Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
учебно-методический материал по географии по теме
Программа самообразования
учителя географии Струковой Юлии Николаевны
“Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь”.
Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.
Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
учителя географии Струковой Юлии Николаевны
“Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь”.
Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.
Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Разделы плана | Содержание деятельности | сроки | Формы представления результатов работ |
Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике | Чтение методических журналов по географии, обзор в Интернете необходимой информации | 2013 – 2014 г.г. систематически | Подготовка методической базы |
Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности | Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся | 2013 – 2015 по мере возможности | Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства |
Разработка программно-методического обеспечения | Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности | В течение срока реализации программы | Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования |
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся | Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям | 2013 – 2016 годы | Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня |
Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время | Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы | 2016 год | Выступление на ШМО по данной теме, открытый урок. |
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Исследования, которые я реализую в своей практике в 2013-2014 учебном году :
- экологические исследования
В 2013-2014 учебном году начата работа над проектом с учащимися 8 класса «Малые реки Советского района». Учащиеся класса исследовали проблему загрязнения реки Старка, протекающей по микроучастку школы. Была организована посильная очистка участка русла в месте выхода реки из коллектора в районе Гаражного переулка. Промежуточным итогом работы над проектом стало участие Катковой Анастасии и Поляковой Ирины в постерной сессии на областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов». Учащиеся планируют продолжить работу в данном направлении и принять участие в Международном форуме «Великие реки».
- исследования в рамках предмета
С учащимися 9 классов были реализованы краткосрочные проекты в рамках участия в конференции НОУ. Суромин Александр исследовал проблему терроризма в России, разработал авторскую карту. Успешность проекта отражает диплом первой степени в районной конференции НОУ «Эврика».
Трифонова Анастасия работает над исследованием миграционной ситуации в Нижегородской области. Её научно-исследовательская работа отражает современные миграционные тенденциии в Нижегородской области, автор провела социологическое исследование проблемы.Научно-исследовательская работа была награждена диплом первой степени в районной конференции научного общества учащихся «Эврика-2014».
В рамках школьной программы успешно был реализован проект «Рекреационные зоны Северного Кавказа». Все учащиеся 9 классов с удовольствием приняли в нем участие. Итогом стала защита мини-проектов на уроке.
Предполагаемый результат работы по теме самообразования:
- Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
- Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
- Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
- Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии и во внеурочное время.
Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-337501-1395892754.png)
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-341031-1384785531.jpg)
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-133775-1541610878.jpg)
«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»
На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/11/picture-64762-1528743344.jpg)
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-577114-1422789290.jpg)
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372605-1387826353.jpg)
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования...