Индивидуальный итоговый проект «Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».
проект по географии (9 класс)

Воронкова Марина Александровна

В данной работе мы постарались рассмотреть важность географических знаний и насколько люди ее владеют. Было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Ивановской школы, выявляющие географические знания. Результат  анкетирования проанализирован в данном проекте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kamneva.docx59.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальный итоговый проект

«Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».

Подготовила: Камнева В.К., обучающаяся 9б класса.

Руководитель ИИП:

Воронкова Марина Александровна,

 учитель географии.

С.Ивановское,2021г.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………..4

Введение………………………………………………………………………..4-6

Основная часть………………………………………………………………..7-11

1.Географическая грамотность –часть географической культуры

человека…………………………………………………………………………7-9

Практическая часть……………………………………………………………9-11

2. Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской школы……………………………………………………………………………..9

2.1. Результаты опроса обучающихся 8 классов……………………………………………………………………………12

2.2. Результаты опроса обучающихся 9 классов……………………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….14

Используемая литература……………………………………………………….15

Приложение…………………………………………………………………..16-18

Аннотация

В данной работе мы постарались рассмотреть важность географических знаний и насколько люди ее владеют. Было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Ивановской школы, выявляющие географические знания. Результат  анкетирования проанализирован в данном проекте.

Введение

«Сколько происходит пользы от
географии человеческому роду,
о том всяк, имеющий понятие
и разум, рассудить может»
М.В.Ломоносов    

Сейчас география разрешает  видеть мир во всем его разнообразии, учит разбираться в пространстве и пролагать свой путь на географической карте. Жителям Земли нужно знать, где и как обитают люди, создавать города и государства, трансформировать природу, оберегать и восстанавливать ее.[6]

География необходима человеку для того, чтобы помнить свое место на планете, понимать специфику своего района и своей страны. А также знать материки, понимать, на каком из них вы размещаетесь.

Я интересуюсь географией, поэтому мне нравится выяснять что-то новое, то, чего я нигде не видела. Интересно выяснить, какие народы проживают на юге, на другом материке, выяснить их тонкости жизни. В будущем я стремлюсь стать преподавателем географии, чтобы обучать и давать знания подрастающему поколению.

Актуальность.

Как демонстрируют проведенные исследования (опрос Института Гэллапа США; Тверской государственный университет, Россия), население большинства стран мира, в том числе и России, владеет поразительной географической безграмотностью. Меня заинтересовывало, как в нашей школе знают географию. В российской географии пока нет необходимого опыта выполнения исследований по географической грамотности населения, нет целостной четкой концепции. Мы использовали методику Тверского государственного университета высшего образования, напечатанную в научно-теоретическом и научно-методическом журнале Министерства образования Российской Федерации

 "География в школе" № 1 за 1995 год. Мы исследовали простейшие познания о географических объектах.[4,1]

Для своего проекта я выбрала тему «Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской СОШ», для того чтобы узнать на сколько географически  грамотны ученики нашей школы.

Целью моего исследования: определить  уровень  географической грамотности обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».

Задачи:

-Изучить литературные источники по данной теме.

-Составить вопросы для опроса.

-Провести анкетирование среди обучающихся .

-Сделать выводы.

Объектом исследования стали обучающиеся 8-9 классов нашей школы.

Предмет исследования: географические знания обучающихся 8-9 классов.

Методы исследования: теоретические, метод математической обработки данных, статистический метод.

Практическая значимость: анкеты, составленные для исследования можно использовать на уроках географии.

Основная часть

1.География- одна из древнейших наук.

1.1. Значение географии в современном мире.

География представляется базой многих дисциплин из пограничных областей науки и сфер деятельности, в том числе экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и др. Географические определения и закономерности неотделимы интегрированы в понятия и категории многих наук, и без них невозможно устройство большинства дисциплин. Сейчас очевидно, что география, как наука, одновременно познающая разнообразие и целостность окружающего мира, раскрывающая секреты взаимодействия природы и человеческого общества, представляется одной из самых авторитетных сил, способных помочь сберечь планету для нас и будущих поколений. В то же время важна работа не только высококлассных географов. Жизнь требует, чтобы всякий человек располагал даром думать географически и работать экологически  грамотно. Познание географических закономерностей и решение задач на любом территориальном уровне нельзя без поставленной основы-знания начальных географических фактов. [11]Важность географии в современном обществе огромна. География затрагивает все стороны жизни человека, сообщества и особенно близко соединена с настоящей жизнью любого гражданина страны; природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и т.п. Теперь люди нередко путешествуют, посещают различные страны, следовательно, громадные расстояния уже не представляются важным препятствием. География-это наука, исследующая географическую покров Земли, ее структуру и динамику, связь и распределение в пространстве ее отдельных компонентов.

