Урок по теме "Горные породы и их значение для человека"
материал по географии (5 класс)

Цыганкова Галина Павловна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_porody_i_ih_znachenie_dlya_cheloveka.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии 5 класс.  УМК «Полярная звезда» под редакцией О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.

Тема: Горные породы и их значение для человека

Выполнил учитель географии

Г.П.  Цыганкова

Тема урока: Горные породы и их значение для человека

Тема урока: Урок «открытия» нового знания.

Вид урока: Комбинированный с использованием информационных технологий.

Технология: проблемный диалог

Содержание: Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Планируемые образовательные результаты:

Цель: Создать условия для формирования представлений о происхождении, свойствах и распространении горных пород и минералов, их значении для человека.

Задачи:

  • Обучающая: ознакомить с классификацией горных пород по происхождению; познакомить с основными характеристиками горных пород разного происхождения.
  • Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе.

УУД

Предметные

Обучающиеся смогут:

  • уметь объяснять понятие «земная кора», «литосфера»;
  • уметь объяснять различия между горными породами разного происхождения;
  • устанавливать связь между строением земной коры и горными породами.

Метапредметные

Обучающиеся смогут:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

-  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности;

-  уметь характеризовать процессы, происходящие внутри нашей планеты

- выявлять причинно-следственные связи между строением земной коры и размещением горных пород.

Личностные

Обучающиеся будут обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- основами познавательной и информационной культуры;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: Магма, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация,  проектор, видеофайл «Горные породы» .

Оборудование: Учебник, атлас, тетрадь, рабочие листы, ИК «Карта полушарий».

Дополнительные источники знаний:

Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 кл.». – М.: Дрофа, 2003

Структура урока

Ход урока

Учитель

Ученик

Организационный момент

Приветствие обучающихся.

Приветствие учителя. Настраиваются на ход и деятельность на уроке.

Побуждающий диалог

Какую тему мы сейчас изучаем?

Тема: Литосфера

Вопросы беседы:

  1. О чём мы говорили на прошлом уроке?
  2. Почему человеку необходимо знать о строении и истории развития литосферы?
  3. Чем отличается литосфера от земной коры?

Чем отличается материковая земная кора от океанической?

Вспоминают, формулируют и озвучивают тему, которую изучали на предыдущих уроках и имена наиболее запомнившихся мореплавателей, путешественников и учёных, внесших большой вклад в развитие знаний о Земле

Контрольно-оценочный этап. Самостоятельная работа.

Задания:

1. Дополните предложение.

Толщина земной коры под океанами равна ... км., под равнинами суши - … км., под горными массивами - … км.

2. Напишите названия внутренней оболочки Земли, которая:

а) имеет самую высокую температуру …

б) состоит из магмы …

в) твёрдая …

г) соприкасается с другими оболочками Земли …

Подписывают рабочие листы.

Читают задания, осмысливают вопросы, отвечают на вопросы в бланке на рабочем листе.

Актуализация знаний

 Побуждающий диалог.

Просмотр слайд-шоу «Мир камней».

 

-Чем минералы отличаются от горных пород?

-Как образуются горные породы?

-Какое значение они имеют для человека?

Просматривают слайд-шоу.

Вспоминают материал, изученный на уроках природоведения. Формулируют вопрос и озвучивают его.

Принимают участие беседе по поставленным вопросам.

Слушают вопросы.

Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их.

Создание проблемной ситуации

Те из вас, кто бывал в горах, наверняка с интересом рассматривали россыпи камней, лежащие у подножия склонов. Эти камни различаются по цвету и твёрдости, на некоторых проблескивают светлые жилки, одни имеют ровные закруглённые края, а другими можно порезаться. У каждого из этих камней собственная история происхождения, от которой в конечном итоге зависят его свойства (рис. 60). Вы знаете, что мел легко крошится в руках, тогда как гранит трудно разбить даже очень тяжёлым предметом. Глина пластична и прекрасно сохраняет приданную ей форму, а большинство камней можно обработать только специальными режущими инструментами.

Учёные называют все «камни», которые находятся на поверхности и в недрах Земли, горными породами.

Рассказ. Слушают рассказ учителя, анализируют данные. Выделяют главное, готовятся к формулированию темы урока.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе.

 Тема урока?

-Значит тема нашего урока?

Фиксация темы на доске.

Тема урока: Горные породы и их значение для человека.

Целеполагания

Помогает сформулировать цели урока.

Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете:

  • Зачем вы туда едете →цель

Цели урока.

  • Ознакомиться с историей происхождения горных пород.
  • Выяснить, чем отличаются друг от друга породы разного происхождения.
  • Учиться работать с материалами учебника.
  • Учиться составлять вопросы и отвечать на:
  • Каким образом вы будете туда добираться →средства
  •  Выбираем средства (учебник, атласы и т.д.)
  • Что вы хотите увидеть в конце пути →результат

Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке.

