Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии
презентация к уроку
Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razlichnyh_priemov_raboty_s_tekstom_na_urokah.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Чтение с комментарием Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем раздела, например, «Движение литосферных плит», «Климатообразующие факторы» и т. д.
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 2. Чтение текста с заполнением таблицы Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Природные зоны материка», «Минералы и горные породы», «Расы земли». Например: Используя материалы учебника «Климат России», заполните следующую таблицу Признаки Циклон Антициклон Определение Обозначение на картах Движения воздуха Явления Размеры Скорость перемещения Направление движения Место рождения Погода
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 3. Составление таблиц Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации. Таблицы можно составлять самостоятельно. Например: используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику умеренного климатического пояса. Ответ оформите в виде таблицы Между какими параллелями расположен пояс Воздушные массы Температура Количество осадков Январь Июль
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 4. Составление проблемных вопросов по тексту учебника Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим. Например: при изучении темы «Климат Австралии» проблемными могут быть следующие вопросы? - Почему Австралия самый сухой материк? - Почему все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка?
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 5. Составление опорных логических схем, точек План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации. Например: при изучении темы « Топливно – энергетический комплекс России» опорный конспект может быть следующим
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 6. Написание краткого конспекта По сложным темам, курсам, может быть полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ученикам выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Природные комплексы», «Внутренние и внешние силы, создающие рельеф» и др.
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 7. Изучение терминов Изучение географических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного. Например: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово (водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным).
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 8. Ответы на вопросы к параграфам Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 9. Составление плана к тексту параграфа Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли. План – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить детям памятку: Как составить план текста? 1. Прочитайте текст. 2. Выделите в тексте главные мысли. 3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей. 4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.
РЕПРОДУКТИВНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ 10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой Эффективность процесса обучения намного выше, если учащийся овладел приемами самообразования. Напишите реферат на тему « Особоохраняемые природные зоны своей местности». Реферат оформите в соответствии с требованиями. Содержание реферата Титульный лист; Содержание; Введение; Основная часть; Заключение; Список использованных источников;
СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 1 . З адания по работе с иллюстрациями учебниками Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки. Например: Проанализируйте рисунок в учебнике «Способы изображения земной поверхности», выделите черты сходства и отличия, подкрепите свой ответ информацией из текса параграфа..
СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 2 . Сравнительный анализ данных таблиц или схем Например: «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о том, какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами ? Найдите информацию о занятости населения города в различных сферах деятельности в дополнительных источниках. Населенный пункт Всего населения, тыс.чел. Половозрастной состав населения, тыс.чел. мужское женское 0-15 лет 16-59 лет 60 лет и старше 0-15 лет 16-54 лет 55 лет и старше Благовещенсвк 10 1,9 2,1 0,6 2 2 1,4 Арзамас 9 0,8 2,3 0,8 1 2,4 1,7 Пущино 9,5 1 «.5 2 0,9 1,5 1,6 Коломна 11 1,5 3 1,5 1,5 3 2
СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 3. «Пометки на полях» Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Составление тестов учениками Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 2. Создание синквейна В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово) Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома. Например: География, 6 класс. Тема «Ветер». Используя предложенную картинку, составьте синквейн по заданным правилам. Предполагаемый ответ. 1.Ветер 2.Сильный, штормовой 3.Дует, срывает, пугает 4. Образуется из-за разницы в давлении 5. Стихия
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3. Составление вопросов Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться определенным образом.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 4. Моделирование Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой. Например: при изучении темы «Планеты Солнечной системы», можно предложить создать модель Вселенной из подручных материалов.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 5 . Составление вопросов творческого характера а) Задания на установление соответствия. б) Задания на отражение последовательности географических процессов и явлений.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 6 . Составление рассказа с географическими ошибками Например: найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок . Горы Кордильеры расположены в западной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время альпийской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь до сих пор продолжается процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Кордильерах не превышают 2500 м.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 7. Составление текстов с пропущенными словами Например: вставьте пропущенные слова, используя слова для вставки. Выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород. _______________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _______________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________ выветриванию. Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 8 . Составление кроссвордов, ребусов, загадок Например при изучении темы «Великие географические открытия» можно предложить учащимся составить кроссворд, в котором должно быть не менее 10 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....
"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...