Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока: Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.
Задачи:
- Выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах
- Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России.
- Совершенствовать умения работать с различными источниками информации, составлять тематическую таблицу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологической карта урока географии 8 класс
Тема: Освоение и изучение территории России | Тип урока: Изучение нового знания | ||
Цель: Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России | |||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
| Познавательные Умение извлекать необходимую информацию из разнообразных источников и её интерпретировать. регулятивные: • выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • составлять первоначальный стратегический план собственных действий; коммуникативные: • формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; • участвовать в исследованиях по карте |
| |
Межпредметные связи: История России, литература, математика. | |||
Ресурсы урока: УМК «Сфера». Учебник: параграф 5, Тематический видеофрагмент. Стенная карта России. Географический атлас 8 класс | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
| Работают в парах. Показывают пограничные страны, называют их столицы. Страны СНГ. | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
Когда были последние изменения в площади России, в характере её границ? Назовите имена путешественников и исследователей, благодаря которым к нашей стране присоединялись новые земли? Подводит учащихся к теме урока | Отвечают на вопросы учителя. Испытывают затруднения. Осознают необходимость в получении новых знаний по теме. Называют тему урока и записывают её в тетрадь | ||
Организация познавательной деятельности | |||
|
| ||
Подведение итогов | |||
|
| ||
Дополнительный материал: Видеофрагменты к уроку. Презентация о Дежнёве. Выставка книг из библиотеке. | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: Составление сводной тематической таблицы. Географическое исследование. Мотивация проектной деятельности. | |||
Дополнительные творческие задания: Отметить на контурной карте маршруты важнейших экспедиций в освоении и изучении России. | |||
Самоанализ | |||
Достижения | Сложности | Предложения | |
Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.
1 группа.
- Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.
- Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.
- Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».
- Что такое волоки? Кто такие поморы?
2 группа.
- Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.
- Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.
- Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?
- Каково значение похода Ермака?
3 группа.
Географические открытия конца 16 – 17 века.
- По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.
- Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?
- Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.
- Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?
4 группа:
Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)
- По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.
- В честь кого названо море Лаптевых?
- Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.
5 группа:
Географические исследования в 19 веке.
- В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?
- Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.
- Определить, где проходит Северный морской путь.
Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.
- Закрепление:
Географический диктант:
- Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)
- Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)
- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)
- Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)
- К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)
- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)
- Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)
- В честь братьев названо море… (Лаптевых)
- Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)
- В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)
- Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)
- Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)
Задания по контурным картам:
- Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
- Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).
- Домашнее задание:
- Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 8 классапо теме : "Освоение и изучение территории России"
Презентация для урока в 8 классе по теме : "Освоение и изучение территории России"...
Урок географии в 8 классе на тему "Освоение и изучение территории России".
Данный материал изучается в начале изучения курса Географии России....
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка по теме "Правила согласования времен в косвенной речи".
Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка по теме "Правила согласования времен в косвенной речи"для 8 класса. К разработке прилагается презентация и справо...
Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка по теме “Where do you live?”
Технологическая карта урока английского языка по теме "Where do you live?" УМК Английский язык Авторы: Комарова, Ларионова...
Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....
Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России "
Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России"Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить ...