Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии
статья по географии
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии
Одним из приоритетов современного образования является организация
проектно - исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами: владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере; проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся. В результате использования метода проектов на уроках, школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе организации проектной учебной деятельности на уроках географии.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования»).
Учебный проект – это форма методической работы, направленная на
изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса.
Цель проектно- исследовательской деятельности на уроке - формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
- обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою
- деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
- формирование личностных качеств- мышления, воли, чувств, творческих
- способностей, мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной образовательной программе и
уровню знаний.
Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Выделим возможные типы учебных проектов.
По доминирующей деятельности:
- информационно - познавательные,
- игровые,
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По уровню интеграции:
- Монопредметные (выполняются на материале географии);
- Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике);
- Надпредметные (выполняются на основе сведений не входящих в школьную программу).
По включенности проектов в учебные планы:
- текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из
- учебного курса часть содержания обучения);
- итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение;
- учащимися определенного учебного материала).
По использованию средств обучения:
- печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради);
- работы, научно-популярная и художественная литература);
- наглядные (таблицы, схемы, рисунки и карты);
- технические средства;
- средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор,
- хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.
По содержанию (география):
- Экологические;
- Физико-географические;
- Социально-экономические;
- Комплексные;
- Краеведческие;
- Историко-географические.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Основная цель применения методов проектов – самостоятельное достижение школьниками важных географических проблем.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной учебной деятельности на уроках географии (презентация).
Презентация содержит слайды о работе с разными группами учащихся на уроках географии...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г
. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....
Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»
Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную методиче...