Статья "Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе"
статья по географии по теме
Система образования XXI века является стратегически важной сферой человеческой деятельности. Перед всем педагогическим сообществом, и в частности перед учителями географии, поставлена задача переориентации процесса обучения на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. В данной статье подробно изложена проектная деятельность как один из наиболее эффективных методов организации обучения в старшей школе. Применение данного метода позволяет формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В работе обозначены преимущества проектной деятельности в школе, требования к проекту, основные типы и классификация проектов, подробно описаны этапы работы над проектом ( подготовка, планирование, выполнение, защита ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе.
Новикова Елена Николаевна
учитель географии, г. Ковров МБОУ СОШ №22
Перед всем педагогическим сообществом и в частности перед учителями географии, в настоящее время, поставлена проблема переориентации процесса обучения на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. К основным идеям , заложенным во ФГОСах, относятся: ориентация процесса обучения на необходимость приобретения учащимися в процессе обучения неких универсальных механизмов, которые призваны обеспечить будущему выпускнику возможность для выбора жизненного пути; обучение его свободно ориентироваться в пространстве идей, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности; оказать помощь в выработке целостного взгляда на мир, что в конечном результате определит формирование полноценного гражданина страны и мира с высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Данная целевая установка зафиксирована в разделе «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» на уровне личностных и метапредметных результатов и конкретизируется в программе универсальных учебных действий.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
В старшей школе на первый план выходит формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности в экономической и социальной географии мира (т.е. самостоятельное практическое владение технологией проектирования географии).
Что же такое учебный проект?
Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, которая осуществляется под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
Преимущества проектной деятельности в школе.
- В корне меняются отношения «учитель-ученик».
- Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
- По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
- Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
- Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
- Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.
Требования к проекту.
- Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
- Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
- Все материалы презентации созданы с соблюдением авторских прав, т.е. ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр.;
- Цитирование, оформление списка используемой литературы, информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
- Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников.
- Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
- Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
- При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
- Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
- В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Типы проектов в зависимости от сферы деятельности человека.
Сфера деятель- ности человека | Проектная деятельность по географии | Примеры названий проектов |
Научно-познава- тельная | Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии | Экологические проблемы региона. Этнические традиции народов Севера. В каком районе России вы хотели бы жить и работать? Обоснуйте свой выбор. Геральдика как способ изучения географии и истории России. История развития транспорта области (страны). Самые молодые и пожилые районы страны. Народов много, а страна одна. |
Практи ко-преобразовательная | Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности | Глазомерная съемка местности. Полярная съемка. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма). План местности в районе школы. Природные комплексы как источник существования человека. Проект создания новых объектов (поселков, парков). |
Ценностно-ориентационная | Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации | Земля - наш общий дом. Природа и мы. Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем. Памятники всемирного наследия в стране (Золотое кольцо, Суздаль) и в мире |
Комму- никативная | Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации | Проектирование мегалополиса по оси Москва-Владимир-Нижний Новгород. (Примечание: может быть указан любой конкретный регион.) Проектирование транспортной магистрали между пунктами. Проектирование города будущего. Использование компьютерных технологий на уроке географии (создание презентаций) |
Художественно-эстетическая | Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты | Театрализованные проекты «Индия», «Япония», «Бразилия» и др. Туристический проект «Круиз по Дальнему Востоку». «Моя малая Родина». «Многообразие природных районов области». Экскурсионный проект «Путешествие по столицам Европы». Походы по родному краю с описанием. Осенне-весенние экскурсии. «Путешествие по карте с первопроходцами России» |
Классификация типов проектов.
Критерии | Типы проектов |
1. Содержание | Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические |
2. Уровень интеграции | Монопредметные (выполняется на материале географии). Межпредметные (учитывают содержание нескольких предметов по смежной тематике). Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) |
3. Продолжительность выполнения проекта | Мини-проект (от одной до нескольких недель, в течение недели). Средней продолжительности (месяц, несколько месяцев). Долгосрочные (в течение года) |
4. Количество участников проекта | Индивидуальные, групповые, коллективные |
5. Способ преобладающей деятельности | Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские |
6. Использование средств обучения | Классические, традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические). Информационные и коммуникативные (компьютерные средства) |
7. Включенность проектов в тематический план | Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания). Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) |
Этапы работы над проектами.
- Подготовка
Проект всегда организуется вокруг какой-то интересной проблемы, поиск которой очень важная и сложная часть работы. Проблема должна быть актуальной, значимой для данной местности, интересной для учащихся, должна находиться в области их самоопределения. География – наука многогранная, в ней тесно переплелись многие науки : этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия, поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. После того, как выбрана проблема и определена тема проекта, начинается поиск литературы, информации в интернет, намечаются цели и определяются задачи проекта.
- Планирование
Планирование заключается в выработке структуры проекта, определении этапов и сроков выполнения, предположении результатов работы. Полученный результат должен быть социально и практически значимым.
- Выполнение
Под выполнением проекта понимается работа по написанию и оформлению текста проекта. Написание и оформление текста должно отвечать стандартным требованиям: введение, основная часть, заключение. Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы (объекта, явления), обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи проекта. Основная часть включает следующие разделы: 1) В разделе «Обзор работ» делается обзор литературы по изучаемой проблеме и работ, уже выполненных когда-либо и кем-либо для решения проблемы; 2) В разделе «Характеристика места и времени выполнения работы» подробно описывают место работы, желательно дать привязку к карте (картосхеме), время выполнения; 3) В разделе «Методики исследования» описываются методы, используемые в работе, делается их краткое описание и даются ссылки на авторов; 4) «Результаты исследования» систематизируются, статистически обрабатываются, подробно излагаются, иллюстрируются с помощью таблиц, графиков, диаграмм, схем, рисунков, фотографий. Размещать эту информацию желательно в приложении. А в тексте делать на нее ссылки; 5) В разделе «Обсуждение полученных результатов» результаты анализируются и сопоставляются с литературными данными, с предыдущими исследованиями, делаются определенные заключения; 6) В разделе «Выводы» кратко формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются дальнейшие исследования. В заключении кратко описывается внедрение результатов проекта и их значение для данной местности. Кроме выше перечисленного в проекте должны быть титульный лист, оглавление, список литературы (оформляется по алфавиту), приложения.
- Защита
Защита - завершающий этап работы над проектом, состоящий из оформления презентации проекта и публичного выступления. Работа над формой изложения включает в себя отбор материала проекта для доклада с учетом регламента выступления (как правило, до 10 минут). Кратко говорится об актуальности проекта, о других работах по данной теме, методике исследования, излагаются полученные результаты и выводы, практическая значимость. Структура компьютерной презентации должна повторять структуру самого проекта, но при этом, не дублируя его, а только дополняя, расширяя, иллюстрируя материал, отобранный для доклада.
Таким образом, применение проектного метода в процессе изучения географии – неотъемлемая часть образовательного процесса в старшей школе. Организация проектной деятельности учащихся направлена на интеграцию имеющихся фактических знаний и их применение с учетом дифференцированного подхода и соотношения возможностей учеников с уровнем сложности проектной работы. В комплексе подобный опыт способствует более глубокому усвоению учащимися курса географии в 9-11 классах.
Литература
1.Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников.// География в школе.2010. №5.
2.Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников.// География в школе. 2008. №7.
3.Матвеева Л.Н. Хочешь интересной жизни – займись исследовательской деятельностью.// География и экология в школе 21 века.
4.Ступницкая М.А.Что такое учебный проект?– М.: Первое сентября. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и приемы использования игровых методов обучения лексики в старшей школе
Обучение иностранному языку - это, прежде всего обучение лексике, т.е. правильному пониманию и употреблению слов. При формировании и формулировании мысли лексические средства играют большую роль. ...
«Применение различных приемов обучения физики в старшей школе»
В своей работе я обобщила приёмы, которые использую для обучения физики....
Организация дифференцированного обучения математике в старшей школе на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений с параметром»
решение тригонометрических уравнений в старшей школе...
Зачётная работа по теме «Дифференцированное обучение математике в старшей школе»
Выделение трёх уровней сложности учебных задач...
«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»
«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...
«Дифференцированное обучение математике в старшей школе»
«Дифференцированный подход к изучению темы «Тригонометрические уравнения» »...
«Из опыта организации совместной деятельности по обучению исследованию в старшей школе»
Представляю вашему вниманию экспериментальную разработку, в которой я описываю опыт совместной деятельности по обучению учащихся исследованию. В разработке я описала этапы и формы работы, предста...