Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Алентьева Марина Александровна

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.

Задачи:

  1. Выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах
  2. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России.
  3. Совершенствовать умения работать с различными источниками информации, составлять тематическую таблицу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологической карта урока  географии  8 класс

Тема: Освоение и изучение территории России

Тип урока: Изучение нового знания

Цель:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России

Задачи:

  1. Выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах
  2. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России.
  3. Совершенствовать умения работать с различными источниками информации, составлять тематическую таблицу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Познакомиться с основными этапами освоения и изучения России.
  • Узнать о маршрутах и результатах исследований России путешественниками и исследователями.
  • Уметь анализировать по картам маршруты важнейших путешествий и экспедиций по территории России.
  • Участвовать в дискуссии по обсуждению видиофрагмента.
  • Составлять тематическую таблицу

Познавательные

Умение извлекать необходимую информацию из разнообразных источников и её интерпретировать.

регулятивные:

• выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• составлять первоначальный стратегический план собственных действий;

коммуникативные:

• формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;

• участвовать в исследованиях по карте

  • постоянно совершенствовать культуру речи;
  • формировать личную мотивацию к обучению;
  • осознавать ответственность за собственные успехи и неудачи
  • Испытывать чувство благодарности людям, которые присоединяли новые земли к  государству Российскому
  • Знать и понимать значимость исследований для нашей страны и народа.

Межпредметные связи: История России, литература, математика.

Ресурсы урока:    УМК «Сфера». Учебник: параграф 5, Тематический видеофрагмент. Стенная карта России. Географический атлас 8 класс

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  1. Предлагает учащимся  повторить Пограничные страны России, страны СНГ. (в парах)

Работают в парах. Показывают пограничные страны, называют их столицы. Страны СНГ.

Мотивация познавательной деятельности

Когда были последние изменения в площади России, в характере её границ?

Назовите имена путешественников и исследователей, благодаря которым к нашей стране присоединялись новые земли?

Подводит учащихся к теме урока

Отвечают на вопросы учителя.

Испытывают затруднения.

Осознают необходимость в получении новых знаний по теме.

Называют тему урока и записывают её в тетрадь

Организация познавательной деятельности

  1. Предлагает для просмотра видеофрагмент «Освоение и изучение Территории России» (4 мин.)
  2. Задаёт вопросы
  3. Предлагает глубже рассмотреть этапы освоения и заселения Территории России.
  4. Даёт задание: Составить тематическую таблицу ( Ф.И. исследователя, время исследований, маршруты, результаты экспедиций)
  5. Предлагает прочитать текст  на стр. 20, с последующим обсуждением.
  6. Предлагает для исследования рубрику «МГИ» стр.20
  7. Показывает презентацию о Дежнёве.
  1. Смотрят видеофрагмент, обсуждают увиденное.
  2. Отвечают на вопросы
  3. Анализируют текст учебника
  4. Составляют  в тетради тематическую таблицу
  5. Читают текст на стр.20, выделяют информацию для таблицы.
  6. Проводят исследования на карте атласа стр.6
  7. Смотрят презентацию о Дежнёве

Подведение итогов

  • Организует, направляет и стимулирует рефлексию.
  • Предлагает выбрать тему индивидуального проекта о русских путешественниках-исследователях.
  • Выставляет оценки за урок.
  • Даёт домашнее задание ( заполнить тематическую таблицу по тексту)

  • Анализируют свою работу на уроке
  • Характеризовать  и осознать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.
  • Фотографируют рекомендации для организации проектной деятельности.
  • Записывают домашнее задание.

Дополнительный материал: Видеофрагменты к уроку. Презентация о Дежнёве. Выставка книг из библиотеке.

Диагностика достижения планируемых результатов: Составление  сводной тематической таблицы.  Географическое исследование. Мотивация проектной деятельности.

Дополнительные творческие задания: Отметить на контурной карте маршруты важнейших экспедиций в  освоении и изучении России.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1 группа.

  1. Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.
  2. Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.
  3. Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».
  4. Что такое волоки? Кто такие поморы?

2 группа.

  1. Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.
  2. Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.
  3. Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?
  4. Каково значение похода Ермака?

3 группа.

Географические открытия конца 16 – 17 века.

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?
  3. Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.
  4. Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?

4 группа:

Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.
  2. В честь кого названо море Лаптевых?
  3. Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

5 группа:

Географические исследования в 19 веке.

  1. В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?
  2. Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.
  3. Определить, где проходит Северный морской путь.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Новгородцы-поморы

XII-XV в.

Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею.

Ермак

XVI в.

Начало освоения Сибири.

Иван Москвитин

XVII в.

Первым достиг Охотского моря.

Курбат Иванов

XVII в.

Открытие озера Байкал.

  1. Закрепление:

Географический диктант:

  • Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)
  • Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)
  • Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)
  • Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)
  • К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)
  • В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)
  • Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)
  • В честь братьев названо море… (Лаптевых)
  • Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)
  • В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)
  • Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)
  • Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)

Задания по контурным картам:

  1. Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
  2. Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).
  1. Домашнее задание:
  • Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 8 классапо теме : "Освоение и изучение территории России"

Презентация для урока в 8 классе по теме : "Освоение и изучение территории России"...

Урок географии в 8 классе на тему "Освоение и изучение территории России".

Данный материал изучается в начале изучения курса Географии России....

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка по теме "Правила согласования времен в косвенной речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка  по теме "Правила согласования времен в косвенной речи"для 8 класса. К разработке прилагается презентация и справо...

Методическая разработка. Технологическая карта урока английского языка по теме “Where do you live?”

Технологическая карта урока английского языка по теме  "Where do you live?" УМК Английский язык Авторы: Комарова, Ларионова...

Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России "

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России"Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить ...