Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-5_gor_por.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №25         «10 » марта 2015 г.

 ФИО:  Муртазин Н.К. МБОО «Старомихайловская СОШ» АМР РТ 

 Предмет: география

 Класс: 5

 Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

 Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2015. Раздел IV: «Земная кора», стр. 80-84

 Цель урока: Сформировать представления учащихся о типах горных пород и особенностях их формирования.

Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с классификацией горных пород  (магматические, осадочные, метаморфические). Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Различать горные породы по внешним признакам, определять горные породы по их свойствам.

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой, коллекцией горных пород, и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, способствовать формированию представлений о единстве природы.

 Планируемые результаты:

- личностные: создание географического образа Земли, осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные : умение понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, умение оценивать достижения на уроке, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, умение высказывать суждения, подтверждая ее фактами, умение работать с текстом, коллекцией, картой. 

 - предметные: находить информацию в разных источниках и подготавливать сообщения тему "Горные породы", уметь характеризовать горные породы по плану и работать с коллекцией горных пород.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

 Оборудованиеноутбук, схемы на доске, раздаточные материалы-  «Коллекция горных пород и минералов», презентация.

Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1.

Организационный момент.  Актуализация опорных знаний

Учитель приветствует учеников. Проверка готовности уч-ся к уроку.

Учитель задает вопросы:

Вспомните:

Земля и ее строение?

Какие внутренние оболочки Земли выделяются?

Что такое ядро? Мантия?

Расскажите об особенностях строения земной коры? Какая из оболочек самая тонкая?

В чем отличие строения земной коры под сушей и под океанами?

Из чего сложена земная кора?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы. (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагания:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности


Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере?

Осознают возникшее интеллектуаль-ное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.

Предлагает учащимся самим составить план

Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания: книга, атлас, коллекция, др. источники.

Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:

- Какие горные породы появились из магмы? Какие процессы действуют на них на Земле?

Подводит к выводу: Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)

Предлагают свои варианты : излились из вулкана, разрушились водой, ветром, (К,Р)

Просматривают (П) , сравнива-ют горные породы предложенные для работы в группе(Р).

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

- Заполните с помощью учебника таблицу.

Демонстрирует с комплекта горные породы.

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -На какие три группы делятся горные породы?

-Сформулируйте, какими свойствами обладают горные породы вашей группы.

-В чем еще их отличие?

Вступают в диалог.

Выполняют практикум  при помощи учебника, заполняют предложенную учителем таблицу горных пород.

Сравнивают результаты.

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

 Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-С какими горными породами вы познакомились?

-Как образовались магматические горные породы? Осадочные горные породы? Метаморфические горные породы?

-Приведите примеры использования различных горных пород человеком.

Подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 8. Домашнее задание

Объясняет д/з: п.21. стр.80-87. Вопросы 1-6 на стр. 87. Составить рассказ об использовании горных пород- полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД

Таблица: Горные породы.

Магматические

Осадочные

Метамор-фические

глубинные

излившиеся

неорганические

органические

обломочные

химические

гранит

базальт

песок

гипс

торф

мрамор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокам"Разнообразие горных пород"

Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород  по происхождению....

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы".

Урок природоведения в 5 классе на тему: "Горные породы"....

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Технологическая карта урока географии в 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»

Технологическая карта урока географиив 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»...