Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
статья по географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Работа с текстом исключает пассивную позицию ученика как потребителя готового текста. Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Если ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем и письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности.К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Булгакова Светлана Владимировна
Учитель географии МОУ Лицей г.Черемхово
Аннотация. Развитие умений смыслового чтения при обучении географии у школьников должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания информации. Развитие данных умений требует от учителя географии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.
Ключевые слова: география, читательская грамотность, смысловое чтение, приемы работы с текстом, формирование универсальных учебных действий (УУД).
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А. А. Леонтьев
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Работа с текстом исключает пассивную позицию ученика как потребителя готового текста. Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Если ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем и письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности [1].
К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения:
- ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
- изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
- поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта;
- рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния [3].
Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний.
Развитие связанной речи требует повторности материала, ведь речевые умения и навыки не могут быть сформированы сразу. При повторении, особенно в разных вариантах, активность детей возрастает.
Так, при изучении географического положения материка при закреплении или при опросе можно предложить учащимся совершить воображаемое путешествие вокруг материка и рассказать, какие моря и океаны, заливы и проливы проплываем, какие крайние точки материка огибаем.
Большого внимания требует обучение рассказу с использованием географической карты. Шестиклассники открывают для себя как не просто научиться говорить на географическую тему и сопровождать свой рассказ показом на карте. Можно предложить учащимся дома составить рассказы. Например: при изучении темы «Природные зоны», составить рассказ «Путешествие в Сахару (сельву, тайгу и т.д.)». Необходимо объяснить, что можно составить такой рассказ от первого лица в форме дневника, дать возможность пофантазировать, в деталях продумать собственно путешествие, но с непременным условием опоры на знание реальных погодных условий описываемой территории. Качество рассказов будет совершенствоваться раз от раза и с возрастающим вниманием слушаться одноклассниками.
Развитию связанной речи способствуют и сюжетно-ролевые игры. Проводить их можно на уроках обобщения знаний в виде пресс-конференций, игр-путешествий. Кроме обычных в таких случаях целей повторения и обобщения знаний, игра формирует умение вести беседу на научную тему, прививает навыки ведения диалога, активного слушания, культуры общения, умению формулировать вопросы, давать полные развернутые ответы, развивает находчивость. Например, игра « Записки путешественника в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». Записки могут вестись от лица начальника, метеоролога, гидролога, геолога, биолога.
При формировании смыслового чтения могут быть использованы
следующие приёмы:
- составление вопросов к тексту,
- составление плана,
- составление текста по опорным словам,
- составление граф – схемы,
- тезирование,
- составление сводных таблиц,
- географическое комментирование,
- подбор синонимов,
- логическое запоминание учебной информации,
- анализ истинности суждений и сделанного умозаключения и др. [1].
Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. [2].
Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте.
Варианты работы с текстом:
1. Исправление орфографических и тематических ошибок
2. Составление вопросов по тексту
3. Составления тестовых вопросов по содержанию каждого предложения (абзаца)
4. Дополнение текста тематической информацией
5. Составление текста по иллюстрации и др.
Проектируя урок, учитель географии должен включать в него учебные
задачи, в результате выполнения которых формировалось бы такое важное
метапредметное умение, как смысловое чтение.
Такой подход можно считать развивающим личность, в его рамках формируется опытный, гибкий, идеальный чтец, который: осознает и выбирает цель чтения в зависимости от искомой информации и характера читаемого текста; подбирает, если необходимо, источники информации; владеет приемами, стратегиями чтения; правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляя читательскую гибкость
Список литературы
- Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Биология. География.Волгоград.2014
- Голдаевская В.А. Смысловое чтение как метарпедметный результат
освоения образовательной программы [Электронный ресурс].
- Суматохин С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.
Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....
Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...
Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии
Сообщение на заседании РМО учителей географии...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Рассказывается о том, какие приемы развития смыслового чтениея применяют на уроках математики. Как работать с текстом ....
Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....