Создание нестандартных уроков по географии
статья по географии

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_nestandartnyh_urokov_po_geografii.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Создание нестандартных уроков по географии

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы. Традиционный урок мало приспособлен для свободного обсуждения и не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Поэтому я пришла к выводу, что использование необычных форм проведения уроков географии (игр, соревнований, конкурсов, круглых столов, конференций и многих других) помогает серьезный и напряжённый труд сделать занимательным и интересным, дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор­ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста­новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям.

Чтобы заинтересовать учеников на уроках географии, вво­дятся нетрадиционные формы уроков. Для активизации дея­тельности можно использовать на уроке игровые элементы по теме, психологические тренинги, тесты, игры. Во внеклассной работе можно проводить различные конкурсы, игры, соревно­вания. Главная задача этих методов — привить навыки изуче­ния нового материала и закрепления пройденного, создать хо­рошее психологическое настроение в коллективе.

Подготовительная работа является важным этапом в ис­пользовании игровых форм и методов обучения. Многое за­висит от того, кому поручается роль ведущего.

Практика работы показывает, что даже небольшие измене­ния в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Предлагаемые формы не все новы, но они имеют огромные потенциальные возможно­сти и преимущества. Готовясь к таким урокам, учитель должен иметь конкретный план выбранной формы урока, продумать урок до мелочей, а на самом уроке — создать непринужденную атмо­сферу и положительный эмоциональный настрой.

Одним из средств повышения эффективности учебно-вос­питательного процесса, заинтересованности и активизации де­ятельности учеников на уроках географии служат ролевые игры. Они особенно влияют на эффективность обучения, от­крывают разнообразные воспитательные возможности, разви­вают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра от­носится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он стано­вится полноправным участником познавательной деятельно­сти. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к пре­одолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это средство, с помощью которого воспитание переходит в само­воспитание.

Именно в игре строятся непринужденные отношения меж­ду учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка.

Интересным уроком для учеников будет – урок экспедиция. Именно на уроке географии можно увлеченно в путешествие рассказать о теме урока по географии.

Ученикам предлагается организовать морскую экспедицию, к примеру, на о. Гренландия. Ребята получают список литературы (и не только по географии), из которой можно почерпнуть сведе­ния о возникновении его названия, природе, населении и так далее, а также о том, в каких условиях будет проходить экспеди­ция. Затем «штурманы» прокладывают курс кораблю, показы­вают, с какой стороны удобнее подплыть к острову и почему. «Биолог» экспедиции подбирает материалы о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, геогра­фы. Эти уроки рекомендуется проводить в шестых классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран

Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....

Нестандартный урок географии «У нас в гостях Япония»

нестандартный урок географии " У нас в гостях Япония",позволяет расширить представления о соседней державе. отметить самое интересное в этой стране. Целью урока является показать неразрывную связь Япо...

Открытые и нестандартные уроки географии

Представлен обобщенный опыт  организации и проведения нестандартных уроков географии.Особенность  учебного пособия заключается в том, что нестандартные уроки дают возможность не только...

Нестандартные задачи по географии

Материал содержит подборку занимательных задач для уроков географии....

Нестандартные задания по географии

В настоящее время значимость географии как предмета общеобразовательного, к сожалению, становиться все меньше. Сложно мотивировать учеников на глубокое и детальное изучение  предмета в стар...

Нестандартные уроки географии, истории и обществознания.

Нестандартные уроки географии, истории и обществознания....