Главными  вопросами представляются географические исследования и научное доказательство путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного формирования общества. Главнейшим предметом географического исследования являются процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия частей географической сферы и их сочетаний на локальном, региональном, государственном , континентальном, океаническом и глобальном уровнях. [7]В прошлом география была единственной наукой, исследовавшей естественные условия на Земле, народонаселение и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Его основными плодами стали географические описания стран, объединенные в "космографии "(17в.), в"общей географии"- (18-19 )в. В 19 в. география была поделена на физическую географию - науку о природе и "статистику" - экономическую географию. В физической географии отчетливо определена орография-изучение рельефа земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, исследование атмосферы и климата Земли. Наука о строении земной поверхности эволюционировала в геоморфологию-изучение генезиса и развития форм земной поверхности, их сочетания в пространстве не только на суше, однако и на дне океанов и морей.

Гидрология суши- изучает распределение воды на суше, сток осадков, возникновение и расположение озерных бассейнов и озерной жизни, деятельность текучих вод, строение речных систем и режим рек " Гляциология –вода в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников. Характеристики климата Земли и определяющие их условия изучаются климатологией.[8]Почвенный покров, его происхождение, виды почв и их расположение по поверхности земли- география почв. Особенности распределения видов растительности и их связь с группировками животного мира (биогеоценозами)исследует биогеография.

Главным вопросом физической географии является открытие природно-территориальных ландшафтов на поверхности Земли, исследование их возникновения и развития исследует ландшафтоведение. "Статистика" утвердилась в экономической географии областей общенародного хозяйства - географии хозяйства, промышленности, автотранспорта и т. Н.Н Баранский установил географию как науку, "которая предвидит, где будут возвышаться города, какие заводы появятся, значительно уродятся дороги". [15] Картография рассматривает специализированное пространство в системе географических наук. Географические знания, искусство "читать" карту - один изо достаточных ингредиентов культуры и академического мировоззрения. География - одна изо старейших наук, главные пробы научного разъяснения географических явлений относятся миксолидийским философам милетской школы 6 столетия пред н. (Фалес, Анаксимандр).[3,9,10]

1.2.Географическая грамотность –часть географической культуры человека.

Географическая грамотность - неотъемлемый атрибут современного человека. Постоянно развивающийся мир ставит человека в новые условия, и в этих условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. Человеческая грамотность, то есть не только умение читать и писать. Знания в области географии дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.

География-это школьный предмет, который может дать современное видение целостного мира. Успех нашего государства и его могущество во многом зависят от уровня образования наших граждан.  [1]В современном мире образование рассматривается как одна из главных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека. Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.

Географическая грамотность-это наличие знаний, компетентности и осведомленности в области физической и экономической географии. В своем письме-напутствии "Доброго пути вам, путники" В. А. Обручев писал, что "не отдельные белые пятна - целый океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок дает нам природа."[5]

В "Декларации о многокультурном образовании", принятой в 1998 году на симпозиуме КГО МКГР в Португалии, говорится: "Географическая грамотность является важным компонентом многокультурного образования. В Международной хартии МТС говорится, что географическое образование способствует взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расами и религиями; способствует формированию международного образования и создает потребность в международной солидарности и сотрудничестве".[8]

Рассматривая человека как ценностную категорию (в широком смысле), географическая культура дает возможность рассмотреть гуманное отношение к людям, системам, окружающей среде и обществу.

Под "географической грамотностью" мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентации в пространстве. [11]Человек постоянно находится в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность так же важна, как и речь. В последние годы многие люди заметили, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современном мире влечет за собой всевозможные осложнения и даже катастрофы. Когда мы видим на экране телевизора огромные очереди машин на пограничном пункте и слышим слова телевизионного комментатора, поражающего своим невежеством, что это происходит на российско-шведской границе; когда видный политический деятель рассказывает о своем визите в" дальневосточный город Иркутск " - все это проявление географической безграмотности. Об этом свидетельствуют и директивы о продлении навигации на Крайнем Севере, когда они не успевают привозить топливо и грузы в села и порты Севера летом и стараются сделать доставку в декабре - январе. Конечно, такое "расширение судоходства" сопровождается замерзанием городов и поселков, замерзанием караванов судов во льдах, эвакуацией тысяч людей с помощью МЧС. В целом географическое невежество становится все более опасным, причиняя вред здоровью людей и нанося огромный ущерб экономике страны.[7]

Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, понимать пространственные связи между его составляющими, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней и с окружающими его людьми.

Человеку важно знать о пространстве, в котором он живет, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует своей деятельностью, чтобы не навредить системе, частью которой он сам является.

1 ноября 2015 года в России впервые состоялось масштабное образовательное мероприятие "Всероссийский географический диктант", которое позволило оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлекло внимание к проблеме географической грамотности. [2,5]

Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и просветительской кампанией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос о необходимости повышения географической грамотности населения.

Практическая часть

2. Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской школы.

Я поставила перед собой задачу выяснить, насколько географически грамотны учащиеся 8-9 классов нашей школы. Для достижения этой цели были составлены анкеты, включающие вопросы из курса географии 6-9 классов для 8-х классов (Приложение 1) и 9-х классов (Приложение 2). Проверялись знание общеизвестных географических фактов, которые должен знать каждый образованный человек, кроме того, последний вопрос-это краеведение, потому что каждый из нас должен знать историю своего края.

Ответы на них подразумевают наличие определенного уровня знаний, который соответствовал бы данному классу. Результаты опроса и их анализ составили основную часть моей работы. Всего в опросе приняли участие 57 человек. (29 обучающихся 9 классов и 28 обучающихся 8 классов)

2.1.Результаты опроса обучающихся 8 классов.

Анкета состояла из 10 вопросов. Все респонденты справились с заданием.   Лучше всего школьники   справились с вопросами, подразумевающие знания общеизвестных фактов. Правильно ответили на первый и второй вопрос- 100% обучающихся. На вопрос про Сахару правильно ответили 70% опрашиваемых.

 Небольшие затруднения вызвали  у обучающихся вывали  вопросы :

-Какой пролив разделяет Европу и Африку?- неправильно ответили 60%,

- Сколько частей света?- ошиблись в ответе 45%

Наибольшие затруднения вызвал последний краеведческий вопрос- На территории Курской области находятся водоразделы рек?- неправильно дали ответ 70% .

Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в учебной программе по географии надо больше времени уделять краеведческому материалу. [Рис.1]

2.2. Результаты опроса обучающихся 9 классов.

Анкета состояла из 10 вопросов.

На вопрос о  соседстве других государств с Россией самым популярным был ответ «Монголия». Такой ответ дали 98% учеников. На вопрос про самую протяженную границу правильно ответили 75% опрашиваемых.

Вопрос про столицы государств также не вызвал  затруднений-80% ответили верно.

 Вопрос про самое глубокое озеро России также показался легким -90 % справились с заданием.

Вопрос про Северный морской путь верно ответили 75% опрошенных.

Небольшие сложности вызвали вопросы про столицу Карелии- ошиблись 60% школьников и вопрос про города федерального значения- правильно ответили всего 60% обучающихся.

Также как и  у обучающихся 8 классов,  для 9-х классов краеведческий вопрос показался наиболее сложным- неправильно ответили 50% школьников. [Рис.2]

Проанализировав результаты опроса обучающихся 9-х классов, можно сделать вывод, что школьники обладают достаточным уровнем географических знаний. Но больше времени стоит уделить изучению родного края.

Заключение

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что обучающиеся 8-9 классов  обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Такое разделение объясняется рядом факторов:

 1) государственная политика в сфере географического образования;

 2) роль учителя, преподающего предмет;        

 3) средства массовой информации и Интернет;

 4) уровень культуры в семье, окружение;

 5) личный, бытовой опыт респондента;

   По-видимому, знания учеников формируются под влиянием в основном 3 и 4 из вышеперечисленных факторов.

  Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостного мира. 

Мир, в котором мы живем, меняется с беспрецедентной скоростью. Поэтому каждый образованный человек должен иметь ясное представление об этом.

Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека.

Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.

Список литературы

  1. Горбанёв В.А. Преподавание географии в мире перемен. –  

География в школе, 1999, №5, стр. 92-94

  1. Комисарова Т.С. Геопространственное представление и

картографическая составляющая. – География в школе, 1999, №1, стр.

