Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
статья по географии

Булгакова Светлана Владимировна

         Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. 

          Работа с текстом исключает пассивную позицию ученика как потребителя готового текста. Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Если ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем и письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности.К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

         К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

Булгакова Светлана Владимировна

Учитель географии МОУ Лицей г.Черемхово

 

Аннотация. Развитие умений смыслового чтения при обучении географии у школьников  должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания информации. Развитие данных умений требует от учителя географии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.

      Ключевые слова: география, читательская грамотность, смысловое чтение, приемы работы с текстом, формирование универсальных учебных действий (УУД).

«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А. А. Леонтьев

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. 

          Работа с текстом исключает пассивную позицию ученика как потребителя готового текста. Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Если ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем и письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности [1].

       К девятому классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

        С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения:

  • ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
  • изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
  • поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта;
  • рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния [3].

        Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний.

Развитие связанной речи требует повторности материала, ведь речевые умения и навыки не могут быть сформированы сразу. При повторении, особенно в разных вариантах, активность детей возрастает.

Так, при изучении географического положения материка при закреплении или при опросе можно предложить учащимся совершить воображаемое путешествие вокруг материка и рассказать, какие моря и океаны, заливы и проливы проплываем, какие крайние точки материка огибаем.  

 Большого внимания требует обучение рассказу с использованием географической карты. Шестиклассники открывают для себя как не просто научиться говорить на географическую тему и сопровождать свой рассказ показом на карте. Можно предложить учащимся дома составить рассказы. Например: при изучении темы «Природные зоны», составить рассказ «Путешествие в Сахару (сельву, тайгу и т.д.)». Необходимо объяснить, что можно составить такой рассказ от первого лица в форме дневника, дать возможность пофантазировать, в деталях продумать собственно путешествие, но с непременным условием опоры на знание реальных погодных условий описываемой территории.  Качество рассказов будет совершенствоваться раз от раза и  с возрастающим вниманием слушаться одноклассниками.

Развитию связанной речи способствуют и сюжетно-ролевые игры. Проводить  их можно  на уроках обобщения знаний в виде пресс-конференций, игр-путешествий. Кроме обычных в таких случаях целей повторения и обобщения знаний, игра формирует умение вести беседу на научную тему, прививает навыки ведения диалога, активного слушания, культуры общения, умению формулировать вопросы, давать полные развернутые ответы, развивает находчивость. Например, игра « Записки путешественника в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». Записки могут вестись от лица начальника, метеоролога, гидролога, геолога, биолога.                 

        При формировании смыслового чтения могут быть использованы

следующие приёмы:

  • составление вопросов к тексту,
  • составление плана,
  • составление текста по опорным словам,
  • составление граф – схемы,
  • тезирование,
  • составление сводных таблиц,
  • географическое комментирование,
  • подбор синонимов,
  • логическое запоминание учебной информации,
  • анализ истинности суждений и сделанного умозаключения и др. [1].

     Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. [2]. 

       Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте.

Варианты работы с текстом:

1. Исправление орфографических и тематических ошибок

2. Составление вопросов по тексту

   3. Составления тестовых вопросов по содержанию каждого предложения (абзаца)

4. Дополнение текста тематической информацией

5. Составление текста по иллюстрации и др.

          Проектируя урок, учитель географии должен включать в него учебные

задачи, в результате выполнения которых формировалось бы такое важное

метапредметное умение, как смысловое чтение. 

               Такой подход можно считать развивающим личность, в его рамках формируется опытный, гибкий, идеальный  чтец, который: осознает и выбирает цель чтения в зависимости от искомой информации и характера читаемого текста; подбирает, если необходимо, источники информации; владеет приемами, стратегиями чтения; правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляя читательскую гибкость

                               Список литературы

  1. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Биология. География.Волгоград.2014
  2. Голдаевская В.А. Смысловое чтение как метарпедметный результат

освоения образовательной программы [Электронный ресурс].

  1. Суматохин  С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.

Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии

Сообщение на заседании РМО учителей географии...

Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Рассказывается о том, какие приемы  развития смыслового чтениея применяют  на уроках математики. Как работать с текстом ....

Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

Смысловое чтение  отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....