Рабочая программа по учебному предмету Право для 10 класса, углубленный уровень
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

Рабочая программа по предмету Право 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_pravo_rp_21-22.docx249.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 355.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР_____________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа учебного предмета «Право»

Углубленный уровень, среднее общее образование, 10 класс,  70 часов

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями от 08.01.2021 г.)

  2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

  3. Рабочая программа. Калуцкая Е. К. Право. Рабочая программа. 10 – 11 классы: учебно - методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М.: Дрофа, 2017. — 124 с.

  4. Учебник. Право.  Базовый и углубленные уровни. 10 – 11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 447, [1] с.

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,            

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год

  1. Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 «Право» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:

1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;

7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

«Право» (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса права должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;

3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;

4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;

5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;

8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • выделять содержание различных теорий происхождения государства;
  • сравнивать различные формы государства;
  • приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
  • соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
  • применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
  • оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
  • сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
  • проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
  • характеризовать особенности системы российского права;
  • различать формы реализации права;
  • выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
  • различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
  • сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
  • оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
  • характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
  • характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
  • дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
  • характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
  • характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
  • характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
  • выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
  • характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
  • определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
  • различать способы мирного разрешения споров;
  • оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
  • сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
  • дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
  • различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
  • выделять структурные элементы системы российского законодательства;
  • анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
  • проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
  • целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
  • различать формы наследования;
  • различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
  • выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
  • различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • выделять права и обязанности членов семьи;
  • характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
  • проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
  • различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
  • дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
  • проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
  • целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
  • в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации;
  • выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
  • соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
  • применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
  • дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
  • проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
  • давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
  • выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
  • дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
  • сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
  • оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
  • понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
  • классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
  • толковать государственно-правовые явления и процессы;
  • проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
  • различать принципы и виды правотворчества;
  • описывать этапы становления парламентаризма в России;
  • сравнивать различные виды избирательных систем;
  • анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
  • анализировать институт международно-правового признания;

 выявлять особенности международно-правовой ответственности;

  • выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
  • оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
  • формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
  • различать опеку и попечительство;
  • находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
  • определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
  • характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
  • определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

  1. Содержание.

Теория государства и права. Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.

Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства.

Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный  Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.

  1. Тематическое планирование.

№№

Тема/Раздел

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

Кол-во часов к/р

Кол-во пр/ р и л/р

История и теория государства и права.

21

День солидарности в борьбе с терроризмом.

День учителя.

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет.

Международный день толерантности.

1

Конституционное право.  Права и свободы граждан. Избирательное право.

49

Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок».

Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.

3

2

  1. Календарно-тематическое планирование.

№№

№№

Тема

Дата

Примечания

План

Факт.

Тема 1. История и теория государства и права.

Происхождение государства и права.

07.09

Право Древнего мира.

07.09

Право Европы в средние века и Новое время.

14.09

Становление права Нового времени в США.

14.09

Развитие права в России. IX – начало XIX вв.

21.09

Развитие права в России. XIX – начало XX вв.

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

21.09

Советское право в 1917 – 1954 гг.

28.09

Советское право в 154 – 1991 гг.

28.09

Современное российское право.

05.10

Государство.

05.10

Государство и его признаки.

12.10

Государство и его формы.

12.10

Понятие права.

Международный день толерантности

19.10

Система права.

19.10

Источники права.

26.10

Понятие и признаки правового государства.

26.10

Верховенство закона.

09.11

Право и другие сферы общества.

09.11

Повторение и обобщение

16.11

Контрольная работа № 1 по теме «История и теория государства и права»

16.11

Анализ результатов контрольной работы

23.11

Тема № 2.  Конституционное право.  Права и свободы граждан. Избирательное право.

Понятие конституции.

23.11

Виды конституции.

30.11

Конституция в России.

30.11

История принятия и общая характеристика Конституции РФ.

07.12

Основы конституционного строя.

07.12

Органы государственной власти РФ.

14.12

Гражданство в РФ.

14.12

Федеративное устройство.

21.12

Промежуточный контроль

21.12

Приказ №

Президент РФ Полномочия Президента РФ.

28.12

Парламент РФ.

28.12

Функции Совета Федерации.

11.01

Функции Государственной Думы.

11.01

Законодательный процесс в РФ.

18.01

Правительство РФ.

18.01

Функции правительства РФ.

25.01

Судебная власть в РФ.

25.01

Прокуратура.

01.02.

Местное самоуправление.

01.02

Права и свободы человека и гражданина.

08.02

Конституционные обязанности.

08.02

Международные договоры о правах человека.

15.02.

Гражданские права.

15.02

Политические права.

22.02

Экономические, культурные, социальные права

22.02

Право на благоприятную экологическую среду.

01.03

Права ребенка.

01.03

Нарушение прав человека.

15.03

Защита прав человека в мирное время.

15.03

Защита прав человека в условиях военного времени.

22.03

Избирательное право.

22.03

Принципы избирательной системы.

05.04

Избирательные системы.

05.04

Мажоритарная избирательная система.

Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок».

12.04

Пропорциональная избирательная система.

12.04

Избирательный процесс.

19.04

Повторение и обобщение.

19.04

Урок практикум «Решение правовых кейсов»

26.04

Урок практикум «Решение правовых кейсов»

26.04

Подготовка к контрольной работе.

17.05

Итоговый контроль

17.05

Приказ №

Анализ результатов контрольной работы

24.05

Подготовка к годовой контрольной работе.

24.05

Годовая итоговая контрольная работа № 4 по теме: «Право за курс 10 класса».

31.05

Промежуточная аттестация Приказ №

Анализ результатов контрольной работы

31.05

Повторение. История и теория государства и права.

Повторение. Конституционное право.

Повторение. Права и свободы граждан.

Повторение. Избирательное право.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень

Рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (профильный уровень)

  Рабочая программа по химии в 10 классе разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии   (профильный уровень)  2006 г., авторской ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (базовый уровень) 2017

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Программы по химии для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян -7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2012, с.78 ,учебника по химии для 1...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 11 класс (профильный уровень) 2017

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» 10 класс углубленный уровень

Программа для углубленного изучения физики 5 часов в неделю...