Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
учебно-методический материал по географии по теме
Программа самообразования
учителя географии Струковой Юлии Николаевны
“Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь”.
Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.
Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
учителя географии Струковой Юлии Николаевны
“Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь”.
Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.
Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Разделы плана | Содержание деятельности | сроки | Формы представления результатов работ |
Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике | Чтение методических журналов по географии, обзор в Интернете необходимой информации | 2013 – 2014 г.г. систематически | Подготовка методической базы |
Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности | Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся | 2013 – 2015 по мере возможности | Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства |
Разработка программно-методического обеспечения | Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности | В течение срока реализации программы | Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования |
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся | Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям | 2013 – 2016 годы | Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня |
Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время | Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы | 2016 год | Выступление на ШМО по данной теме, открытый урок. |
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Исследования, которые я реализую в своей практике в 2013-2014 учебном году :
- экологические исследования
В 2013-2014 учебном году начата работа над проектом с учащимися 8 класса «Малые реки Советского района». Учащиеся класса исследовали проблему загрязнения реки Старка, протекающей по микроучастку школы. Была организована посильная очистка участка русла в месте выхода реки из коллектора в районе Гаражного переулка. Промежуточным итогом работы над проектом стало участие Катковой Анастасии и Поляковой Ирины в постерной сессии на областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов». Учащиеся планируют продолжить работу в данном направлении и принять участие в Международном форуме «Великие реки».
- исследования в рамках предмета
С учащимися 9 классов были реализованы краткосрочные проекты в рамках участия в конференции НОУ. Суромин Александр исследовал проблему терроризма в России, разработал авторскую карту. Успешность проекта отражает диплом первой степени в районной конференции НОУ «Эврика».
Трифонова Анастасия работает над исследованием миграционной ситуации в Нижегородской области. Её научно-исследовательская работа отражает современные миграционные тенденциии в Нижегородской области, автор провела социологическое исследование проблемы.Научно-исследовательская работа была награждена диплом первой степени в районной конференции научного общества учащихся «Эврика-2014».
В рамках школьной программы успешно был реализован проект «Рекреационные зоны Северного Кавказа». Все учащиеся 9 классов с удовольствием приняли в нем участие. Итогом стала защита мини-проектов на уроке.
Предполагаемый результат работы по теме самообразования:
- Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
- Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
- Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
- Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии и во внеурочное время.
Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»
На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования...