Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
статья по географии (5 класс)
1. Введение
Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать, оценивать информацию, Не секрет, что уровень владения чтением – метапредметным умением – у многих учеников оставляет желать лучшего.
В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).
Среди проблем, связанных со чтением, следует выделить низкий уровень читательской грамотности (компетентности): неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме (Э.А Орлова).
Решение обозначенных проблем возможно только через подъём читательской культуры, воспитание грамотного читателя. Не случайно среди задач модернизации системы российского образования чтению отводится особая роль: именно чтение во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая).
Целостно-системная организация работы с текстом включает в себя:
- систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения,
- план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени её понимания (Н.Н. Сметанникова).
Читательская компетентность – читательская грамотность - является необходимым условием освоения школьниками курса физической географии, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.
Формирование читательской грамотности – актуальная проблема сегодняшнего образования. Оно направлено на реализацию ФГОС. Я уделяю много внимания работе с текстом. На каждом уроке новый текст. Текст – источник информации и как средство воспитания и развития учащихся.
Для учителя географии важно не просто прочитать, а помочь приобрести, сохранить и использовать информацию.
По словам Цукерман Г.А.: «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне. Желаемый уровень зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом, позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей».
Читательская грамотность включает знание слов и означает понимание смысла слова в имеющемся контексте. Обогащение активного и пассивного словаря школьников – необходимая работа с учётом современных реалий развития языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по географии | 162 байта |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся
Данная работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....
Работа над киносценарием на уроке литературы как средство активизации читательского интереса учащихся
В работе представлена разработка урока - киносценария как средства активизации читательского интереса школьников. Автор делится своим опытом проведения нетрадиционных уроков литературы как одной...
Использование ИКТ на уроках географии как средство формирования информационной компетентности учащихся
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и пр...
«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации её ...