Исследовательская работа как форма организации учебной деятельности на уроках географии
план-конспект урока по естествознанию по теме

Криволапова Оксана Леонидовна

Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Цели и задачи:

- формирование знаний и умений;

- развитие творческой активности;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к

  действительности;

- повышение интереса к предмету – география;

- способствовать интеграции знаний по разным дисциплинам;

- активизировать мыслительную деятельность школьников.

             

Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике. Целесообразно отметить, что любой метод обучения - это средство, которым должен владеть учитель при организации процесса обучения. Следовательно, метод определяет деятельность учителя по организации и осуществлению исследования, а в основе исследовательской работы лежит исследовательская деятельность учащихся. Поэтому, прежде чем характеризовать исследовательскую работу учащихся, необходимо рассмотреть исследовательский метод как теоретическую базу для её осуществления.

Исследовательский метод представляет собой «высшую степень познавательной самостоятельности учащихся». Его использование в обучении связано с постановкой проблемы не только учителем, но и самим учащимся,  и  самостоятельным  решением  ее в  условиях  различных форм учебно-познавательной деятельности.

Знание специфики исследовательского метода обучения поможет учителю без особого труда спланировать и организовать исследовательскую работу учащихся. Она представляет собой форму организации учебного процесса, в ходе которой учащиеся самостоятельно выполняют задания исследовательского характера. В основе данной работы лежит исследовательская деятельность школьников. Это - самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний.

Исследовательская работа позволяет проявить учащимся максимум самостоятельности, помогает развивать творческие способности, формировать научное мышление, она обеспечивает саморазвитие каждого ученика в зависимости от его природных задатков и усердия. Создание ситуации поиска в учении способствует формированию положительных мотивов учения: целеустремленность, внимание, критичность, способность отстаивать свою точку зрения, исключает поверхностный подход в суждениях, познавательное иждивенчество, пассивность.

Психологи давно доказали, что знание не может быть пересажено из головы в голову механически. Оно возникает у человека в результате его собственной деятельности, направленной на предмет познания. Поэтому необходимо создание учителем такой обстановки,  когда ученик способен сам для себя добыть знания. Для школьника важно самому сделать «открытие», в результате которого он синтезирует новое знание, устанавливает взаимосвязи, делает выводы. Данная форма работы побуждает учителя изменять свою позицию в учебном процессе. Из информатора он превращается в организатора исследовательской деятельности ученика.

Для успешной организации исследования учащиеся должны иметь: достаточный запас знаний, достаточный опыт самостоятельной и творческой работы, способность к такой работе, наличие руководителя.

Более   широкое   применение   школьных   исследований   при   изучении географии диктуется природой самой науки, неотъемлемой частью которой  являются   полевые    исследования.    Они    могут   быть    использованы   для организации исследовательской работы учащихся.

Школьные исследования - это процесс приобретения новых     знаний     из     различных     источников,     с     различной     степенью  самостоятельности.

Исследовательская работа в обучении более, чем какой- либо другой вид деятельности, ближе к подлинному научному исследованию. В любой науке исследование- это сложный и длительный процесс, который заключается «не в использовании готовых, а производстве новых знаний»    

Обязательным условием школьных исследований является наличие известной логической установки, приучающей учащихся к последовательному логическому процессу. Логическая установка на самостоятельный поиск может быть выражена кратко: наблюдать, думать, смело высказывать свои предположения, догадки, искать оригинальные решения, уметь доказывать и обосновывать их.

Между научными исследованиями и школьными исследовательскими работами сходство заключается, прежде всего, в общем направлении логического процесса. И школьники, и ученые идут одним логическим

путем. Школьные исследования, как и научные, начинаются с выявления и формирования проблемы, после чего выдвигается гипотеза или система гипотез для решения. Гипотезы доказываются или опровергаются экспериментальным или теоретическим путем. Доказанная гипотеза и является открытием.

                                     

                                                       

                                                                                         

                                                                                               Таблица 1

Исследовательская деятельность ученого и ученика.

Черты сходства и различия

Ученый

Ученик

1.Мотивы и цели

Определяются потребностями общества, мотивация и постановка целей осуществляется преимущественно самими исследователями.

Определяются исходя из цели обучения и содержания материала. Мотивация осуществляется при помощи учителя.

2.Степень самостоятельности

Исследование  ведется самостоятельно, преобладает индивидуальная, т.к. ученый имеет большой жизненный опыт и сформировавшиеся взгляды и убеждения.

Исследование осуществляется при участии учителя. Коллективная деятельность преобладает. У учащихся активно формируются черты личности, в частности внимание, интересы, мышление и т. д.

3.Методы

Выбор осуществляется самостоятельно. Используются
методы науки и области которой
ведется исследование, а также
методы смежных наук,
применение, которых необходимо.

Выбор методов в основном
определяется  учителем.
 Используются методы познания, в зависимости от того, основы какой науки изучаются.

4. Результаты

Открываются новые для науки знания, имеющие практическое значение.

«Переоткрываются» знания уже
известные в науке, имеющие
значения для познания окружающей действительности

Различия обусловлены прежде всего тем, что «ученый в своем открытии открывает объективно новые знания или методы, а ученик открывает только субъективно новое». Следовательно, учащиеся «переоткрывают» знания, уже открытые в науке. Поиск организуется и направляется учителем, который включает учащихся в активную поисковую деятельность и направляет на приобретение новых знаний и творческого опыта. Исследовательская работа учащихся строится на основе определенного содержания. Кроме того, различия заключаются в глубине и масштабе работы ученого по сравнению с масштабом исследовательской работы ученика. Ученый имеет перед собой обширнейший запас наблюдений, как своих, так и чужих. Проверка той или иной гипотезы, объясняющая данные факты, может занять целые годы, прежде чем гипотеза превратится в достоверную теорию. Ступени же исследовательской работы учащихся укорочены, упрощены и его логические построения элементарны.

Деятельность учащихся в процессе выполнения исследовательской работы состоит из следующих этапов: 1) наблюдение и изучение факторов и явлений; 2) создание проблемной ситуации; 3) постановка проблемы; 4) выдвижение гипотезы; 5) проверка гипотезы; 6) формулировка выводов.

Исследовательская работа начинается с наблюдения за природными явлениями, различных измерительных работ, анализа литературных и документальных источников и т.д. На втором этапе возникает проблемная ситуация, на основе не понятных учащимся явлений, противоречивых фактов. Для данного этапа характерно состояние замешательства, ощущение непреодолимого препятствия на пути выполняемого действия. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащихся перед необходимостью выполнять такое практическое и теоретическое задание, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

Не каждая проблемная ситуация побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности. Это происходит в том случае, если у учащихся есть потребность в разрешении проблемной ситуации, если у учащихся есть исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации. Создавшуюся проблемную ситуацию необходимо проанализировать.

Третий этап – этап постановки проблемы. Для него характерно осознание чувства замешательства, затруднения и выявления затруднения, т.е. формирование проблемы. Проблема – поставленный субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства, пригодные для поиска.

Проблема должна быть чётко и правильно сформулирована, это имеет большое значение для организации поиска. Она может быть выражена в форме вопроса, задания, задачи, которые содержат неизвестное искомое. Поиск неизвестного вызывает практическое или интеллектуальное затруднение между прошлым опытом и новыми знаниями.

На следующем этапе формируется гипотеза или система гипотез. Гипотеза – это предположение о причинах возникновения явлений или объекта. В школе гипотеза практически всегда направлена на выявление причин различных явлений. Её выдвижение происходит главным образом по аналогии или в результате умозаключения из одного или ряда факторов.

Пятый этап заключается в проверке гипотезы и представляет собой как бы предварительное решение проблемы. На этом этапе имеющиеся у учащихся знания применяются в учебно-практической деятельности учащихся. Для проверки выдвинутой гипотезы учащиеся используют имеющиеся у них знания. Именно на этом этапе школьники приобретают новые знания, так как сначала устанавливается, какие сведения и в каком количестве потребуется для проверки гипотезы. Далее происходит сбор необходимых данных. Это осуществляется при работе в поле, с литературными источниками, картой и т.д. накопленные данные обрабатываются, анализируются, проверяются. После чего гипотеза или принимается, или отвергается. В случае её отвержения выдвигается новая и путь проверки повторяется.

Последний этап – формулировка и обобщение выводов. Здесь чётко формулируются результаты исследований, определяется, какие новые знания получены в результате поиска и каково практическое и теоретическое значение полученных знаний, а также формулируются выводы о возможности и необходимости применения добытых знаний. И в завершение оформляются результаты исследований в виде записи в дневниках, рабочих тетрадях, строятся графики, диаграммы, таблицы и т.д.

