Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»
материал по биологии

Цинковская Яна Ренатовна

Тема: ««Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»

 

 Цели самообразования:

- Систематизация  накопленного  опыта  работы;

-Представление  результатов  профессиональной деятельности;

-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;

-Оценка профессиональной компетенции;        

Задачи самообразования:

-Повышение профессионального  уровня;

- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);

-Развитие  инновационного  поведения, нового педагогического мышления;

-Развитие  и повышение уровня  научно-исследовательской и методической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15» г. Магнитогорска

Программа самообразования учителя биологии

Тема: ««Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида»»

Срок реализации: 2022 – 2024 год

Учитель:

Цинковская Я.Р.

2023г.

Данные учителя

Фамилия Имя Отчество: Цинковская Яна Ренатовна

 Образование: Высшее, Магнитогорский государственный  педагогический университет

Квалификация: учитель

Специальность: биология

Место работы: МОУ « С(К) ОШ № 15»

Должность: учитель биологии, природоведения.

Год

Педагогический стаж работы

Квалификационная категория

Примечание

2021 - 2023

2 года

-

Актуальность самообразования учителя:

 Что это? Самообразование учителя – это процесс получения новых знаний как общих, так и узкопрофессиональных по его собственной инициативе на занятиях, которые организованы самостоятельно. Важными условиями являются целеполагание, определение тем и следование плану. Самообразование учителя — это наиважнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности учителясамообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы учителя, а значит, и успехи наших детей. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

П. 22.  ФГОС  (Раздел IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) гласит: «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования…»

Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.

Зачем? Профессиональный рост педагога невозможен без самообразования. Это влияет и на развитие учеников, для которых важен личный пример авторитетного взрослого. Чем больше знает учитель, тем больше знают его воспитанники актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.

Цели самообразования:

- Систематизация  накопленного  опыта  работы;

-Представление  результатов  профессиональной деятельности;

-Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;

-Оценка профессиональной компетенции;        

Задачи самообразования:

-Повышение профессионального  уровня;

- Достижение более высокие результаты в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);

-Развитие  инновационного  поведения, нового педагогического мышления;

-Развитие  и повышение уровня  научно-исследовательской и методической культуры.

Ожидаемые результаты:

  Учитель должен:

  1. приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
  2. осознать самообразование как постоянной потребности педагога.

В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- библиотек,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д

Содержание и формы реализации программы

Направления

Формы

Систематическое обучение

-курсы,

-методические семинары, вебинары

Педагогическое общение

-участие в работе ГМО учителей биологии,

-проведение открытых уроков,

-посещение открытых уроков коллег,

-участие в тематических конкурсах,

-сообщение докладов,

-презентации.

Практика

-разработка методических материалов,

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,

-разработка  уроков с внедрением темы самообразования.

Индивидуальная работа

-Изучение методической литературы по теме,

-Знакомство с опытом коллег.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто дается готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических задач.

Биология, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Работа над проблемой формирования познавательного интереса к биологическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения биологии.

Сегодня можно выделить основные, условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках биологии. Это: оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений; установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из других источников; создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач); выполнение опытов, практических работ до и после объяснения нового материала; увеличение доли самостоятельных работ; осуществление межпредметных связей; использование дидактических игр и элементов занимательности; включение новых знаний в систему ранее сформированных.

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»

В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Методическая работа по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий"

С целью  развития  у учащихся интереса к предмету необходимо использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоят...

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Активизация познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей на уроках ремесла.

Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие....