Рабочая программа по учебному предмету «География» для 11а класса (углубленный уровень)
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа
по учебному предмету «География»
для 11а класса (углубленный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_kl_uglub.docx | 207.01 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 11 класса разработана на основе:
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Излучинская ОСШУИОП №1»;
-Программы курса «География» 10—11классы. Углублённый уровень/авт.сост.Е.М.Домогацких., 2019 г.
- География: экономическая и социальная география мира.:учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2019 г.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Согласно базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в 11 классе, отводится 105 часов, из расчета – 3 учебного час в неделю.
Цели и задачи курса:
- сформировать у обучающихся целостное научное представление о состоянии современного мира: о сложности взаимосвязей природных, социально-экономических и экологических составляющих географической оболочки, обособенностях хозяйствующего на Земле человечества;
- интегрировать знания обучающихся по дисциплинам физической и социально-экономической географии, особенно в области региональной географии и страноведения;
- развить пространственно-географическоемышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства раз- ных территорий;
- овладеть знаниями и навыками, необходимыми для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде;
- осознать свою роль в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой, обществом;
- воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- развить способности осуществлять выбор, быть ответственным за результат своих действий;
- развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
- усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в коллективе по предотвращению конфликтных ситуаций;
- сформировать активную жизненную позицию и усилить мотивацию осознанного выбора молодёжью будущих профессий, связанных с изучением и применением наукоёмких технологий на примере решения проблем оценки, динамики и изменений состояния окружающей природной среды, особенностей взаимосвязей всех составляющих географической оболочки;
- утвердить эмоционально—ценностное отношение обучающихся к мировой природе и культуре для последующего профессиональногоизучения, научного обоснования путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создания основ стратегий экологически безопасного развития общества и передачи знаний и умений следующим поколениям, будучи специалистами-географами.
Результаты освоения основной образовательной программы по географии 10—11 класс «Углубленный уровень»
Предметные
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
- определять состав современного комплекса географических наук, его специфику и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практическихзадач;
- объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с общими и специальными географическими картами, статистическимиданными;
- понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей социоприродной среде, оценки экологическойситуации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- демонстрировать сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальныхсистем;
- объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленныеразвитиием мировых геополитических, геодемографических и геоэкономическихпроцессов;
- демонстрировать сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий;
- характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;
- обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда и еёдинамику.
Использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическуюинформацию;
- выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географическойинформации;
- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;
- проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений ипроцессов;
- демонстрировать навыки картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различныхтерриторий;
- владеть первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;
- представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельностичеловека и компонентов природы в условиях устойчивогоразвития.
Использование карт как моделей:
- определять на карте положение в пространстве географическихобъектов;
- извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию на основе геоинформационных систем.
Личностные
Понимание смысла собственной деятельности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил исследование нормам природоохранительного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.
Метапредметные. Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;
- понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдениенорм
- поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;
- использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаггимн).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;
- выявлять причины и следствия простыхявлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основеотрицания);
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственныхсвязей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст ипр.);
- выделять все уровни текстовойинформации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еёдостоверность;
- применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общиецели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.);
- владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Географическая наука (21 час)
Содержание темы
Эволюция географии. История развития географических идей. Связь географии с другими науками.
Классификация наук. Место географии среди других наук. Структура географической науки. Четыре уровня классификации географических наук. Дифференциация и синтез географических наук. Географическая картина мира. Научные картины мира. Развитие географической картины мира. Географические открытия. Объект исследования географии. Тенденции современной географии. Географизация мышления. Задачи современной географии. Геоэкология. Роль географии в освоении новых территорий. Культурно-воспитательные функции географии. Научное познание и его принципы. Уровни научного познания. Научная информация. Способы получения географической информации: наблюдение, измерения, эксперимент. Методы современной географии. Сравнительно-географический метод. Картографический метод. Палеогеографический (исторический) метод. Метод географического моделирования. Аэрокосмические методы. Метод географического прогнозирования. Геоинформационный метод.
Основные образовательные идеи
• Основной предмет географии — пространственные соотношения развивающихся территориальных систем.
• Для современной географии характерны процессы экологизации, гуманизации, социологизации.
География выработала определённый набор специфических методов познания природы.
Практические работы
1. Обоснование выбора метода получения географической информации для решения практикоориентированной задачи.
2. Составление подборки аэрокосмических снимков своего региона.
3. Определение достоинств и недостатков геоинформационного метода исследования.
Тема 2. Карта — язык географии (10 часов)
Содержание темы
Картография. Географическая карта и её свойства и математическая основа. Масштаб. Система координат. Картографическая проекция. Картографическая генерализация. Способы картографического изображения объектов и явлений. Топографическая карта. Ориентирование по топографической карте.
Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Основные образовательные идеи
• Географическая карта — универсальный способ отображения географической информации.
• Географическая карта — чертёж местности, в котором заложены определённые математические принципы и использованы специфические способы отображения информации.
Практическая работа
4. Построение профиля рельефа своей местности.
Тема 3. Физическая география (15 часов)
Содержание темы
Предмет изучения физической географии. Географическая оболочка. Границы географической оболочки. Структура физической географии. Природный комплекс и его компоненты. Геосистемы. Свойства геосистемы. Развитие геосистем. Свойства географической оболочки: целостность и зональность. Гипотетический материк. Высотная зональность и секторность географической оболочки. Энергия в географической оболочке и её источники. Эволюция географической оболочки. Этапы её развития. Ноосфера.
Физико-географическое районирование. Периодический закон географической зональности.
Основные образовательные идеи
• Предметом изучения физической географии является географическая оболочка.
• Географическая оболочка представляет собой совокупность большого числа геосистем, состоящих из нескольких взаимосвязанных компонентов.
• Ноосферой называют ту часть географической оболочки, в которой происходит взаимодействие разумной деятельности человека и природы.
Практические работы
5. Составление подборки информационных ресурсов и подготовка презентации о жизни и деятельности одного из учёных (по вашему выбору).
6. Характеристика зонального природного комплекса своей местности.
7. Характеристика азонального природного комплекса своей местности.
Тема 4. Географические процессы и явления на суше и в океане (13 часов)
Содержание темы
Рельеф суши. Морфоструктура и морфоскульптура. Эндогенные и экзогенные факторы рельефообразования. Антропогенное воздействие на рельеф. Климат Земли. Климатология. Циркуляция атмосферы. Изменения климата. Мировой океан. Океан и географическая оболочка. Океан и жизнь. Гидрология суши. Подземные воды. Реки. Озёра. Болота. Водохранилища. Природные льды. Криосфера и её составляющие. Природные льды и климат. Природные льды и Мировой океан. Карстовые процессы. Подземный карст. Жизнь в пещерах.
Основная образовательная идея
Природа Земли — результат совокупного действия процессов, протекающих в геосферах.
Практические работы
8. Характеристика эндогенных и экзогенных факторов формирования рельефа своей местности.
9. Характеристика климата своей местности.
10. Характеристика вод суши своей местности.
Тема 5. Ещё одна наука о Земле (16 часов)
Содержание темы
Геологическая наука. Геология и география. Предмет и задачи геологии. Объекты геологических исследований. Геология и человек. Строение Земного шара. Структура земных недр. Модель Буллена. Земная кора и её строение. Граница Мохоровичича. Химический состав земной коры. Строение земной коры.
Эволюция земной коры. Геологическое летоисчисление. Относительный и абсолютный возраст горных пород. Геохронологическая шкала. Развитие представлений об эволюции земной коры. Геосинклинальная гипотеза. Новая глобальная тектоника. Развитие Земли в докембрии, палеозое, мезозое и кайнозое.
• Геология — большая группа наук, изучающих состав, развитие и строение земной коры и более глубоких сфер Земли.
• Практической задачей геологии является поиск необходимых человеку веществ, содержащихся в земной коре.
Мировоззренческой задачей геологии является изучение истории возникновения и развития нашей планеты.
Практические работы
11. Подготовка презентации о жизни и деятельности учёного-геолога.
12. Сравнительная характеристика этапов развития Земли.
Тема 6. Введение в геоэкологию (15 часов)
Содержание темы
Развитие взаимоотношений между природой и обществом. Геоэкология. Экосфера. Географическая среда как геосистема. Географическая среда и потребности человека. Антропогенное воздействие на географическую среду. Антропогенные ландшафты. Природопользование. Рациональное природопользование. Потребление природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Технический прогресс и экосфера. Особенности современного этапа развития экосферы.
Основные образовательные идеи
• Экосфера — всемирная область интеграции геосфер и общества.
• Природопользование — научное направление, исследующее общие принципы использования обществом природных ресурсов.
• Технический прогресс — постоянное совершенствование всего комплекса процессов переработки ресурсов.
• Чтобы выжить, человечество должно осуществить несколько взаимосвязанных переходных программ общемирового значения.
Практические работы
13. Характеристика антропогенного ландшафта своей местности.
14. Оценка уровня загрязнения своей местности.
Тема 7. География природного риска (9 часов)
Содержание темы
Природный риск. Неблагоприятные и опасные явления. Природные риски и общество. Чрезвычайные ситуации. Природные воздействия на здоровье человека. Природные риски в России.
Основные образовательные идеи
• Безопасность — такое состояние объекта, при котором риск для него не превышает приемлемого уровня.
• Рост экономического ущерба от природных бедствий опережает динамику роста количества самих природных бедствий.
• Природные условия могут напрямую воздействовать на человеческий организм.
Практические работы
15. Составление подборки информации о чрезвычайных ситуациях в границах своего региона проживания.
16. Описание природных рисков России.
Календарно-тематическое планирование
11 класс (углубленный уровень 3ч. в неделю)
№ | Тема | План | Факт | Примечание |
1 | Введение | |||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА (21 ЧАС) | ||||
2 | Эволюция географии. | П. 1 | ||
3 | География и другие науки. | П. 2 | ||
4 | Структура географической науки. | П. 3 | ||
5 | Географическая картина мира. | П. 4 | ||
6 | Объект исследования географии. | П. 5 | ||
7 | Тенденции развития современной географии. | П. 6 | ||
8 | Задачи современной географии. | П. 7 | ||
9 | Научное познание. | П. 8 | ||
10 | Методы получения географической информации. | П. 9 | ||
11 | Практическая работа №1 «Обоснование выбора метода получения географической информации для решения практико-ориентированной задачи.» | |||
12 | Сравнительно-географический метод. | П. 10 | ||
13 | Картографический метод. | П.11 | ||
14 | Палеографический и исторический метод. | П. 12 | ||
15 | Метод моделирования. | П. 13 | ||
16 | Аэрокосмические методы. | П. 14 | ||
17 | Практическая работа №2 «Составление подборки аэрокосмических снимков своего региона.» | |||
18 | Метод географического прогнозирования. | П.15 | ||
19 | Геоинформационный метод. | П. 16 | ||
20 | Практическая работа №3 «Определение достоинств и недостатков геоинформационного метода исследования.» | |||
21 | Географические открытия. | П. 17, повторить п. 1-16. | ||
22 | Контрольная работа №1 | |||
КАРТА – ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ (10 ЧАСОВ) | ||||
23 | Карта и картография. | П. 18 | ||
24 | Математическая основа карт: картографическая проекция. | П. 19 | ||
25 | Математическая основа карт: масштаб карты и система координат. | П. 20 | ||
26 | Математическая основа карт: масштаб карты и система координат. | П. 20 | ||
27 | Картографическая генерализация. | П. 21 | ||
28 | Способы картографического изображения объектов и явлений. | П. 22 | ||
29 | Топографическая карта. | П. 23 | ||
30 | Ориентирование по топографической карте. | П. 23 | ||
31 | Практическая работа №4 «Построение профиля рельефа своей местности.» | |||
32 | Контрольная работа №2 | |||
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (15 ЧАСОВ) | ||||
33 | Что изучает физическая география? | П. 24 | ||
34 | Структура физической географии. | П. 25 | ||
35 | Природные комплексы. | П. 26 | ||
36 | Практическая работа №5 «Составление подборки информационных ресурсов и подготовка презентации о жизни и деятельности одного из учёных (по вашему выбору)» | |||
37 | Геосистемы. | П. 27 | ||
38 | Свойства географической оболочки. | П. 28 | ||
39 | Зональность географической оболочки. | П. 29 | ||
40 | Практическая работа №6 «Характеристика зонального природного комплекса своей местности» | |||
41 | Азональность географической оболочки. | П. 30 | ||
42 | Практическая работа №7 «Характеристика азонального природного комплекса своей местности.» | |||
43 | Энергия в географической оболочке. | П. 31 | ||
44 | История развития географической оболочки. | П. 32 | ||
45 | Ноосферный этап развития географической оболочки. | П. 33 | ||
46 | Физико-географическое районирование. | П. 34 | ||
47 | Контрольная работа №4 | |||
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ НА СУШЕ И В ОКЕАНЕ (13 ЧАСОВ) | ||||
48 | Рельеф суши. | П. 35 | ||
49 | Эндогенные факторы рельефообразования. | П. 36 | ||
50 | Экзогенные факторы рельефообразования. | П. 37 | ||
51 | Экзогенные факторы рельефообразования. | П. 38 | ||
52 | Практическая работа №8 «Характеристика эндогенных и экзогенных факторов формирования рельефа своей местности». | |||
53 | Климат. | П. 39 | ||
54 | Практическая работа №9 «Характеристика климата своей местности.» | |||
55 | Мировой океан. | П. 40 | ||
56 | Воды суши. | П. 41 | ||
57 | Практическая работа №10 «Характеристика вод суши своей местности.» | |||
58 | Природные льды. | П. 42 | ||
59 | Подземные карст. | П. 43 | ||
60 | Контрольная работа №5 | |||
ЕЩЕ ОДНА НАУКА О ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ) | ||||
61 | Геология как наука. | П. 44 | ||
62 | Практическая работа №11 «Подготовка презентации о жизни и деятельности учёного-геолога.» | |||
63 | Геология и человек. | П. 45 | ||
64 | Структура земных недр. | П. 46 | ||
65 | Земная кора. | П.47 | ||
66 | Геологическое летоисчисление. | П. 48 | ||
67 | Геологическое летоисчисление. | П. 48 | ||
68 | Развитие представлений об эволюции земной коры. | П. 49 | ||
69 | Новая глобальная тектоника. | П. 50 | ||
70 | Геосинклинальная гипотеза. | П. 51 | ||
71 | Эволюция Земли в докембрийский время. | П. 52 | ||
72 | Палеозойской этап развития Земли. | П. 53 | ||
73 | Мезозойский этап развития Земли. | П. 54 | ||
74 | Кайнозойский этап развития Земли. | П. 55 | ||
75 | Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика этапов развития Земли.» | |||
76 | Контрольная работа №6 | |||
ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЭКОЛОГИЮ (15 ЧАСОВ) | ||||
77 | Природа и человек. | П. 56 | ||
78 | Геоэкология и природопользование. | П. 57 | ||
79 | Географическая среда и потребности человека. | П. 58 | ||
80 | Воздействие человека на географическую среду. | П. 59 | ||
81 | Антропогенные ландшафты | П. 60 | ||
82 | Практическая работа №13 «Характеристика антропогенного ландшафта своей местности.» | |||
83 | Природопользование рациональное и нерациональное. | П. 61 | ||
84 | Природопользование рациональное и нерациональное. | П. 61 | ||
85 | Направления рационального природопользования. | П. 62 | ||
86 | Потребление природных ресурсов. | П. 63 | ||
87 | Загрязнение окружающей среды. | П. 64 | ||
88 | Практическая работа №14 «Оценка уровня загрязнения своей местности.» | |||
89 | Геоэкологическая роль технического процесса. | П. 65 | ||
90 | Особенности современного этапа развития экосферы. | П. 66 | ||
91 | Контрольная работа №7 | |||
ГЕОГРАФИЯ ПРИРОДНОГО РИСКА (10 ЧАСОВ) | ||||
92 | Природный риск. | П. 67 | ||
93 | Природные риски и общество. | П. 68 | ||
94 | Природные риски и общество. | П. 68 | ||
95 | Чрезвычайные ситуации. | П. 69 | ||
96 | Практическая работа №15 «Составление подборки информации о чрезвычайных ситуациях в границах своего региона проживания.» | |||
97 | Природные воздействия на здоровье человека. | П. 70 | ||
98 | Природные воздействия на здоровье человека. | П. 70 | ||
99 | Природные риски в Росси | П. 71 | ||
100 | Практическая работа № 16 «Описание природных рисков России.» | |||
101 | ПОВТОРЕНИЕ. | |||
102 | ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 классов (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 классов (базовый уровень)...
Рабочая программа Предметная область: естественные науки Учебный предмет: химия 10-11 классы (углубленный уровень)
Рабочая программа по химии 10-11 класс (углубленный уровень) 5 часов в неделю...
Рабочая программа по учебному предмету Право для 10 класса, углубленный уровень
Рабочая программа по предмету Право 10 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 11а класса (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «География»для 11а класса (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» X класс (углубленный уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» X класс (углубленный уровень) составлена на основании Программы курса «Звездный английский » 10-11 класс...