Работа с текстом на уроках географии.
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Семёнова Светлана Александровна

В этом материале, я привела собствееные примеры работы с текстом на уроках географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_uroke_geografii.docx223.49 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроке географии.

Школьник использует большой объем разной текстовой информации. К началу изучения географии учащиеся уже владеют такими приемами, как воспроизведение текста, деление текста на части, составление плана, выделение главной мысли, установление причинно-следственных связей.

Я использую такие приемы работы с текстом на уроках географии:

  1. Обобщение и повторение учебного материала. 

Изложить информацию текста в виде таблицы, например тема «Циклон, антициклон».

Признаки

Циклон

Антициклон

Условия возникновения

При вторжении теплого воздуха в холодный

При вторжении холодного  воздуха в теплый

Давление в центре

Низкое

Высокое

Движение воздуха

Восходящее, против часовой стрелки, в Сев. полушарии и по часовой — в Юж.

Нисходящее, по часовой стрелке, в Сев. полушарии и против часовой — в Юж.

Влияние на погоду

Уменьшает жару летом и холод зимой; ненастная и ветреная погода

Усиливает жару летом и холод зимой; ясная погода и штиль

  1. Составление сравнительных характеристик географических объектов. Например государств, экономических районов, материков и т.д..

Сравнительная характеристика Северной Америки и Южной Америки.

Черты сравнения

Северная Америка

Южная Америка

1.Рельеф

2.Климат

3.Внутренние воды

4.Природные зоны

  1. Работа с географическими понятиями. Например: соотнесите понятие с определением

Определения

Понятия

1. Ближайшая к нам звезда, свет и тепло которой в большом количестве попадают на Землю.

А. День летнего солнцестояния.

2. Время полного обращения Земли вокруг Солнца.

Б. Год.

3. День, когда Солнце находится в зените на Северном тропике.

В. Дни равноденствия.

4. Два дня в году, когда Северный и Южный полюсы Земли освещаются Солнцем одинаково. В эти дни на всей Земле день равен ночи.

Г. День зимнего солнцестояния.

5. Крупные космические тела Солнечной системы, движущиеся вокруг Солнца по круговым орбитам.

Д. Планеты.

6. День, когда Солнце находится в зените на Южном тропике.

Е. Солнце.

   4. Сравнение по тексту. Можно сравнить два близких понятия. Например: бриз и муссон, циклон и антициклон.

   5. Дополнение текста Например: Река - ____________ поток, текущий в выработанном им углублении - ________ _________ .

  6. Объяснение непонятных слов с помощью словаря. Например: сиеста, сирокко, полесье и т.д.

  7. Изменение текста графическими знаками. Например:

https://geo7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=50570

8.  Самый простой вид работы с текстом, это составление вопросов по прочитанному тексту. Вопросы могут быть «тонкими» и «толстыми». Например: «тонкие вопросы»- Кто? Что? Где? Когда?, «толстые вопросы»- Почему вы так думаете? А что будет, если…? В чём различия?

9.  Важной частью работы с текстом является выделение из прочитанного главной мысли и трактовка её своими словами.

10. Работа со статистическими материалами. Например: Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=230

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит школьников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть географическими терминами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.

Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"

С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии...

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии

Сообщение на заседании РМО учителей географии...