Технология проектной деятельности на уроках географии.
методическая разработка на тему

Малярчук Лариса Васильевна

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokakh_geografii.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности на уроках географии.

Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

Одним из важных направлений развития современной школы является социализация личности, т.е. развитие у учащихся социальных компетенций - способностей, основанных на знаниях и опыте, ценностях и склонностях, которые приобретены благодаря обучению. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности.

Методов проект не является принципиально новым в мировой педагогике, он зародился в США в 20-е гг. XX в. У.Лилпатрик один из основоположников проектного метода обучения считал проектом любую деятельность, выполняемую "от всего сердца" с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Яаптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления [2].

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология.

Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов [1].

Это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом учитель решает:

  • педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);
  • социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).

В.В. Николина выделяет следующие виды проектов: табл1.

Критерии

Типы проектов

Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Уровень интеграции

Монопредметные (выполняются на материале географии)

Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)

Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (несколько недель)

Средней продолжительности (несколько месяцев)

Долгосрочные (в течение года)

Количество участников проекта

Индивидуальные, групповые, коллективные

Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

Использование средств обучения

Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства

Включенность проектов в тематический план

Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможно- сти; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельно- сть, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащими ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. Ценность работы над проектом в том, что в процессе  выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.

Литература. 

  1. Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2002. - С151
  2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....

Технология проектной деятельности при обучении географии

В статье рассматривается технология проектной деятельности на уроках географии. Показано место проектной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте трех поколений . Анализ ге...

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...