Организация исследовательской деятельности на уроках географии.
статья по географии

Двуличанская Анна Александровна

В современном мире наличие у человека исследовательских умений и навыко является важным условием социальной адаптации личности. Статья содержит  описание учебных задач, направленных на формирование исследовательских способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx283.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

 на уроках географии

Двуличанская Анна Александровна

учитель географии МБОУ СОШ №9

г. Каменск-Шахтинский

Ростовской области

Федеральный государственный образовательный стандарт   предъявляет новые требования к результатам образования и к организации образовательного процесса, который обеспечит достижение этих результатов.  В современной школе ученики учатся реализовывать себя как личность и быть успешными в обществе.

В современном мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности.

Главная цель моей педагогической деятельности – развитие исследовательских способностей моих учеников.

Учебное исследование – это образовательная технология, направленная на формирование познавательной активности обучающихся, развитие их способностей на основе интереса к предмету.

Учебно-исследовательская деятельность – это переход от усвоения информации к освоению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

 Применение технологии исследовательской деятельности помогает мне достигнуть главной цели - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Технология строится на коммуникативно-деятельном принципе обучения, предусматривающим диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между мною и моими учениками.

На своих уроках и во внеурочное время я работаю над формированием у моих учеников исследовательских умений:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать);
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент.

Умение видеть и формулировать проблему

В учебном процессе предлагаю детям специальные учебные задачи, направленные на то, чтобы заставить ученика посмотреть на изучаемый объект или явление  с разных точек зрения.

1)  6 класс. Представьте, что вам надо объяснить, как образуется роса:

а) учителю на экзамене;

 б) первокласснику. Попробуйте сделать это.

 2) 7 класс. Представьте, что вам довелось провести несколько часов в пустыне (экваториальном лесу, тайге, тундре).Что вы могли бы увидеть, услышать, почувствовать?

3) 9 класс. В России 53,6% населения составляют женщины, 46,4% - мужчины.

От каких причин, на ваш взгляд, зависит такое соотношение полов в нашей стране?

Можно ли принять какие-то меры по исправлению этой ситуации?

4) 7 класс. Представьте возможные впечатления и ощущения жителя саванны, оказавшегося в тундре.

5) 7 класс.        Прочитайте суждения.

  1. Тропические широты – самые сухие на земной поверхности.
  2. Австралия почти посередине пересекается Южным тропиком.

Подумайте, какие умозаключения о природе Австралии вы можете сформулировать?

6) 7 класс. Проанализируйте истинность суждений и сделанного умозаключения.

Большая часть Южной Америки находится под воздействием влажных ветров с Атлантического океана, поэтому это самый  влажный материк.

Объясните свою точку зрения.

7) 7 класс. «В Океане нет “национальных вод”. Океан непрестанно движется. Можно нанести на карту и поделить между государствами неподвижное морское дно, но не воду над этим дном. То, что сегодня называют территориальными водами Перу, завтра становится территориальными водами Океании. Прибрежные воды Африки становятся прибрежными водами Мексиканского залива». Эти слова принадлежат норвежскому ученому и путешественнику Туру Хейердалу (1914—2002).

1) Как вы думаете, о какой проблеме говорит ученый? Попробуйте продолжить высказывание (одной фразой) Тура Хейердала.

2) Сформулируйте ваше видение проблемы. Есть ли способы ее решения?

3) Сравните фразу, написанную вами, с оригиналом: «Очень важно положить конец намеренному сбрасыванию отходов в Океан».

Умение задавать вопросы

Умение задавать вопросы – одно из важных исследовательских умений, поэтому необходимо ситуации для составления вопросов учащимися.

  1. Придумайте вопросы, которые возникают у людей, увидевших гейзер.

  1. Придумайте вопросы к тексту.

И в тайгу начал ходить ещё в детстве. Вместо... детсада!
Лет с восьми уже отец научил меня ходить на «самоделках» – коротких охотничьих лыжах, без компаса и карт находить дорогу по звёздам. Однажды, указав на небо, густо усеянное звездами, он показал мне Большую Медведицу и попросил  обратить внимание на Полярную звезду, сверкавшую ярче всех остальных. Сказал, что эта звезда всегда приведёт заплутавшего человека домой.
  Вообще, советы батя мой всегда давал очень дельные и практичные: «Когда заходишь в тайгу, смотри – с какой стороны солнце, чтобы на выходе оно было с другой стороны. Решил что заблудился – не дёргайся. Сядь на пенёк, отдохни, перекури, успокойся и тогда только принимай решение. Зверей не бойся – бойся людей, они в сто раз хуже бывают!»
   Ещё батя сказал, что у таёжных охотников в голове... своя карта! И идут они по ней, не сбиваясь с пути, каким-то особым чутьём угадывают опасность.
   Он учил меня распознавать разные птичьи и звериные следы – постепенно к таёжной жизни приучал: хотел, чтоб и я по его стопам пошёл, продолжил его дело. Дескать, не самое плохое это дело для мужчины – охотницкое ремесло, хоть и трудное, конечно!

Умение выдвигать гипотезы

Умение выдвигать гипотезы также формируется в процессе решения учебных задач, которые целесообразно предлагать ученикам на этапе мотивации или актуализации знаний предстоящего урока.

 

Задание 1. Известно, что горные породы подвергаются выветриванию. Как вы думаете, в одинаковых условиях внешней среды что разрушится быстрее — мрамор  или гранит? Почему?

 

Задание 2.  Как образуется дождь / снег / роса /?

Задание 3. Почему облака не падают на землю, а дождь падает?

Задание 4. Южный тропик пересекает  Австралию почти посередине. 

Сделайте предположения об особенностях природы этого материка.

Задание 5. Прочитайте текст и сделайте предположения  о причине «Рыбьего дождя»

Рыбий ливень в Гондурасе происходит ежегодно примерно в одно время: в период с мая по июль. И примерно в одном и том же месте: недалеко от города Йоро. С неба падают сардины, которых с удовольствием собирают местные жители. Как утверждают очевидцы, явление начинается в пять-шесть вечера: над землей нависает черная туча, гремит гром, сверкают молнии, лужи наполняются рыбой.

Задание 6. Исследование «Влияние океанических течений на климат побережий».

Известно, что вдоль западных и восточных берегов материков в тропических широтах проходят холодные и теплые океанические течения.

1) Сформулируйте гипотезу: климатические условия на побережье материков в тропических широтах, вдоль которых проходят теплые или холодные течения, будут одинаковыми или разными? Какими?

2) Определите задачу исследования.

3) Составьте план исследования.

4) Постройте цепочку причинно-следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океанов.

5) Постройте свои предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океанов, опираясь на знания взаимосвязей, существующих между природными явлениями.

6) Проверьте истинность или ошибочность своей гипотезы.

        Логические умения

Задание 1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

тундра

степь

тайга

пустыня

Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

Возможные варианты ответа:

  • Тундра – безлесная зона субарктического пояса, в которой преобладают мхи, лишайники и кустарнички.
  • Степь – безлесная зона умеренного пояса с преобладанием злаковых трав.
  • Тайга – лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.
  • Пустыня – безлесная зона с экстремальными условиями для жизни.
  • В тундре очень долгая и суровая зима и короткое  лето.
  • В степи самые плодородные почвы.
  • В пустыне скудное увлажнение.

Таким образом, ответов будет много. Кто-то «лишним» назовет степь из-за плодородия почв, кто-то – тайгу, так как это лесная зона, а все остальные – безлесные зоны.

Если   сформулировать  вопрос более точно, то  изменится содержание деятельности  учеников.  Например, «назовите зону, в которой преобладают хвойные деревья». Это задание доступно учащимся с низким уровнем подготовки.

Задание 2. Составьте два сообщения, используя карту в атласе «Природные зоны»: первое – о природных зонах России, второе – о природной зоне степи. Какое из этих сообщений будет содержать больше сведений и более конкретную информацию?

  При выполнении этого задания деятельность учеников  будет  направленна на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему.

Это задание доступно учащимся со средним  уровнем подготовки.

Задание 3. Сравните  две природные зоны России (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?

Это задание доступно учащимся с высоким  уровнем подготовки.

Разные учебные задачи, направленные на формирование исследовательских умений, опробованы мною на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. О приемах, которые я использую чаще всего в своей деятельности, можно прочитать в моих статьях и разработках уроков, которые размещены в открытом доступе в сети Интернет.

Во внеурочное время учу ребят проводить исследования по следующим направлениям:

  • экологические исследования;
  • геологические исследования;
  • социологические исследования.

Результатом исследовательской деятельности является получение ими новых знаний и умений, в том числе универсальных. Проводя исследования, ребята создают «продукт» исследовательской деятельности – проект.

Организация исследований природы родного края, экологических и социальных проблем направлена на решение очень важной на современном этапе задачи – воспитанию патриотизма. Проводя исследования, изучая особенности природы, ребята приобретают знания о своей малой Родине.

Чтобы проект правильно оформить и защитить, ребят надо научить использовать компьютерные технологии. С этой целью я во внеурочное время учу ребят работать в программе PowerPoint, использовать Интернет-ресурсы.

Результатом работы является значительное количество и высокое качество  исследовательских  работ обучающихся.

Список литературы

  1. Благодарева Ольга. Таежные истории- 4. https://proza.ru/2012/04/26/1283
  2. Крылова О.В. Реализация требований ФГОС ООО в преподавании географии. Лекция 7. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013
  3. https://www.abcfact.ru/2918.html - Необычные дожди.
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998. – (Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск 7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Исследовательская работа как форма организации учебной деятельности на уроках географии

Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике....

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".

Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования...

Организация исследовательской деятельности школьников по географии и биологии

Исследовательская, поисковая работа учащихся основа проектов, научно-исследовательских работ...