                                                                                                   Таблица 2

Деятельность учителя и учащегося при организации исследовательской работы  

               Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Наблюдение и изучение фактов.

Организация наблюдений и изучения фактов и явлений.

Осуществление наблюдений за явлениями природы, работа с литературными и документальными источниками.

2.Создание проблемной ситуации.

Создание ситуации затруднения, т.е. проблемной ситуации. Оказание помощи в анализе проблемной ситуации.

Восприятие ситуации затруднения, анализ проблемной ситуации.

3.Постановка проблемы.

Формулировка проблемы, вскрытие противоречий.

Осознание ситуации затруднения, т.е. проблемы, сопоставление имеющихся знаний и новой информации, нахождение разорванных связей в явлении, вызвавших проблему.

4.Выдвижение гипотезы.

Направление знаний и опыта на решение проблемы. Оказание помощи в формировании гипотезы, выработка у учащихся критического отношения к своим предложениям.

Поиск возможных способов и путей решения проблемы, т.е. выдвижение гипотез, которые подвергаются логическому анализу.

5.Проверка гипотезы.

Организация деятельности учащихся для проверки гипотезы. Оказание помощи в процессе наблюдения, эксперимента, в изучении литературы с целью установления необходимых фактов.

Исследование предмета или явления, поиск и накопление необходимых данных. Применение знаний для доказательства гипотезы. Поиск сведений проверки гипотезы.

6.Формулировка выводов.

Направление мыслительной деятельности учащихся на формулирование выводов и обобщений. Организация и руководство переходом познания с опытного на теоретический уровень.

Анализ приобретённых знаний. Установка причинно-следственных связей между предметами и явлениями, систематизация и классификация полученных знаний и выявление закономерностей, формирование теоретических выводов, самооценка результатов работы.

Исследовательская работа имеет ряд форм. Наиболее распространенными являются: 1. Реферирование литературы; 2. Полевые исследования; 3.Работа на основе методов географических исследований.

Таким образом, среди различных форм организации исследовательской работы особого внимания заслуживают полевые исследования.  Их организация наиболее целесообразна в сельской школе, что обусловлено близостью изучаемых природных объектов и большой возможностью формирования школьников личностного отношения к изучаемым проблемам.

Экспедиционная работа школьников по изучению природных комплексов

       В отличие от обязательного школьного образования, внешкольное не несёт каких-либо принудительных форм. Одним из главных преимуществ его является изучение «собственными руками» окружающего мира своего двора, улицы, города, села, а также понимание природных процессов, происходящих в непосредственном окружении, что никого не оставляет равнодушным.

       В ходе работы ученики получают основной объём информации и приобретают навыки работы, необходимые для последующей деятельности, обогащают свои знания по физике, химии, биологии, географии, истории.

Перед каждой практической работой (будь это практическая работа в классе или на местности) стоят определённые цели и задачи, которые необходимо достичь и выполнить.

        Хочется поделиться своим небольшим опытом работы в школе. Я работаю учителем географии в МОУ «Старолещинская средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области. В 2006 году я с ребятами 6-го класса провела экспедиционную работу по изучению карста на территории села Старый Лещин. Перед началом экспедиционной работы было дано  несколько ознакомительных уроков на темы: «Природные комплексы России», «Что такое ландшафт?», «Карстовые формы рельефа».

Нами были достигнуты поставленные цели и задачи: формирование умений находить взаимосвязь между природными компонентами природного комплекса; определять влияние рельефа на компоненты; составлять описание изучаемого природного комплекса. Было использовано оборудование: рулетка, термометр, метровая линейка для измерения глубины.

Вся работа проходила по заранее намеченному плану.

 

                                                 План.

1.Общая характеристика понятия ПТК.

2.Общая характеристика Восточного (Тимско-Олымского) района.

3.Экспедиционная работа по изучению карста в Курской области.

4.Геолого-геоморфологические условия проявления карста на исследуемой территории.

5.Положительное и отрицательное влияние карста (вывод).

Резерв времени тематического планирования 6-го класса позволяет проводить нетрадиционные уроки: ознакомительные (лекционно-семинарские, экскурсионные), исследовательские (полевые: стационарные, экспедиционные; аналитические: лабораторные, статистические, картографические), творческие (поделочные, игровые, оформительские).

                                                Ход работы.

1. Общая характеристика ПТК.

       Закономерное сочетание на какой-либо территории рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, биоценозов называется природным территориальным комплексом; общепринятая аббревиатура для этого термина – ПТК. Природный территориальный комплекс  включает все компоненты природы, они находятся между собой в сложном взаимодействии и образуют неразрывную систему. Между различными ПТК и между отдельными компонентами внутри одного ПТК происходит постоянный обмен веществом и энергией. Можно рассматривать ПТК разных уровней – от небольших характерных участков земной поверхности до природной зоны. В сущности вся географическая оболочка представляет собой глобальный ПТК.

       В географии для обозначения того же понятия широко применяется также термин ландшафт (местность).

       Различают три основные составные части ПТК. Литогенная составляющая включает геологическое строение – в той мере, в какой оно влияет на географическую оболочку, - и рельеф; нередко говорят о литогенной основе ПТК (или ландшафта). Гидроклиматическая составляющая включает климат и воды – любые, внутренние и океанические, если они влияют на ПТК. Биогенная составляющая -  это весь органический мир, входящий в ПТК.

       Курская область расположена в зоне лесостепи. Природные условия этой зоны обладают определёнными общими чертами. Однако протяжённость территории с запада на восток, разнообразие почвообразующих пород и рельефа вносит существенные изменения в характер климата, почв, растительности и животного мира или, другими словами, природные условия отдельных частей области.

       В связи с этим в пределах области можно выделить три крупных природных района: Северо-западный (Свапский), Юго-западный (Суджанский), Восточный (Тимско-Олымский).

2. Общая характеристика Восточного (Тимско-Олымского) района.

       Восточный (Тимско-Олымский) район расположен к востоку от рек Сейма, Тускари и Сновы. Под четвертичными суглинками здесь залегают отложения мелового или палеогенового периодов. Лишь на севере, в бассейнах рек Тима, Кшени и Олыма, обнажаются юрские и девонские глины. На крайнем востоке, в бассейне реки Олыма, известны валунные суглинки.

       Характерной деталью рельефа этого района является Тимско-Щигровская гряда, к которой приурочены наибольшие высоты области. Повсеместно на междуречьях встречаются степные блюдца или карстовые воронки, заросшие травянистой или древесно-кустарниковой растительностью (осиновые и осиново-дубовые кусты). Их особенно много на междуречье рек Рати и Тускари. В бассейне реки Оскола, где близко к поверхности залегает писчий мел, на крутых склонах долин встречаются белогорья. Они испещрены бороздами размыва или небольшими оврагами цирковидной формы.

       Климат района более континентальный, чем северо-западного и юго-западного районов области. Средняя годовая температура января равна -9,4 (ниже, чем в других районах области), температура июля близка к юго-западному району +19,1 – 19,6. Безморозный период продолжается 145-150 дней. Сумма температур за период с температурой выше +10 – 2300 – 2450. На большей части территории годовое количество осадков составляет 510-560 миллиметров.

        В районе встречается несколько разновидностей чернозёмов, отличающихся друг от друга количеством содержащегося в них перегноя, степенью выщелоченности и смытости.

       Растительность довольно разнообразная. На севере – северная лесостепь, на юге – типичная лесостепь. Леса занимают 3% площади района. Однако они размещены неравномерно. Так, например, площадь лесов на северо-западе возрастает до 6 – 7% и резко снижается до 1 – 2% на юго-востоке. В основном это байрачные леса. Лишь в долинах рек сохранились небольшие участки пойменных дубрав, высокоствольных ольховых и осокоревых лесов.

Разнотравно-ковыльные и ковыльно-типчаковые степи распаханы. Сохранились они в виде очень небольших участков на склонах балок, открывающихся в долину реки Тима.

        Только в этом районе на меловых обнажениях сохранилась реликтовая растительность четвертичной ледниковой эпохи.

Природные условия района благоприятны для возделывания разнообразных культур: пшеницы, ржи, кукурузы, сахарной свёклы и др.

3.Экспедиционная работа по изучению карстовых образований в селе Старый Лещин Солнцевского района Курской области.

