Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
Васильева Галина Владимировна,учитель биологии
Конспект урока биологии с элементами интеграции
(Урок обобщения и систематизации знаний)
Тема урока:
«Многообразие Простейших и их значение в природе и жизни человека»
(7 класс)
Технологии реализации:
- Развитие критического мышления (чтение с остановками).
- Обучение в сотрудничестве.
- Развитие творческих способностей.
- Технология сотрудничества и кооперации.
Урок: Многообразие и значение одноклеточных животных.
Цель: показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах, роль простейших в природе, жизни и практической деятельности человека.
Оборудование: таблица «Подцарство - Простейшие»,презентация «Одноклеточные животные»
I . Проверка знаний
1. Назовите характерные признаки живых организмов? (питание, дыхание, рост, размножение).
2. Сходство и различие животных и растений.
Растения Животные Сходства
- Клеточное строение
- Раздражимость
- Способность размножаться
- Обмен веществ
- Рост
Различия
1.Хлорофилл 1.Нет
Автотрофы Гетеротрофы
2.Фотосинтез 2.Нет
3.Многие не обладают 3. Основная масса
самостоятельным движением самостоятельно
4.Неограниченный рост 4.Рост ограничен
3.Каких животных называют простейшими?
4.Общая характеристика простейших? (клетка-организм).
5.Решение биологических задач.
№ 1. О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы» :
А там играет формами протей,
То куб, то шар, то будто червь иль змей... (простейшие не имею постоянной формы тела).
№ 2. Летом в стоячих водоемах, особенно в небольших, вода становится ярко-зеленой. Это явление уже было названо в природе «цветением воды». Как можно объяснить данное явление с биологической точки зрения? (изменение цвета воды связано с размножением простейших - Эвглена зеленая и одноклеточных водорослей).
№ 3. Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (при высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают? (циста).
№ 4. Докажите, что среда обитания амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки водоем с пресной водой, (наличие сократительной вакуоли, дыхание всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом).
№5.Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? ( - клетка через 1-5 минут могла бы лопнуть; - произошло бы ее отравление продуктами распада).
6. Тест (слайды). Сравнительная характеристика простейших.
Какими из перечисленных признаков обладает амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория туфелька?
- форма тела постоянная;
- форма тела непостоянная;
- питается растворенными в воде организмами;
- при неблагоприятных условиях образует цисту;
- передвигается с помощью жгутика;
- вредные вещества выделяются через сократительную вакуоль;
- переваривание пищи происходит в пищеварительной вакуоли;
- питается бактериями и другими мелкими организмами;
- передвигается с помощью ресничек;
- пищеварительных вакуолей не образует.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Каждый класс подцарства Простейших включает большое
количество видов одноклеточных животных.
Задача урока показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах обитания, роль их в природе и жизни человека
Существует 70000 видов простейших, известных науке. Общие признаки простейших: дыхание всей поверхностью тела, 1 клетка - организм, размножение - бесполое - делением пополам, удаление продуктов жизнедеятельности через поверхность тела, раздражимость, циста, микроскопические размеры.
Вопрос: Доказать, в чем проявляется многообразие простейших?
1. Многообразие простейших проявляется:
форма размеры среда передвижение питание
тела обитания приспособление
к среде обитания
Многообразие простейших показывает их многогранное значение в природе и жизни человека.
2. Значение простейших: (просмотр презентаций)
В природе
- Источник питания для других животных.
- Участие в образовании горных пород, например, фораминиферы - из них образуются месторождения известняка; радиолярии - их раковинки состоят из кремнезема.
В жизни хозяйственной деятельности человека
1. Содействуют геологической разведке (морские корненожки).
2. Возбудители инфекционных заболеваний животных и человека, например, корненожки - Амеба дизентерийная, паразитирует в толстой кишке, внедряется в ее стенки, вызывая язвы. При амебной дизентерии характерен кровавый понос (источник заражения - грязная вода)
Инфузория - балантидий, живет в кишечнике человека, внедряясь в слизистую оболочку кишечника вызывает язвы, следствие - кровавый понос.
Жгутиковые
- Лейшмании - внутриклеточные паразиты. Разрушая клетки, вызывают язвы на коже. Передаются через укусы некоторых москитов (восточная язва).
- Трипаносомы - паразитируют в крови, спинномозговой жидкости. Вызывают тяжелые заболевания,, в том числе сонную болезнь. Переносчики - мухи, клопы, слепни.
Споровики
- Малярийный плазмодий. Возбудитель болезни малярии. Малярийный паразит поселяется в крови. Больного лихорадит то от сильного озноба, то он теряет сознание от жара. Распространяются малярийные паразиты малярийными комарами. Малярийный паразит разрушает клетки человека, выделяя в кровь ядовитые вещества. Кровожадны только самки, а самцы питаются нектаром. У самок без кровососания не созревают яйца. Они сосут кровь при помощи колюще-сосущего ротового аппарата. Самки малярийного комара переносят возбудителя малярии.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
- 1.Используя термины. «хозяин», «паразит», «переносчик», «возбудитель», составьте схему передачи возбудителя малярии человеку. Кто из участников этой пени является представителем простейших? (паразит /малярийный плазмодий/ - переносчик /малярийный комар/ - возбудитель /малярия/ - хозяин /кровь человека).
- Даны два названия животных: амеба обыкновенная, амеба дизентерийная. Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данного животного:
(Для систематика - видовое название животного, для врача- практика - сигнал о присутствии возбудителя опасного заболевания, а не только обыкновенной амебы).
IV. ДОМАШШЕ ЗАДАНИЕ (таблица, &4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...
Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........