russian Federation is carried out.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе"

Система образования XXI века является стратегически важной сферой человеческой деятельности. Перед всем педагогическим сообществом, и в частности перед учителями географии, поставлена задача переориен...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности на уроках географии.

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности....

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии...

"Проектная деятельность в обучении географии"

Цель работы: развитие интеллектуальных способностей обучающихся через использование технологии проектной деятельности в обучении географии....