Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему
Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 2014 года. Текст выступления опубликован в коллективной монографии III Международной научно-практической конференции "Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие". В статье рассматриваются основные этапы исследовательской деятельности на уроке географии в 7 классе на обобщающем уроке по Антарктиде; показано соответствие урока основным принципам обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_konferentsii.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Н.В. Краснова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, pikkolovo@yandex.ru
ENSURING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS THROUGH THE ORGANIZATION OF RESEACH WORK ON THE LESSONS OF GEOGRAPHY
N.V. Krasnova
Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg
Реализация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения должна способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся. Овладев личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями, школьники получат основу для успешного решения различных жизненных задач, смогут ориентироваться в возрастающем потоке информации [3].
Процесс формирования учебных действий может быть успешным при соблюдении принципов обучения, которые необходимо учитывать при выдвижении целей и задач, отборе содержания, методов, форм обучения.
Одним из современных подходов к обучению и воспитанию является деятельностный подход, который реализуется через исследовательскую работу. «Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса у подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работе воображения – непременной основы творчества» [1].
При реализации исследовательской и проектной деятельности могут возникать определенные трудности. Приведем некоторые из них и покажем возможные пути решения.
Затруднения | Возможные пути решения |
занятость учителя | привлечение к подготовке урока учеников-ассистентов, старшеклассников |
занятость учеников | чередование участия ребят из разных классов, использование опережающих заданий |
различный уровень подготовки учащихся | использование дифференцированных заданий |
большой объем информации | дозированное использование существенной информации |
нет навыка работы в группах у учащихся | выполнение домашней групповой работы, использование игровых ситуаций |
Приемы исследовательской деятельности являются составной частью познавательных учебных действий. Их использование на уроках позволяет успешно осуществлять метапредметные связи, способствует формированию целостной картины мира [2].
В конце седьмого класса ученики могут активно участвовать в организации исследовательской деятельности, используя навыки самостоятельной работы и опыт работы в группах.
В качестве подтверждения приведем краткий пример урока географии в 7 классе, обоснуем его универсальность и качественную результативность, показав его соответствие основным принципам обучения.
Урок «Государство Антарктида» может быть вторым при изучении материка. В начале урока учитель выдвигает социально значимую проблему и говорит о том, что в настоящее время США поднимают вопрос о присвоении к себе международного сектора в Антарктиде, где они осуществляют научные исследования. Россия тоже могла бы претендовать на этот материк (континент был открыт русскими мореплавателями!). Возможно, когда-нибудь Антарктида станет самостоятельным государством, таким, как, например Австралия. Какой хозяйственной деятельностью могли бы заниматься тогда ее жители, какие услуги могли бы оказывать другим странам?
Усилия учеников направляются на решение этой задачи. По сути это первый этап исследовательской деятельности.
Второй этап – планирование действий. Его учитель частично берет на себя, чтобы сохранить темп урока. Ученикам предлагается работа в четырех группах: «Атмосфера»», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера». Они изучают содержание информационных листов, оценивают иллюстрации. Учитель формирует группы, а школьники сами выбирают капитана. Обязанности внутри команды участники распределяют самостоятельно.
Ученики анализируют информацию, выделяют наиболее значимую и делают вывод о возможной хозяйственной деятельности в Антарктиде. Затем команды озвучивают свое мнение, подтверждая его фактами.
Это очередные этапы исследовательской деятельности – поиск информации, ее систематизация, обработка, осмысление.
В результате появляются четыре смысловых блока с кратким содержанием от каждой команды (промежуточный продукт - сведения для дальнейшего осмысления). Их можно представить в виде мини-плакатов с ключевыми словами. Через зрительный анализатор дети получат ощущение того, что в Антарктиде много разнообразных природных ресурсов, есть перспективы для ведения хозяйства.
Затем учитель задает классу главный вопрос о том, какие же отрасли целесообразно развивать в Антарктиде, какие ресурсы можно использовать, чтобы не возникло экологических проблем, способных нарушить уникальный мир материка. Ответ надо обосновать. После дискуссии на доске (экране) появляется вывод (продукт, результат исследования) в виде опорных слов: АНТАРКТИДА – НАУКА, МЕДИЦИНА, ТУРИЗМ, ПРЕСНАЯ ВОДА.
Далее учитель говорит о том, что каждое государство имеет свою символику (флаг, герб) и предлагает придумать и выполнить эмблему Антарктиды (еще один продукт исследования). На задание отводится пять минут, на «защиту» - по минуте. Таким образом, происходит смена деятельности. Учащиеся получают дополнительную возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Заключительный этап – рефлексия. Учитель просит ребят подумать и сказать, что изменилось в их душе по отношению к Антарктиде после этого урока. Как правило, ученики отвечают, что она «стала ближе», «перестала быть белым пятном».
Если урок проходит в должном ритме, то остается время на викторину. Отвечая на вопросы, ребята устанавливают причинно-следственные связи, используют метапредметные связи, вспоминают пройденный материал. При этом «превращение умений в навыки» для ребенка проходит незаметно –уставший на уроке он просто играет.
Вот несколько вопросов для викторины, где при ответе используются междисциплинарные знания:
- Айсберги Антарктиды «живут» 6-12 лет, а гренландские 3-4 года. Почему антарктические айсберги существуют дольше? (физика)
- Почему моряки часто встречают айсберги, плывущие против течения? (физика)
- Почему подводная жизнь в Антарктике богаче, чем в Арктике? (биология, физика)
- Почему в Антарктиде мясо надо варить гораздо дольше, чем на других материках? (физика)
- Чем «опасна» питьевая вода Антарктиды для человека? (химия)
Отвечая на вопросы викторины, ребята убеждаются в том, что на Земле остались тайны, а исследование Антарктиды может стать «ключом» к их разгадке.
Закончить урок можно цитатой из книги Василия Михайловича Пескова «Странствия»: «Великий Боже, какое ужасное место!» - записал Роберт Скотт, увидев Антарктиду… Место действительно самое неуютное на Земле – суровая, безжалостная, ледяная пустыня. Достойно ли это место внимания человека? Излишний вопрос. Уж коли мы покусились узнать, что представляет собой Луна, как выглядит Венера и Марс, то Антарктида – огромная часть нашего дома-Земли – неизбежно должна была стать объектом тщательных изучений. И ни в каком другом деле народы не проявили столько согласия, солидарности, взаимовыручки, помощи, общих усилий, как в изучении Антарктиды».
Система оценивания работы на уроке может быть различной.
По нашему мнению, данный урок универсален, так как удовлетворяет всем важнейшим принципам обучения и позволяет решать разноплановые развивающие, образовательные, воспитательные задачи, способствует социализации учеников.
Приведенный в качестве примера исследовательский урок соответствует дидактическим принципам обучения и обеспечивает его эффективность:
Принципы обучения | Аспекты урока | Значение |
преемственность | наличие логической связи между элементами учебного материала | учебно-воспитательный процесс становится динамичным, снижается тревожность у учащихся |
сознательность и актуальность | самостоятельность осмысления знаний учеником | каждый ученик вносит посильный вклад в решение задач |
наглядности | сочетание изображений со словесной информацией | легче запоминается информации |
систематичность и последовательность обучения | развитие логического мышления | формируется система взаимосвязанных понятий |
прочность, доступность, научность | интересные факты, современные научные данные | успешность в обучении для каждого ребенка |
связь теории с практикой | связать знания с практикой, использование метапредметных связей | возможность применения научных знаний в жизни, повышается качество подготовки и мотивация |
Исследовательская деятельность – универсальный инструмент для формирования универсальных учебных действий у учащихся, отвечающий всем требованиям системно-деятельностного подхода, который лежит в основе стандартов образования нового поколения. Исследовательские уроки повышают эффективность учебного процесса, способствуют формированию целостной научной картины мира через использование междисциплинарных знаний.
Литература
[1] Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.М. Молчанов; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
[2] Жильцова, О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников / О.А. Жильцова // Дистанционная поддержка педагогческих инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, - 2007.
[3] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3.
Summary
The research is regarded as a condition for the effectiveness of the educational process. The article shows how to implement interdisciplinary connections on the lesson of geography in "land and people". Special attention is paid to the observance of the principles of training.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"
Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и рассчитана на три года.В программу включены разделы:I Основы фло...
Организация исследовательской деятельности на уроках географии.
В современном мире наличие у человека исследовательских умений и навыко является важным условием социальной адаптации личности. Статья содержит описание учебных задач, направленных на формирован...
Повышение эффективности образовательного процесса через использование презентаций Microsoft Power Point и Prezi на уроках английского языка.
В статье говориться о презентациях, как о мощном инструменте, который использует преподаватель иностранного языка в своей работе. Здесь, также, приводятся отличия презентации PowerPoint и презен...
Повышение эффективности образовательного процесса через разноуровневые задания.
Аннотация: в статье представлены современные взгляды на профессионально-трудовое обучение детей с нарушениями интеллекта с позиции повышения эффективного образовательного процесса через разноуровневые...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...