Проявляют познавательную инициативу.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.

Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке.

Планирования работы.

Предоставляет достаточное количество материала (§19), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

План урока:

1.Как образуются магматические горные породы?

2.Что происходит с горными породами на поверхности Земли?

3.Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки.

Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков.

Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности

Изучение нового материала.

Просмотр «Видеофайла «Горные породы»

  • О чём рассказывается в данном видео?
  • Каких видов горные породы слагают земную кору? Назовите их.

Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания видео.

Вопрос:

С каких слов начинаются тонкие и толстые вопросы?

Тонкие: кто, что, где, когда.

Толстые: почему, зачем, чем

Задание: Используя текст учебника, составить 3 тонких и 1 толстый вопрос к тексту параграфа.

1 группа - Как образуются магматические горные породы?

2 группа - Что происходит с горными породами на поверхности Земли?

3 группа - Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Организует обучающихся на работу с материалом учебника и ведение записей на рабочих листах.

Беседа по составленным вопросам.

Корректирует и дополняет ответы учащихся.

Физкультминутка.

Смотрят видеофайл. Осмысливают полученную информацию.

Участвуют в обсуждении информации, полученной из видео, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их.

Вспоминают особенности формулирования тонких и толстых вопросов.

Работают в группах. Читают текст учебника, формулируют вопросы, обсуждают их в группе и записывают в рабочие листы.

Учащиеся каждой группы по очереди озвучивают вопросы, которые они составили к тексту учебника. Остальные учащиеся ищут ответы в тексте учебника, формулируют ответы и озвучивают их.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Беседа. Что нового мы узнали на уроке?

Задание 1. Запишите в рабочие листы определение понятий:

Магма - …

Магматические горные породы - …

Осадочные горные породы - …

Метаморфические горные породы - …

Задание 2. Сегодня на уроке вы узнали о таких горных породах, как гранит, глина, гравий, базальт, кварцит, пемза, гипс, поваренная соль, мрамор, известняк. Подчеркните одной черной магматические горные породы, двумя – осадочные и волнистой линией – метаморфические.

Задание 3. Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из:

а) известняка - …..

б) песчаника - …

в) гранита - …

Корректирует и дополняет ответы учащихся.

Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний.

Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Выполняют задания в рабочем листе.

Взаимопроверка.

Рефлексия

Тема урока?

Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали.

Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. 

 Цели урока.

Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке.

Поставь себе оценку за работу на уроке.

Я знаю!

Я умею! Мне нравится…

Называют тему урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке.

Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке.

Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу.

Высказывают своё мнение о полноте полученных знаний.

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Д/З: § 19; вопросы и задания после параграфа.

Записывают д/з задание в дневник.

                                                                                   Приложение

Рабочий лист учащегося.

Работа ученика (цы) 5 ___ кл.                 Ф.И. ____________________________________

Задания:

1. Дополните предложение.

Толщина земной коры под океанами равна _____ км., под равнинами суши - _____ км., под горными массивами - ______ км.

2. Напишите названия внутренней оболочки Земли, которая:

а) имеет самую высокую температуру _______________________________________

б) состоит из магмы ________________________________________________

в) твёрдая _____________________________________________

г) соприкасается с другими оболочками Земли ____________________________________

Изучение нового материала.

1. Используя текст учебника, составить 3 тонких и 1 толстый вопрос к тексту параграфа.

Тонкие: кто, что, где, когда.

Толстые: почему, зачем, чем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задания:

1) Запишите в рабочие листы определение понятий:

Магма - _____________________________________________________________________

Магматические горные породы - _______________________________________________

____________________________________________________________________________

Осадочные горные породы - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________

Метаморфические горные породы - ___________________________________________

____________________________________________________________________________

2) Сегодня на уроке вы узнали о таких горных породах, как гранит, глина, гравий, базальт, кварцит, пемза, гипс, поваренная соль, мрамор, известняк. Подчеркните од-ной черной магматические горные породы, двумя – осадочные и волнистой линией – метаморфические.

3) Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из:

а) известняка - _____________________________________

б) песчаника - _______________________________________

в) гранита - __________________________________________

4) Какие горные породы преобладают в вашей местности? Укажите их общие особен-ности.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Витамины и их значение для человека"

Содержание урока: Понятие о витаминах.Историческая справка.Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).Важнейшие представители витаминов. Значение вита...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок гражданственности «Мастер и шедевр» (о значении профессионализма в деятельности человека)

Задачи урока:·        Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.·        Развивать у ...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Горные породы и их значение для человека

Цель: использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродныхпроблем и проектирования путей их решения: 1. Находить в различных источниках, анализироват...