Открытые и нестандартные уроки географии
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Шашкова Ольга Александровна

 

Представлен обобщенный опыт  организации и проведения нестандартных уроков географии.

Особенность  учебного пособия заключается в том, что нестандартные уроки дают возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, приближать, к работе с различными и самыми необычными источниками знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_1_.docx2.95 МБ
Файл metod._razrabotka_2_.docx2.99 МБ
Файл metod._razrabotka_3_.docx739.83 КБ
Файл metod._razrabotka_4.docx252.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытые и нестандартные уроки географии

        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

Открытые и нестандартные уроки географии

Методическая разработка показательных нестандартных уроков географии

г.  Ликино – Дулево

2011 г.

Урок в интерьере

«Япония: обычаи и символы»


407 группа

2007-2008 уч. год

        

Учебно-воспитательные цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; развитие умений составлять экономико- географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.

2. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Оборудование: 

политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, национальный костюм, флаг, герб.

Структура урока:

План:

1. Япония — «страна наоборот».

2. Название страны и состав территории.

З. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного помещения для развития промышленности и сельского хозяйства.

Ход урока:

1. Вступительное слово преподавателя.

Там поставлю

красные листья в вазу,

тут наклею желтый лист на бумагу…

так, слагая

стихи о кленовых листьях,

провожу я

осень в хижине горной.

                              Какиномото Хитомаро.

        В одно время Японию представляли нам как игрушечную страну с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями.

        Другие авторы публикаций о Японии преподносили ее как страну самураев, харакири и пыток, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости.

        Сегодня Япония – страна- производитель крупнейших в мире танкеров, самых современных электронных машин и бытовой техники.

        Япония страна особенная уже тем, что сама она – это прежде всего народ, а потом уже государство. Словом поняв, что за люди японцы, легче понять, что за страна Япония.

        У любого иностранца есть типичная шкала чувств, которые сменяются по мере «вживания» в Японию: восхищение, возмущение, понимание.

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут ваши экскурсоводы. (Представление учащихся-экскурсоводов.)

II. Выступления учащихся с сообщениями. Заключительное слово учителя.

1. Название страны. Состав территории.

• древнее название страны — Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.

• Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом — солнцем в середине.

• Круглая хризантема — национальный цветок Японии.

• Япония — страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах:

Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких

островах в Тихом океане.

• Столица Японии — Токио, что означает «Восточная столица», распо- ложенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.

2. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония – древнее государство Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до ХХ века она была как бы спрятана от  глаз европейцев.

Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи. Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет про процесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

З. Особенности населения. Демографическая политика.

• Население Японии — 127 млн. человек — это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

• Территория —372 тыс. км

• Средняя плотность населения — 336 человек на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти всё население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

• Япония — конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны - Акихито - символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству — Япония — унитарное государство,

здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах —76 %. В стране более

200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тик воспроизводства населения — естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уро- вень жизни, а также государственной политикой контроля над рожда-емостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности роди- телей.

• Япония — нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире-4на1000 (в США- 8 на 1000; в России -18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины — 76 лет, женщины — 82 года). Для сравнения: в России женщины — 72 года,

мужчины —62 года.

Вопрос: Почему японцы живут долго?

Ответ:

1) Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

З) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску в нескольких слоёв марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?

(Размышления студентов)

• Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

• Японский язык специфичен и не входят ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

• Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии,

- буддизм. Японская система верования — синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основное религиозно-бытовые обряды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах

Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Япония является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.

• Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.

1-й ученик. У японцев приняты наклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол.

Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

2-й ученик. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы — старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — рас- тертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

3-й ученик. Икебана (приблизительный перевод — искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств.

4-й ученик. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай - миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

5-й ученик. У японцев свой национальный костюм — кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по- наследству, одно для всех: нет различия — мужское или женское. Все ра-достные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно — парадное или траурное. Кимоно — одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

6-й ученик. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять обстановку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы — татами. Днём на них сидят обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

• Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки, Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются — что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку — журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. (На урок принести бумажный журавлик, склеенный студентами)

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала дни развития промышленности и сельского хозяйства.

