Урок биологии в 8 классе "Витамины и их значение для человека"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

Аксюта Ирина Владимировна

Содержание урока:

 

  • Понятие о витаминах.
  • Историческая справка.
  • Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).
  • Важнейшие представители витаминов. Значение витаминов в жизни человека. Авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз.
  • Содержание витаминов в продуктах питания. Суточная потребность человека в витаминах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_8_klasse_vitaminy.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 8 классе

по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»

Тема: «Витамины и их значение для здоровья человека»

выполнила: учитель биологии Аксюта И.В.

МОУ СОШ «Перспектива»

поселок Власиха Московской области

2010-2011

Урок биологии в 8 классе

Тема урока: «Витамины и их значение для здоровья человека».

Цели: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением для здоровья человека.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей открытия витаминов.
  2. Раскрыть роль витаминов для здоровья человека, объяснить значение понятий: авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз на примере важнейших представителей водорастворимых и жирорастворимых витаминов.
  3. Рассказать о природных источниках витаминов и продуктах питания, в которых они содержатся, ежедневных нормах потребления витаминов.
  4. Сравнить природные и искусственные витамины.
  5. Определить, присутствует ли у учащихся витаминная недостаточность.

Оборудование:

Таблицы: «Витамины», «Суточные нормы потребления витаминов», поливитаминные синтетические препараты, мультимедийная презентация «Витамины – эликсиры жизни», карточки для проверки домашнего задания, раздаточный материал для проведения тестирования «Есть ли у тебя авитаминоз?», учебник биологии для 8 класса (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев), РТ.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний по теме «Обмен веществ».

3. Изучение нового материала:

  1. Понятие о витаминах.
  2. Историческая справка.
  3. Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).
  4. Важнейшие представители витаминов. Значение витаминов в жизни человека. Авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз.
  5. Содержание витаминов в продуктах питания. Суточная потребность человека в витаминах.
  6. Самостоятельная работа. Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
  1. Беседа: «Что лучше витамины натуральные или искусственные?». Знакомство с поливитаминами.
  1. Закрепление и обобщение пройденного материала.
  2. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний по теме «Обмен веществ»
  1. Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка №1

Постройте схему обмена белков, объясните значение этого процесса для организма человека.

Карточка №2

Постройте схему основных этапов углеводного обмена. Назовите основные функции углеводов.

Карточка №3

Постройте схему жирового обмена в организме человека. Ответьте на вопрос: Какие взаимопревращения органических веществ возможны в человеческом организме?

  1. Фронтальный опрос:
  1. Почему обмен веществ считается основным свойством живых организмов?
  1. Что такое пластический и энергетический обмен?
  2. Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени, - 0,12%глюкозы. Сделайте вывод из приведенных фактов.
  3. При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Объясните, почему?
  4. Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?
  1. Изучение нового материала:

Мультимедийная презентация «Витамины – эликсиры жизни».

Работа с классом:

Вопрос учащимся: Что вы знаете о витаминах? Как они влияют на организм человека?

Сообщение темы, целей и задач урока. Слайд №1, 2,3.

Запись темы урока в РТ.

Определение понятия витамины (учитель).

Запись определения в РТ.

Витамины – это биологически активные вещества, являющиеся низкомолекулярными органическими соединениями различной химической природы, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, с чем связано влияние витаминов на протекание обмена веществ? Вспомните, что такое ферменты?

Объяснение учителя после ответов учащихся:

Все обменные процессы в организме человека представляют собой сложные химические превращения, и могут протекать только при участии ферментов – биологических катализаторов, ускорителей химических процессов. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними влияют на обмен веществ. Но в отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека и поступают только вместе с пищей. Лишь некоторые синтезируются бактериями, обитающими в кишечнике человека.

История открытия витаминов. Слайд №4.

Запись в РТ.

  1. Витамины открыты Н. И. Луниным в 1881 году. Опыты, предшествовавшие их открытию. Наличие в пище каких-то незаменимых веществ, необходимых для поддержания жизни.
  2. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
  3. В настоящее время известно около 50 видов витаминов.
  4. В организме витамины, как правило, не откладываются, а их избыток выводится органами выделения.
  5. Наибольшее количество витаминов содержится в растительных продуктах, но некоторые встречаются только в продуктах животного происхождения.
  6. При отсутствии или недостатке витаминов в пище в организме развиваются заболевания - авитаминозы, гиповитаминозы, при избытке – гипервитаминозы.

Классификация витаминов. Слайд №5.

Построение схемы «Водорастворимые и жирорастворимые витамины» в РТ. Водорастворимые: С, витамины группы В, жирорастворимые А, Д, Е, К.

Знакомство с основными витаминами. Слайд №6.

Заполнение учащимися таблицы в РТ на основе рассказа учителя о витаминах, суточных нормах потребления, продуктах, в которых они содержатся, причинах и симптомах проявления гипо- и гипервитаминозов. Демонстрация слайдов № 7 – 20.

Название

витамина

Суточная

потребность

Значение

для организма человека

Симптомы

гиповитаминоза, авитаминоза

Источники

витамина

1.Витамин С         (аскорбиновая кислота)

2.Витамины группы В

В1 (тиамин)

В2 (рибофлавин

В5 (пантотеновая к-та)

В6 (пиридоксин)

В9 (фолиевая к-та)

В12(цианокобаламин)

3. Витамин А

(ретинол)

4.Витамин Д

(кальциферол)

5.Витамин Е

(токоферол)

6.Витамин Н

(биотин)

7. Витамин К

(фитоменадиол)

8. Витамин РР

(никотиновая к-та)

 

Выполнение учащимися самостоятельной работы.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

        А – да.  Б- нет.

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

        А – да.  Б – нет.

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

        А – да.   Б – нет.

4. Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость?

         А – да. Б – нет.

5. Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом и осенью?

         А – да.  Б – нет.

6. Возникают ли весной проблемы с пищеварением?

         А – да.  Б – нет.

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

         А – да.  Б – нет.

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

         А – да.  Б – нет.

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

         А – да.  Б – нет.

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

         А – да.  Б – нет.

Анализ и выводы по результатам тестирования:

Каждый ответ «А» - 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов.

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания.

Выводы: В случае появления авитаминоза и гиповитаминоза необходимо использовать в пищу больше зелени, овощей, фруктов. Применяйте поливитамины по назначению врача.

Беседа с учащимися

«Какие витамины лучше натуральные или искусственные?».

Знакомство с поливитаминами. Демонстрация слайда № 21. Обсуждение существующих представлений о витаминах.

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.

МИФ 5. Витамины из растворимых шипучих таблеток усваиваются лучше, чем из обычных.

МИФ 6. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. Если уж пить, то так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.

4.Закрепление и обобщение пройденного материала.

Подведение итогов урока.

Вопросы учащимся:

  1. Что такое витамины? (Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека).
  2. Значение витаминов в организме человека? (Входят в состав ферментов – биологических катализаторов).
  3. На какие группы можно разделить витамины? (Водо- и жирорастворимые).
  4. Дайте определение понятиям:
  1. авитаминоз (отсутствие того или иного витамина в результате потребления неполноценных питательных веществ),
  2.      гиповитаминоз ( недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем),
  3. гипервитаминоз (избыток потребления витаминов, приводящий к тяжелому отравлению организма).

5.Сообщение домашнего задания:

п. 37 учебника, темы сообщений: «Рецепты витаминных блюд», «Истории известных витаминов». Работа с таблицей в РТ.

Используемая литература:

  1. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 (9) класс. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Москва «Вако», 2007 год.
  2. Дистанционный курс «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье». М.З. Федорова, Г.А. Воронина. Педагогический университет «Первое сентября», Москва 2009 год.
  3. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Издат – школа», Москва 1998 год.
  4. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание. 2002 год.
  5. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание, 2006 год.
  6. Журнал «Здоровье», №3, март 2007

7.Журнал «Лиза», №9, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.

Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2.  Приложения к уроку. 3. Награждения....

Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2)  Развивать твор...

Технологическая карта урока биологии 7 класс. Многообразие и значение прокариот.

Технология урока:  кейс-метод (кейс-стади)3 урок в разделе царство «Прокариоты».Цель -обобщение  знаний учащихся о прокариотах  и необходимости соблюдать правила лично...

Урок биологии " Цветок, его строение и значение

Формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения....