Создание нестандартных уроков по географии
статья по географии
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_nestandartnyh_urokov_po_geografii.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание нестандартных уроков по географии
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы. Традиционный урок мало приспособлен для свободного обсуждения и не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Поэтому я пришла к выводу, что использование необычных форм проведения уроков географии (игр, соревнований, конкурсов, круглых столов, конференций и многих других) помогает серьезный и напряжённый труд сделать занимательным и интересным, дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Чтобы заинтересовать учеников на уроках географии, вводятся нетрадиционные формы уроков. Для активизации деятельности можно использовать на уроке игровые элементы по теме, психологические тренинги, тесты, игры. Во внеклассной работе можно проводить различные конкурсы, игры, соревнования. Главная задача этих методов — привить навыки изучения нового материала и закрепления пройденного, создать хорошее психологическое настроение в коллективе.
Подготовительная работа является важным этапом в использовании игровых форм и методов обучения. Многое зависит от того, кому поручается роль ведущего.
Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Предлагаемые формы не все новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества. Готовясь к таким урокам, учитель должен иметь конкретный план выбранной формы урока, продумать урок до мелочей, а на самом уроке — создать непринужденную атмосферу и положительный эмоциональный настрой.
Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, заинтересованности и активизации деятельности учеников на уроках географии служат ролевые игры. Они особенно влияют на эффективность обучения, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он становится полноправным участником познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание.
Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка.
Интересным уроком для учеников будет – урок экспедиция. Именно на уроке географии можно увлеченно в путешествие рассказать о теме урока по географии.
Ученикам предлагается организовать морскую экспедицию, к примеру, на о. Гренландия. Ребята получают список литературы (и не только по географии), из которой можно почерпнуть сведения о возникновении его названия, природе, населении и так далее, а также о том, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем «штурманы» прокладывают курс кораблю, показывают, с какой стороны удобнее подплыть к острову и почему. «Биолог» экспедиции подбирает материалы о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы. Эти уроки рекомендуется проводить в шестых классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран
Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....
Нестандартный урок географии «У нас в гостях Япония»
нестандартный урок географии " У нас в гостях Япония",позволяет расширить представления о соседней державе. отметить самое интересное в этой стране. Целью урока является показать неразрывную связь Япо...
Открытые и нестандартные уроки географии
Представлен обобщенный опыт организации и проведения нестандартных уроков географии.Особенность учебного пособия заключается в том, что нестандартные уроки дают возможность не только...
Нестандартные задачи по географии
Материал содержит подборку занимательных задач для уроков географии....
Нестандартные задания по географии
В настоящее время значимость географии как предмета общеобразовательного, к сожалению, становиться все меньше. Сложно мотивировать учеников на глубокое и детальное изучение предмета в стар...
Нестандартные уроки географии, истории и обществознания.
Нестандартные уроки географии, истории и обществознания....