Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.
методическая разработка по географии на тему
Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.
Кравченко И.В. учитель высшей категории географии и кубановедения МАОУ СОШ №6 им. С.Т.Куцева
Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения. Специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому нужно говорить о работе с учебником.
На первом уроке с пятиклашками читаем текст по цепочке, по одному предложению. Узнаю, что читают плохо, пара учеников, вообще не умеют читать. Останавливаемся, отвечаем на вопросы в тексте параграфа, рассматриваем иллюстрации. Очень важно освоить приемы работы с текстом в самом начале, применять их систематически, чтобы в дальнейшем тратить меньше времени на выполнение домашнего задания.
Один из приемов работы с текстом это составление таблицы по заданным учителем вопросам. Например, в пятом и седьмом классах можно составить «Летопись географических открытий». Учитель четко формулирует вопросы, а учащиеся должны дать лаконичный ответ на конкретный вопрос, а не переписывать целые абзацы. Работа по заполнению таблицы проводится совместно с учениками. Читаем вслух абзац. Анализируем его. Есть ли в этом абзаце ответ на поставленный вопрос. Если нет, читаем следующий. Когда ответ найден, выслушиваю разные точки зрения, о том, как правильно сделать запись, дойдя до самой «сути». Затем ребята пытаются выполнить задание самостоятельно. После чего несколько учащихся читают свои ответы. Самые удачные оцениваются. И ребята видят, к какому результату должны стремиться. Время от времени необходимо возвращаться к таким заданиям. Это связано с тем, что с каждым учебным годом тексты учебника становятся все больше и сложнее.
Таблица 1. Летопись географических открытий.
Ученые, путешественники | Открытия |
1.Геродот | Впервые описал страны, расположенные по берегам Средиземного моря. |
2.Эратосфен | Измерил окружность Земли. Впервые употребил слово «география» |
3.Аристотель | Пришел к выводу, что Земля имеет форму шара. |
4.Птолемей | Разработал способы построения карт мира. |
5.Марко Поло | Описал природу Памира, Индии, Китая. |
6. Христофор Колумб | Открыл Америку. |
После изучения темы, например, «Африка», «Внутренние воды России» с целью систематизации знаний предлагаю учащимся составить кроссворд, из 15 - 20 слов. Оцениваю не количество слов, а качество вопросов. Чем вопросы интереснее и полнее передают изученный материал, тем выше оценка.
Начиная с седьмого класса, составляем по тексту сравнительную характеристику объектов, факторов, явлений. Классифицируем информацию по заданным признакам, самостоятельно определяем критерии для сравнения. Эта работа направлена на формирование у школьников навыков анализа и синтеза, структурирования информации.
Таблица 2. Природные зоны и органический мир Австралии и Африки.
Сравниваемые признаки | Австралия | Африка |
1.Основные природные зоны материка | ||
2.Характерные представители растительного мира | ||
3.Характерные представители животного мира | ||
Вывод |
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Предлагаю учащимся задание, начертить таблицу из двух колонок. Первая колонка – что я знал по теме, вторая, что я узнал нового. В условиях введения новых образовательный стандартов, меняется подход к подаче материала урока. Вместо передачи суммы знаний на первое место выходит развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности. Принципиально изменяется позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивация школьников на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, стать юным исследователем.
Таблица3. Фрагмент урока – исследования по теме «Озера и болота» 6 класс по учебнику Дронова В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.:учебник/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2014.
Таблица 4. Фрагмент урока – исследования по теме «Течения» 6 класс по учебнику Дронова В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.:учебник/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2014.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. «Мозговой штурм». Посмотрите на название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Цель: изучить океанические течения. Задачи исследовательской работы: 1.Объяснить причины образования океанических течений. 2. Познакомиться с направлением поверхностных океанических течений. 3.Научиться различать теплые и холодные течения по описанию и на карте. 4. Называть и показывать на карте крупные океанические течения. | Предлагают свои варианты, записывают тему урока. Оценивают цель и задачи исследования. |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Работаем с учебником
Проблемный вопрос. Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2 Со. Первое считается - холодным, а второе - теплым. Почему? Работаем с учебником Определите причины образования течений в океане (стр.196)
Практическая работа по поиску новых знаний. Обозначение и подписывание на контурной карте холодных и теплых течений в Мировом океане (течение Западных Ветров, Лабрадорское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое). | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. называют и показывают на карте поверхностные океаниче ские течения; приводят примеры теплых и хо- лодных течений; определяют направления тече- ний; описывают значение течений для климата и природы Земли в целом; объясняют возникновение течений |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Организует деятельность учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим, Перуанского, Бразильского по плану: 1.Название 2.В каком океане находится 3.Где образуется 4.В каком направлении течет 5.Тип течения по температуре Восстановите испорченный текст: 1. Течение - это…… 2. Главная причина образования течений - …….. 3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. цвета, а теплое - ……… . 4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока. 5. Вот некоторые океанические течения а) Теплые: ……… , ………. , ……… . б) Холодные: …………., ………… . Каково значение течений
Течения влияют:
на движение планктона, а следовательно, на распределение рыб и морских животных. Акцентирует внимание на конечных результатах учащихся на уроке | Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию. Сравнивают карты и выявляют зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначают на контурной карте холодные и теплые течения Выполняют упражнения в тетради Выявляют закономерности, анализируют полученный результат работы. |
Таблица 5.Учебные действия смыслового чтения
Поиск информации и понимание прочитанного |
|
Преобразование и интерпретация: |
|
Оценка информации: |
|
Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученик понимал текст, знал содержание текста, умел использовать тематическое содержание текста в знакомой и новой учебной и жизненной ситуации. Толь в этом случае можно говорить, что у учащихся сформированы навыки работы с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.
Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС
Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художестве...
Смысловое чтение и работа с текстом на учебных занятиях в условиях новых образовательных стандартов
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и прост...
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.
Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии
Сообщение на заседании РМО учителей географии...