Урок по теме "Горные породы и их значение для человека"
материал по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии 5 класс. УМК «Полярная звезда» под редакцией О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.
Тема: Горные породы и их значение для человека
Выполнил учитель географии
Г.П. Цыганкова
Тема урока: Горные породы и их значение для человека
Тема урока: Урок «открытия» нового знания.
Вид урока: Комбинированный с использованием информационных технологий.
Технология: проблемный диалог
Содержание: Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Планируемые образовательные результаты:
Цель: Создать условия для формирования представлений о происхождении, свойствах и распространении горных пород и минералов, их значении для человека.
Задачи:
- Обучающая: ознакомить с классификацией горных пород по происхождению; познакомить с основными характеристиками горных пород разного происхождения.
- Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.
- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе.
УУД
Предметные
Обучающиеся смогут:
- уметь объяснять понятие «земная кора», «литосфера»;
- уметь объяснять различия между горными породами разного происхождения;
- устанавливать связь между строением земной коры и горными породами.
Метапредметные
Обучающиеся смогут:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности;
- уметь характеризовать процессы, происходящие внутри нашей планеты
- выявлять причинно-следственные связи между строением земной коры и размещением горных пород.
Личностные
Обучающиеся будут обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- основами познавательной и информационной культуры;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: Магма, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация, проектор, видеофайл «Горные породы» .
Оборудование: Учебник, атлас, тетрадь, рабочие листы, ИК «Карта полушарий».
Дополнительные источники знаний:
Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 кл.». – М.: Дрофа, 2003
Структура урока
Ход урока | Учитель | Ученик |
Организационный момент | Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. Настраиваются на ход и деятельность на уроке. |
Побуждающий диалог | Какую тему мы сейчас изучаем? Тема: Литосфера Вопросы беседы:
Чем отличается материковая земная кора от океанической? | Вспоминают, формулируют и озвучивают тему, которую изучали на предыдущих уроках и имена наиболее запомнившихся мореплавателей, путешественников и учёных, внесших большой вклад в развитие знаний о Земле |
Контрольно-оценочный этап. Самостоятельная работа. | Задания: 1. Дополните предложение. Толщина земной коры под океанами равна ... км., под равнинами суши - … км., под горными массивами - … км. 2. Напишите названия внутренней оболочки Земли, которая: а) имеет самую высокую температуру … б) состоит из магмы … в) твёрдая … г) соприкасается с другими оболочками Земли … | Подписывают рабочие листы. Читают задания, осмысливают вопросы, отвечают на вопросы в бланке на рабочем листе. |
Актуализация знаний Побуждающий диалог. | Просмотр слайд-шоу «Мир камней».
-Чем минералы отличаются от горных пород? -Как образуются горные породы? -Какое значение они имеют для человека? | Просматривают слайд-шоу. Вспоминают материал, изученный на уроках природоведения. Формулируют вопрос и озвучивают его. Принимают участие беседе по поставленным вопросам. Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. |
Создание проблемной ситуации | Те из вас, кто бывал в горах, наверняка с интересом рассматривали россыпи камней, лежащие у подножия склонов. Эти камни различаются по цвету и твёрдости, на некоторых проблескивают светлые жилки, одни имеют ровные закруглённые края, а другими можно порезаться. У каждого из этих камней собственная история происхождения, от которой в конечном итоге зависят его свойства (рис. 60). Вы знаете, что мел легко крошится в руках, тогда как гранит трудно разбить даже очень тяжёлым предметом. Глина пластична и прекрасно сохраняет приданную ей форму, а большинство камней можно обработать только специальными режущими инструментами. Учёные называют все «камни», которые находятся на поверхности и в недрах Земли, горными породами. | Рассказ. Слушают рассказ учителя, анализируют данные. Выделяют главное, готовятся к формулированию темы урока. Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. |
Тема урока? | -Значит тема нашего урока? Фиксация темы на доске. | Тема урока: Горные породы и их значение для человека. |
Целеполагания | Помогает сформулировать цели урока. Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете:
Цели урока.
Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. |
Планирования работы. | Предоставляет достаточное количество материала (§19), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. План урока: 1.Как образуются магматические горные породы? 2.Что происходит с горными породами на поверхности Земли? 3.Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли? | Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки. Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности |
Изучение нового материала. | Просмотр «Видеофайла «Горные породы»
Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания видео. Вопрос: С каких слов начинаются тонкие и толстые вопросы? Тонкие: кто, что, где, когда. Толстые: почему, зачем, чем Задание: Используя текст учебника, составить 3 тонких и 1 толстый вопрос к тексту параграфа. 1 группа - Как образуются магматические горные породы? 2 группа - Что происходит с горными породами на поверхности Земли? 3 группа - Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли? Организует обучающихся на работу с материалом учебника и ведение записей на рабочих листах. Беседа по составленным вопросам. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Физкультминутка. | Смотрят видеофайл. Осмысливают полученную информацию. Участвуют в обсуждении информации, полученной из видео, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Вспоминают особенности формулирования тонких и толстых вопросов. Работают в группах. Читают текст учебника, формулируют вопросы, обсуждают их в группе и записывают в рабочие листы. Учащиеся каждой группы по очереди озвучивают вопросы, которые они составили к тексту учебника. Остальные учащиеся ищут ответы в тексте учебника, формулируют ответы и озвучивают их. Выполняют упражнения физкультминутки. |
Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Применение знаний в нестандартной ситуации. Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Задание 1. Запишите в рабочие листы определение понятий: Магма - … Магматические горные породы - … Осадочные горные породы - … Метаморфические горные породы - … Задание 2. Сегодня на уроке вы узнали о таких горных породах, как гранит, глина, гравий, базальт, кварцит, пемза, гипс, поваренная соль, мрамор, известняк. Подчеркните одной черной магматические горные породы, двумя – осадочные и волнистой линией – метаморфические. Задание 3. Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из: а) известняка - ….. б) песчаника - … в) гранита - … Корректирует и дополняет ответы учащихся. | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Выполняют задания в рабочем листе. Взаимопроверка. |
Рефлексия | Тема урока? Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Цели урока. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Я знаю! Я умею! Мне нравится… | Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. Высказывают своё мнение о полноте полученных знаний. |
Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание. Д/З: § 19; вопросы и задания после параграфа. | Записывают д/з задание в дневник. |
Приложение
Рабочий лист учащегося.
Работа ученика (цы) 5 ___ кл. Ф.И. ____________________________________
Задания:
1. Дополните предложение.
Толщина земной коры под океанами равна _____ км., под равнинами суши - _____ км., под горными массивами - ______ км.
2. Напишите названия внутренней оболочки Земли, которая:
а) имеет самую высокую температуру _______________________________________
б) состоит из магмы ________________________________________________
в) твёрдая _____________________________________________
г) соприкасается с другими оболочками Земли ____________________________________
Изучение нового материала.
1. Используя текст учебника, составить 3 тонких и 1 толстый вопрос к тексту параграфа.
Тонкие: кто, что, где, когда.
Толстые: почему, зачем, чем
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задания:
1) Запишите в рабочие листы определение понятий:
Магма - _____________________________________________________________________
Магматические горные породы - _______________________________________________
____________________________________________________________________________
Осадочные горные породы - ___________________________________________________
____________________________________________________________________________
Метаморфические горные породы - ___________________________________________
____________________________________________________________________________
2) Сегодня на уроке вы узнали о таких горных породах, как гранит, глина, гравий, базальт, кварцит, пемза, гипс, поваренная соль, мрамор, известняк. Подчеркните од-ной черной магматические горные породы, двумя – осадочные и волнистой линией – метаморфические.
3) Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из:
а) известняка - _____________________________________
б) песчаника - _______________________________________
в) гранита - __________________________________________
4) Какие горные породы преобладают в вашей местности? Укажите их общие особен-ности.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе "Витамины и их значение для человека"
Содержание урока: Понятие о витаминах.Историческая справка.Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).Важнейшие представители витаминов. Значение вита...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета
Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета" В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...
Сценарий урока " Строение и значение кожи человека"
Сценарий урока...
Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции....
Урок гражданственности «Мастер и шедевр» (о значении профессионализма в деятельности человека)
Задачи урока:· Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.· Развивать у ...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Горные породы и их значение для человека
Цель: использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродныхпроблем и проектирования путей их решения: 1. Находить в различных источниках, анализироват...