73-74

  1. Хилл Д. Глобализация, культура и географическое образование. –

География в школе, 2001, №4, стр. 70-71

  1.  Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения. –  

География в школе, 1995, №1, стр. 48-51

  1.  Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Просвещение, 1998
  2. . М.Д. Аксёнова, «Энциклопедия для детей, Т.3. География», Москва, «Аванта+», 1997
  3.     Р.Я. Булатов, «Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия», 1987 г.
  4.     В.П. Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва, «Просвещение», 2003 г.
  5.     Н.А. Максимов, «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  6.     И.В. Текучева, Д.Г. Чижов, «Краткий справочник школьника», Москва, «Астрель», 2004 г.
  7. http://www.rusnauka.com/27_DSN_2015/Geographia/6_198352.doc.htm
  8.  http://www.nspu.ru/about/calendar_of_events_ngpu/detail.php?
  9.  http://www.microarticles.ru/article/geograficheskaja-gramotnost-naselenija.html
  10.  http://www.rgo.ru/ru/proekty

     15 . http:// wikipedia.org

Приложение 1

Анкета для 8 классов

1.Россия находится на материке:

а) Африка б) Евразия в ) Южная Америка г ) Антарктида

2. За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?

1.За 24 часа. 2. За 365 дней и 6 часов. 3. За месяц. 4. За сезон.

3. На каком материке находится пустыня Сахара?

4. Сколько существует частей света?

5. Установите соответствия:

1.Гидросфера                               а) Водная оболочка Земли

2.Литосфера                                 б) Воздушная оболочка Земли

3.Атмосфера                                 в)Каменная оболочка Земли

6. Самое холодное место в России:

а) остров Рудольфа; б) Оймякон;
в) Кольский полуостров; г) Таймыр.

7. Какой материк пересечен всеми меридианами?:

1. Южная Америка 2. Евразия 3. Африка

4. Австралия 5. Северная Америка 6. Антарктида

8.Цунами - это:

а). Волны, вызываемые морскими приливами;

б).Волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях;

в). Ветер в крымских степях;

 г). Причудливые формы рельефа.

9. Какой пролив разделяет Европу и Африку:

а) Ла-Манш  б) Берингов  в) Гибралтарский  г) Мозамбикский

10. На территории Курской области находятся водоразделы рек:

а. Днепра и Дона. б. Днепра и Волги.

в. Дона и Волги. г. Днепра и Западной Двины

Рисунок 1. Количество правильных ответов   среди 8-х классов

Рисунок 2. Количество правильных ответов среди  9-х классов

Приложение 2

Анкеты для 9 классов
1.Назовите государства, имеющие общие границы с Россией:
а) Латвия
б) Польша
в) Бельгия
г) Афганистан
д) Грузия
е) Монголия
2. У какого государства самая длинная по протяженности граница с Россией:
а) Китай б) Казахстан в) Монголия г) Украина
3. Назовите столицы государств:

а.) Мексика б) Норвегия  в) Германия  г) Таиланд

4.В каком океане Северный морской путь?
а. Атлантический
б.Тихий
в.Северный ледовитый
г.Индийский
5.Самое глубокое озеро в России?
а. Онежское б.Баскунчак в.Байкал  г. Кукунор
6.Столица республики Карелии:
а. Москва б. Петрозаводск в.Воронеж г.Липецк
7.Самая длинная река в европейской части России:
а. Волга  б.Дон в.Амур г.Печора
8. Сколько городов федерального значения в России?

9. Крайняя южная точка России:
а. м.Челюскин б. г.Базардюзю  в .м.Рока  г.м Дежнева
10. Назовите главные формы рельефа Курской области?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы

Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...

Об индивидуальном итоговом проекте обучающихся

Индивидуальный проект, по желанию обучающегося, может быть выполнен в течение одного учебного года (10 класс) или в течение 2-х учебных лет (10–11класс). Выполнение индивидуального итогового про...

Индивидуальные итоговые проекты (ИИП) обучающихся 9 класса

Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели ...

Индивидуальный итоговый проект для обучающихся основной общеобразовательной школы

Индивидуальный  итоговый  проект  -  учебный  проект,  выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов с целью продемонстрирова...

Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающегося

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий работу обучающихся 10-11 классов и педагогических работников школы над индивидуальным итоговым проектом...

АНАЛИЗ об итогах защиты индивидуальных итоговых проектов обучающимися 11 класса МБОУ «СОШ № 1 им.Д.Хугаева с.Ногир»

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под ру...