Преподаватель: Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я ещё добавлю, что природа Японии скупа. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 213 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии — источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня — сакура Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

- На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

— Кто же они японцы?

— Что ими движет?

(Размышления учащихся.)

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

• III Итог урока.

Задание на дом: с. 216—224.

        

Оформление аудитории

в японском стиле

Примерка кимоно

Не так-то просто одеть

кимоно.

Требуется помощь подруг

                                                           

Танец с веерами

        

 А у нас японка – блондинка!

Вошли в образ!

К нам в японский дворик– Архарова Маргарита Васильевна,

преподаватель русского языка и литературы

С преподавателем географии

Шашковой Ольгой Александровной

Отзывы студентов об уроке:

«…очень интересно было познакомиться с другой культурой, традициями и обычаями…»;

«…такое занятие дает больше возможности проникнуться духом изучаемой страны…»;

«…мне очень понравилось, я по другому стала относиться к Востоку…»;

«… хотелось бы побольше таких занятий, это очень интересно…».



Предварительный просмотр:

Открытые и нестандартные уроки географии

        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

Открытые и нестандартные уроки географии

Методическая разработка показательных нестандартных уроков географии

г.  Ликино – Дулево

2011 г.

МИКРОГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ

Урок брейн-ринг

Учебно-воспитательные цели: 

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний;

- знакомство с микрогосударствами Европы.

Методы и формы учебной деятельности: урок в виде пресс-конференции.

I. Организация работы.

Группа делится на две подгруппы: корреспондентов разных газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.

Организация оформления  (в том числе и музыкального).

Отчет творческих групп по заранее предложенным заданиям.

II. Ход пресс-конференции

             1. Вступительное слово преподавателя. 

             2. Представление и приглашение за стол представителей стран.

             3. Презентация о стране представителей стран.

             4. Вопросы корреспондентов.  

III. Итог урока.

     Подведение итогов. Поощрение оценками за хорошие выступления и активные вопросы.

             Самооценка урока: пресс-конференция позволяет включить в процесс обучения как активных, так и пассивных обучающихся. Причем всем обучающимся находится работа в ходе подготовки к пресс-конференции.

Задания для творческих групп

1. Подготовить герб, флаг страны.

2. Составить краткую характеристику страны (1-2 человека).

3. Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, рассказы очевидцев и т.д.). (Использовать Интернет).

4. Создать презентацию о стране.

5. Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, играх, достопримечательностях, памятниках истории и литературы.

6. Предоставить национальный костюм страны.

7. Приготовить национальное блюдо или рассказать об особенностях национальной кухни.

Материальное обеспечение:

Фильм или слайды по микрогосударствам Европы.

Проектор, экран. 

Флаги и гербы государств.

Таблички с названием государства (6 шт.).

Политическая карта мира, социально-экономическая карта Зарубежной Европы.

Графики, диаграммы.

Бейджи для корреспондентов (15 шт.) с указанием Ф.И.О. и  названиями издательств.

Фото: виды Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, Монако, Андорры, Люксембурга.

     Рефераты студентов.

     Выставка книг и журналов по Зарубежной Европе.

     Держатели для плакатов.

     Использование Интернета.

Расчет времени: (90 мин.)

Вступительное слово преподавателя - 5 мин.

Представление стран - 30 мин.

Вопросы корреспондентов - 50 мин.

Подведение итогов пресс-конференции. - 5 мин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________________________________________________________

В заключение хочется сказать, что в отличие от стандартных уроков, уроки нестандартные, с использованием игры, дают возможность организовать общение и выстраивать его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, делало обучение успешным.

До новых встреч в новом учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок географии «У нас в гостях Япония»

нестандартный урок географии " У нас в гостях Япония",позволяет расширить представления о соседней державе. отметить самое интересное в этой стране. Целью урока является показать неразрывную связь Япо...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Нестандартные уроки географии, истории и обществознания.

Нестандартные уроки географии, истории и обществознания....

Создание нестандартных уроков по географии

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...

Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языко...


 

Комментарии

Лысенко Надежда Борисовна

Спасибо огромное за материал.
Очень пригодилось, особенно про Австралию.

Уробушкина Галина Юрьевна

Век живи - век учись!ибо нет предела совершенству.