Тема | Климат и климатические пояса России. |
Цели | Образовательные: 1) Способствовать развитию: -познавательного интереса к предмету . - 2) Систематизировать и расширить представления уч-ся о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека, дать знания об агроклиматических ресурсах и неблагоприятных климатических линиях.
- Продолжить формирование умения работать с:
а) различными источниками информации (словарями, энциклопедиями, научно-популярной литературой, базой данных Интернета, статистическими данными, картами атласа и т.д.) б) отстаивать свою точку зрения, вести монологическую речь, участвовать в дискуссии в) работы в группах (чувство коллективизма, ответственности) 3) сформировать умения использования полученных знаний для защиты окружающей среды Воспитательные: 1.) -раскрытию индивидуальных способностей творческих (личностно-ориентированный подход) учащихся -экологической культуры. 2 )патриотического воспитания (любви к Отчизне, в том числе и на примере своей области) 3)воспитывать бережное отношение к родной планете, любовь к родной земле, месту, где ты живёшь, через знание и глубокое осознание важнейших экологических вызовов, с которыми сталкивается Земля; 4)воспитывать понимание глобального характера этих проблем и необходимости посильного участия каждого землянина в разрешении трудностей, стоящих перед планетой сегодня. Формировать УУД: личностные: организация целенаправленной познавательной деятельности коммуникативные: умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать у доски (на публику) регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом; рефлексия |
Планируемый результат | формирование мотивации –климатические пояса России. - стремление к совершенствованию изучения типов климата на территории России; - формирование коммуникативной компетенции;
|
Этапы | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты |
метапредметные | личностные |
I.Мотивация учебной деятельности
Цели: Тема и задачи урока, настрой учащегося на работу
| Готовятся к восприятию информации.
| Создание атмосферы сотрудничества. Целеполагание Слово учителя: Если вы помните, это высказывание французского просветителя 19 века предваряло тему «Климат России», и мы с вами договорились провести научно-исследовательский семинар с участием специалистов в различных областях знаний, обсудить этот вопрос всесторонне. Задачи перед собой группы специалистов ставили по-видимому разные, а вот цель у нас одна.
| «Систематизировать знания и дать всесторонний анализ взаимодействия в системе «климат-человек»». | Активная мыслительная и речевая деятельность учащихся.
| Познавательные УУД Выделить и сформулировать цель самостоятельно Коммуникативные УУД Уметь слушать учителя. Регулятивные УУД Уметь прогнозировать, определять учебную задачу, осознавать качество переводимых предложений. Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание темы. |
2.Построение синквейна- «Влияние климата на жизнь и деятельность человека».
Цель: обобщение материала для того, чтобы наглядно представить основные экологические проблемы, преобразовав объект из чувственной формы в синквейн-климат-3прилагательных,3 глагол,.краткое ,резюме.(30м.)
| 1.Отчет климатологов.
2.Отчет краеведов.
3.Отчет этнографов.
4.Отчет медиков.
5.Отчет агроклиматологов.
| При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы.
Учитель -итак ,мы познакомились с особенностями биологической и внебиологической адаптации,а сейчас разберем влияние климата на хозяйственную деятельность человека. | Краткий анализ климата России.
Неблагоприятные явления в природе.
Особенности климата Тамбовской области.
Неблагоприятные климатические явления на территории Тамбовской области.
Влияние климата на культуру, образ жизни людей, жилище, одежду ,занятие.
Отражение темы -Климат в устном народном творчестве—пословицы, поговорки ,сказки, праздники, песни, игры. Влияние климата на организм человека.
Определение степени комфортности климата. Курортные зоны России.
Агроклиматические ресурсы и показатели их характеризующие .
Анализ карты-Агрокламатичские ресурсы России. | Организация мыслительной и речевой деятельности учащихся. | Познавательные УУД Постановка и формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения, моделирование – преобразование объекта в модель (знаково-символические действия в рамках общеучебных действий, входящих в состав познавательных УУД). Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь выделять главное, составлять план. Личностные УУД Нравственно-этическая оценка ситуации.
Познавательные УУД Формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать себя и речь других. Регулятивные УУД Уметь определять цель деятельности. Уметь выделять главное, логично строить высказывание. Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание ситуации с экологией по конкретной проблеме . |
|
6.Отчет экономистов .
а)зависимость теплопотребления от климатических ,экономических параметров. б)анализ карты-зоны Севера в России. в)влияние изменений климата на жилищно-коммунальное хозяйство, энегретику в Тамбовской области. 7 .Отчет экологов . | Вопрос краеведам- Какова оценка агроклиматических ресурсов Тамбовской области.?(Фенологические наблюдения ,народные приметы.)
Вопрос климатологамм- Можно ли управлять погодой ?
Учитель-Какова оценка экономистов? Основные источники загрязнения воздуха .Анализ карты –наиболее загрязненные места в России и Тамбовской области. Прогноз изменения климата в 21 веке . Меры по охране природы на Земле. |
|
|
|
Закрепление нового материала. 3. Цель: закрепление знаний учащихся за счёт использования дополнительной информации, подготовленной учащимися (3 мин.)
| Учащийся внимательно слушает выводы-
| Предлагает выслушать информацию, включающую интересные факты и цифры и сказать, что больше всего их заинтересовало и удивило. | Учащиеся называют несколько фактов, которые их удивили .
1.К 2020 году продолжительность отопительного сезона сократится на3-4 дня ,что может дать ощутимую экономию средств.
2.Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к крупным водохранилищам ,а отсюда выработки электроэнергии, возможное затопление и подтопление населенных пунктов. 3.Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал в большинстве районов европейской части России приведут к уменьшению ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. | Организация активной мыслительной деятельности. | Познавательные УДД Уметь ориентироваться в информации, находить и выделять интересные факты. Коммуникативные УДД Уметь слушать и понимать сообщения Регулятивные УУД Уметь осуществлять целеполагание, прогнозирование Личностные УДД Уметь проводить нравственно-этическое оценивание, формировать способность к самообразованию, поиску новых фактов по интересующей теме (мотивация) |
4. Как помочь планете?(5 МИН.) Цель: назвать пути выхода из сложившейся ситуации.
Ц
И итогам прос
Мотрал
| Учащийся анализируют услышанное. Отвечают на вопросы анкеты.
| Характеризуя экологическую ситуацию как опасную, учитель предлагает назвать пути её улучшения.
| Учащиеся перечисляют те меры, которые может предпринять каждый ответственный гражданин.
| Уметь выделить главное, выразить свои мысли.
| Познавательные УДД Уметь ориентироваться в информации, анализировать факты, делать выводы, строить речевое высказывание Коммуникативные УДД Уметь слушать и понимать и делать сообщения , работать в группе, брать интервью: задавать вопросы, т.е. осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, строить продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД Уметь осуществлять целеполагание, контроль, прогнозирование, коррекцию, осознавать качество деятельности. Личностные УДД Уметь проводить нравственно-этическое оценивание, определять свою гражданскую идентичность, гражданскую позицию, формировать ответственное отношение к окружающему миру. |
5. Включение в систему знаний и повторение. Цель: обобщить материал урока (2 мин.)
| Обобщают информацию и отвечают на анкету -Что я узнал ?Ч то хочу узнать ?
Сенквейн -климат
1. разнообразный ,изменяющийся, комфортный ,дискомфортный. 2.определяет,
воздействует,
формирует, обеспечивает,
изменяет.
3. Власть климата –сильна !! 4 Климат и человек –тесно взаимосвязаны. | Задаёт вопросы о том, что учащиеся узнали нового на уроке и что понравилось .
| В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о климатических поясах, расширили знания по теме, осознали глобальность экологические проблемы и роль каждого в её решении. | Уметь выполнять учебные действия, выделять главное и подводить итоги деятельности. | Познавательные УУД уметь обобщить материал, выделить главное Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности (Что сделано?) Коммуникативные УУД Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные УУД Уметь выражать свою позицию, исходя из социальных и личностных ценностей. |
6.Домашнее задание. Цель: практиковать учащегосяв устной речи по заданной теме(2мин.)
| Записывает домашнее задание. | Объясняет выполнение домашнего задания.
Решить задачу на тему-Экономия средств при оплате ЖКХ. Условие задачи –в связи с потеплением климата отопительный сезон сократиться на 4 дня.
Стоимость отопления 1м2-в квартире –составляет -25 рублей и 27 копеек.
Сколько квадратных метров в Вашей квартире отапливаемые ?
Рассчитайте на сколько меньше будет оплата отопления в связи с потеплением климата ? | Учащиеся предлагают свои планы по выполнению домашних заданий. | Позволит ещё раз описать тему | Познавательные УУД Уметь выполнять творческое задание в письменной форме. Коммуникативные УУД Уметь слушать собеседника и участвовать в обсуждении проблемы (плана) Регулятивные УУД Уметь составлять план, формировать волевую саморегуляцию Личностные УУД Уметь выражать свою позицию, исходя из социальных и личностных ценностей |
Рефлексия (подведение итогов занятия-2 мин | микро группы проводят самоанализ анализируют работу всех членов групп, оценивают по 5-ти балльной системе достижение результатов
|
учитель объявляет свои отметки за представление отчетов (экологов,агроклиматоло-гов,климатологов,краеве-дов,этнографов,экономис-тов,медиков.)
при выставлении отметки в журнал, учитывается и самоанализ групп . |
| Уметь выделить главное, выразить свои мысли. | Познавательные УДД Уметь ориентироваться в информации, анализировать факты, делать выводы, строить речевое высказывание Коммуникативные УДД Уметь слушать и понимать и делать сообщения , работать в группе, брать интервью: задавать вопросы, т.е. осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, строить продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД Уметь осуществлять целеполагание, контроль, прогнозирование, коррекцию, осознавать качество деятельности. Личностные УДД Уметь проводить нравственно-этическое оценивание, определять свою гражданскую идентичность, гражданскую позицию, формировать ответственное отношение к окружающему миру. |