Развитие мелового карста в нашей местности предопределено как физико-географическими условиями, так и антропогенными факторами. Особую роль в этом играет наличие растворимых мело-мергельных пород. Писчий мел и мергель распространены здесь исключительно широко. Мело-мергельные породы верхнемелового возраста выстилают почти всю территорию.

       Особенностью меловых пород является карбонатность. Содержание СаСО3 в них достигает 90-99,8%. Мел состоит преимущественно из остатков кальцитовых скелетов известковых водорослей кокколитофорид. Это слабосцементированная пористая порода, характерной особенностью которой является способность растворяться под действием воды. В Результате растворения мело-мергельных пород и выноса их в виде раствора образуются своеобразные карстовые формы рельефа.

       Они чётко выражены на местности и предстают в форме воронок, западин, котловин, колодцеобразных провалов и ячеистых микрокарр.

       Наиболее благоприятные условия для развития карста существуют на тех участках, где мело-мергельные породы залегают неглубоко, разбиты густой сетью трещин и в достаточной мере обводнены. Отсутствие на значительной площади мощных водоупорных покровов способствует инфильтрации поверхностных вод в мело-мергельную толщу. Трещиноватость растворимых пород создаёт необходимые условия для подземной циркуляции вод, а наличие непосредственно самих вод предопределяет карстовый процесс.

Больше всего карстовые формы рельефа сосредоточены на возвышенных плоских или пологоволнистых междуречьях долин и по днищам балок.

       Морфология карстовых форм рельефа разнообразна. Чаще всего встречаются западины, воронки, котловины.

4. Геолого-геоморфологические условия проявления карста на исследуемой территории.

       Исследуемая территория – водораздельная возвышенность представляет собой обширное (длина 2000 м, ширина 1200 м) ассиметричное плато(0 – 1).

Карст имеет блюдцеобразную форму и форму воронок. Диаметр воронок варьируется от 1-2 до 10 м, максимальная глубина 2 м. Образуются они способом постепенного оседания, обрушения или вмывания нерастворимых пород кровли в мело-мергельную толщу. По способу образования – воронки поверхностного выщелачивания, провальные воронки.

        В некоторых воронках, а также на распаханных участках сформировались почвы типа «попелух». Они могут быть отнесены к антропогенным карстовым образованиям.

        Провальные воронки наблюдаются в начальной стадии образования (развития) и имеют колодцеобразную форму. В дальнейшем возможно сформируются котловины путём слияния или разрастания карстовых воронок.

         Развитию карстовых воронок в данной местности способствует: атмосферные осадки, близкое залегание грунтовых вод к поверхности (4-7 м), а также, рельеф местности – плато, не имеющее достаточного уклона для стекания атмосферных осадков.

        Весной карстовые воронки наполнены прозрачной зеленоватого цвета водой, имеющей болотный запах.

Температура воды на 15.04.2007 г.:

утром 800  - +3 С;

днём 1400 - +6 С.

(на глубине – 20 см от поверхности)

 В засушливое лето некоторые (не глубокие) карстовые воронки пересыхают.

ВЫВОД: карстовые воронки имеют положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека. Положительные – благоприятное место для выпаса скота – даже в засушливое лето воронки наполнены водой так необходимой скоту; отрицательное – сев больших площадей продовольственных культур затруднён и не выгоден, посеянные культуры выпревают – урожаи слабые.

                                          ЛИТЕРАТУРА:

«География в школе» №6, 2006 г., научно-методический журнал Москва, изд. Министерство Просвещения РФ.

«Изучаем ландшафты России» Е.Ю.Колбовский , Ярославль, Академия развития 2004 г.

«Общая физическая география» , К.С.Лазаревич, Москва, «Первое сентября», 2003 г.,

«География Курской области», Н.Галицкая, В.Галицкий, и др., 1974 г.,

«Посеймье», под ред. Ф.Н.Милькова, Воронеж, 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебной деятельности на уроках математики

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос...

Доклад на тему "Формы организации учебной деятельности на уроке"

В докладе рассмотрены : Фронтальная , индивидуальная, групповая формы организации учебной  деятельности на уроке....

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

Формы организации учебной деятельности на уроке решения задач по математике

Рассматриваются различные формы организации деятельности учителя и учащихся на уроке решения задач....

«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Доклад «Индивидуальная форма организации учебной деятельности на уроках географии»

Выступление на методическом объединении учителей географии в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....