Технологическая карта урока в 9 классе "Электроэнергетика"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Яковлева Ирина Сергеевна

Урок открытия нового знания. Формируется представление об электроэнергетике, типах элетростанций и их особенностях, факторах размещения и перспективах энергопотребления в России. Работа в группах и обмен полученными знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_elektroenergetika.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Электроэнергетика

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель: формирование представления об электроэнергетике, типах электростанций и их особенностях, факторах размещения и перспективах энергопотребления в России.

Задачи:

образовательные:

-определить роль электроэнергетики в хозяйстве страны, жизни отдельного человека;

-дать общую характеристику электроэнергетики России;

- определить проблемы электроэнергетики страны;

развивающие:

- развивать речь, познавательные интересы;

- развивать умение подбирать аргументы;

- развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

- развивать интерес к групповой деятельности на уроке;

- развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

-способствовать воспитанию энергобережливости, пониманию важности рационального природопользования.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В конце урока учащиеся смогут:

- назвать значение электроэнергетики в экономике страны, жизни отдельного человека;

- дать характеристику основных типов электростанций, указать их основные черты, достоинства и недостатки;

- объяснить размещение разных типов электростанций по территории страны;

- показать на карте крупнейшие электростанции страны;

- объяснить значение понятий «Единая энергетическая система (ЕЭС) страны», «государственные районные электростанции (ГРЭС)»;

В процессе урока учащиеся смогут:

- извлекать информацию;

- делать отбор источников информации для

поиска нового знания;

- перерабатывать

информацию;

- преобразовывать

информацию из одной формы в другую;

- организовывать свою деятельность;

- осуществлять самооценку своей деятельности;

-осознание важности энергосбережения и рационального природопользования;

Словарь урока: Единая энергетическая система (ЕЭС) страны, государственные районные электростанции (ГРЭС)

Ресурсы урока: учебник «География 9класс» (авт. А.И. Алексеев), атлас по географии для 8-9 класса, проектор, презентация « Электроэнергетика», рабочие листы для работы в парах


Этапы урока.

Время

(мин)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1этап

 Орг. момент

1

Создание благоприятного психологического климата

Приветствует учеников, благодарит за готовность.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, называют отсутствующих.

– самоопределение (Л);

– целеполагание (Р);

– планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками (К).

2этап

 Мотивация

1

Мотивация учебной деятельности

1. Подводит к определению темы урока:

Предлагает прослушать текст и назвать причину случившегося:

«14 августа 2013 года в крупнейших городах США и Канады на Восточном побережье полностью было прекращено движение общественного транспорта, остановилось метро. В поездах подземки в тоннелях оказались заперты тысячи людей. В Манхэттене многие люди оказались заперты в темных кабинах скоростных лифтов в офисных зданиях. Сотни тысяч людей вышли на улицы, спасаясь от жары в душных офисах, так как не работали кондиционеры. Было прекращено телерадиовещание, работа аэропортов, остановились торги на Нью-йоркской фондовой бирже. Прекратили работу предприятия многих крупных американских корпораций. После наступления темноты в ряде районов начались грабежи» (по материалам Интернет- сайтов).

10 ноября 2016 года сразу несколько районов Московской области в одночасье погрузились во тьму. Наро-Фоминский, Одинцовский, Дмитровский и другие. Десятки сел и деревень стали жертвами ледяного дождя, который свирепствовал в области. Обмерзшие деревья падали на провода электролиний, выводя из строя подстанции. В самом эпицентре коллапса оказался Дмитровский район. Не ходили электропоезда. На железнодорожных путях работали круглосуточные бригады, у переездов стояли пробки, так как светофоры постоянно мигали красным светом. Чтобы восстановить линии, рабочие и днем, и ночью рубили просеки, не спали по несколько дней.

- Итак, вы уже, наверное, догадались, какова тема сегодняшнего урока.

Верно, мы изучаем вторую составляющую ТЭК - электроэнергетику.

1. Называют тему урока - «Электроэнергетика»

– планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками. Умение находить общий ответ (К).

3 этап

Постановка проблемы

2

2. Создает для учеников проблемную ситуацию:

Конечно, мгновенное прекращение подачи электроэнергии - случай крайний. Но попробуйте представить себе, что мы тем или иным путем подготовились к ее исчезновению или резкому сокращению потребления. И тогда возникнет вопрос: согласны ли вы жить в доме, где нет телевизора, компьютера, нет подачи централизованного тепла, газа, горячей воды, не работает утюг, холодильник. Ответ на все эти вопросы будет однозначный - отрицательный!

Мы понимаем, что жизнь современного общества невозможна без электроэнергетики. Ее не зря относят к базовым отраслям, от которых зависит и развитие производства, и жизнь населения.

Жизнь людей порой в буквальном смысле зависит от электроэнергетики.

Как себя обезопасить?

Можно ли электрическую энергию «хранить», «запасать впрок»?

2. Осознают дефицит знаний.

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

4 этап

Актуализация знаний

3

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Задает вопросы, в процессе ответов корректирует их, исправляет ошибки:

Что вы знаете об электроэнергетике?

Какую народнохозяйственную функцию выполняет электроэнергетика?

Как получают электроэнергию7

Какие источники электрической энергии вы знаете?

Как электрическая энергия передаётся потребителю?

Что нам нужно узнать?

Где добыть знания?

Ведение живого диалога: учащиеся свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

Отвечают на вопросы учителя: определяют, что знают об электроэнергетике, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

5этап

Целеполагание

и планирование

2

Постановка учебной задачи и пути решения

1. Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

2. Помогает, советует спланировать деятельность:

Подводит к мысли, что оптимальный вариант - работа в парах.

 

1. Формулируют цели и задачи урока: узнать, что собой представляет электроэнергетика России:

- как получают электроэнергию в России?

- где какие строят электростанции и почему?

 - какие электростанции дают больше всего электроэнергии нашей стране?

- какие проблемы есть у российской электроэнергетики и как их можно решить?

2. Совместно определяют план действий.

План:

1.Охарактеризовать отрасли электроэнергетики в парах.

2. Сравнить отрасли электроэнергетики.

3. Сделать вывод.

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

6 этап

«Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

25

Практическая деятельность учащихся

1. Дает задания парам:

Первая пара работает над особенностями теплоэнергетики.

Вторая пара изучает особенности гидроэнергетики.

Третья - особенности атомной энергетики.

Четвёртая - альтернативные источники энергии.

2. Демонстрирует алгоритм работы для групп:

1.Прочитайте текст параграфа 7 (для 4-ой группы учитель предоставляет отдельные материалы -  смотри Приложение ).

2.Проанализируйте рис. 14, карту Электроэнергетика России в учебнике (с. 234-235).

3.Отберите материал, необходимый для вашего сообщения.

4. Если необходимо, используйте другие источники информации.

5.Ответьте на вопросы. Ваше сообщение готово.

2. Корректирует работу групп, отвечает на возникающие вопросы.

3. Вместе с учениками выслушивает ответы групп, корректирует их, исправляет неточности, дополняет интересными фактами (по атомной энергетике - Приложение 1; по альтернативным источникам – Приложение 2).

4. После каждого выступления организует рефлексию.

5. Предлагает для закрепления заполнить сводную таблицу (приём «Линии сравнения» - Приложение 3):

1 этап. Работая в группах, готовят сообщения с опорой на вопросы (Приложение ).

1 группа: «Тепловая электроэнергетика России»

2 группа: «Гидроэнергетика России»

3 группа: «Атомная энергетика России»

4 группа: «Альтернативные источники энергии в России»

2 этап. Выступают с сообщениями.  Проводят самооценку работы группы.

3 этап. Закрепляют новые знания (приём «Линии сравнения - Приложение): предлагают линии сравнения, затем коллективно заполняют таблицу на рабочих листах.

– смыслообразование (Л);

– познавательная инициатива (Р);

 - контроль (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

7 этап

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

3

Контроль усвоения материала, корректировка ответов.

Предлагает задание:

 Подобрать аргументы к тезису «Электроэнергетика - одна из отраслей «авангардной тройки».

Выполняют задание учителя в парах:

1. Подбирают аргументы, подтверждающие тезис «Электроэнергетика - одна из отраслей «авангардной тройки».

2. Группы поочередно называют свои аргументы.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– учет разных мнений (К).

8этап

 Рефлексия и оценивание

3

Оценить степень выполнения поставленных целей

1. Предлагает вопросы для рефлексии.

2.Выставляет и комментирует отметки.

Отвечают на вопросы:

Какова тема сегодняшнего урока?    

Какова цель урока?

Что ты сегодня узнал?

Что было для тебя важно?

Где можно применить знания, полученные на уроке?    

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

Что тебе дала работа в группе?

За что ты благодарен своему партнёру?

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– учет разных мнений (К).

9 этап

Домашнее задание

2

Предлагает и комментирует домашнее задание:

- инвариантная часть: параграф 7;

задания 6-8 стр.29

- вариативная часть:

1). Задание 10 стр.29. или

2). Определите типы и названия электростанций вашего региона.

Назовите причины формирования сложившейся структуры производства электроэнергии.

Предположите пути развития электроэнергетики в вашем регионе.

(Приложение 4).

Записывают домашнее задание.

Вопросы для группы «Тепловая энергетика»

  1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России ТЭС?
  2. Какие виды топлива используют ТЭС?
  3. Каковы достоинства ТЭС?
  4. Каковы недостатки ТЭС?
  5. Что такое ГРЭС, ТЭЦ?
  6. Назовите крупные ТЭС России?
  7. Где размещают ТЭС в нашей стране?
  8. Почему и в мире, и в России большая часть электроэнергии производится на ТЭС?
  9. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?

ГРЭС (Государственные районные электростанции) – электростанции, обслуживающие большие территории. Именно они вырабатывают большую часть электроэнергии.

Вопросы для группы «Гидроэнергетика»

  1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России ГЭС?
  2. Каковы достоинства ГЭС?
  3. Каковы недостатки ГЭС?
  4. Назовите крупные ГЭС России?
  5. На всякой ли реке можно построить ГЭС?
  6. Почему самые мощные ГЭС России построены на Енисее и Ангаре?
  7. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?

Вопросы для группы «Атомная энергетика»

  1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России АЭС?
  2. Какие виды топлива используют АЭС?
  3. Каковы достоинства АЭС?
  4. Каковы недостатки АЭС?
  5. Назовите крупные АЭС России?
  6. Почему в нашей стране одни АЭС расположены в густонаселённых районах - Ленинградская, Курская, Нововоронежская-, а другие наоборот в отдалённых и малозаселённых, например, Билибинская в Чукотском АО?
  7. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?

Приложение 1

В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 18% всей энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в 1954 году в СССР в Обнинске. 

Вопросы для группы «Альтернативные источники электроэнергии»

  1. Какие альтернативные источники энергии используются в России?
  2. Назовите их достоинства и недостатки?
  3. Где в России действуют геотермальные электростанции? Что они используют в качестве топлива? Где их можно создавать?
  4. Где в России действуют ветроэнергетические установки? Где их можно создавать в перспективе?
  5. Где в России действуют ПЭС? Где их можно создавать в перспективе?
  6. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?

Приложение 2

Гелиоэнергетика.

У человечества есть практически неиссякаемый источник энергии - это Солнце. Солнце поставляет Земле колоссальную мощность — примерно 1017 ватт, это более чем в 100 тысяч раз превышает сегодняшний уровень потребления электроэнергии. За двадцать дней Земля получает в виде солнечного излучения столько же энергии, сколько хранится во всех запасах ископаемого топлива на планете. Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, до поверхности Земли доходит лишь 50% энергии. Даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть её переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идет на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос. Солнечные электростанции (СЭС) не загрязняют атмосферу; солнечные киловатты бесплатны. Проблема связана с циклическим характером поступления. Под солнечные батареи используется большая площадь Земли. Кроме того, КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%), плотность солнечной    энергии низкая, требуются большие средства на её улавливание и хранение.

Ветроэнергетика.

   Попытки использовать силу ветра своими корнями уходят в далекие времена. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики, так как используется даровая энергия. Получение электроэнергии с помощью ветра - экологически чистый источник и не влияет на тепловой баланс атмосферы. Но следует отметить низкую интенсивность ветровых установок, поэтому они занимают большие площади. Работа ветровых установок неблагоприятно влияет на работу телевизионной сети, является источником шума. Если наступает затишье, ветровая энергия становится равной нулю.

                                                                                                                                               

   Приливные электростанции.

  Энергия морских приливов огромна. Однако практическое использование затруднено, поэтому моря и океаны могут удовлетворить только 1% мировой.                    

 Геотермальная энергетика.

    Геотермальная энергия – это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли). Это практически неиссякаемый и полностью независимый от условий окружающей среды, времени года, суток источник энергии.

Приложение 3

Сводная таблица «Типы электростанций»

ТЭС

ГЭС

Линии сравнения

АЭС

Альтернативные источники энергии

Какую долю электроэнергии вырабатывают?

Какие виды топлива используют?

Каковы достоинства?

Каковы недостатки?

Где размещаются?

Назовите крупные электростанции

Приложение 4.

Название региона проживания

ТЭС

ГЭС

АЭС

Электростанции, использующие альтернативные источники

Вывод.

         1) Причины формирования структуры производства электроэнергии моего региона:_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
         

     

2) Перспективы развития электроэнергии моего региона: _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...