Индивидуальный итоговый проект «Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».
проект по географии (9 класс)
В данной работе мы постарались рассмотреть важность географических знаний и насколько люди ее владеют. Было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Ивановской школы, выявляющие географические знания. Результат анкетирования проанализирован в данном проекте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kamneva.docx | 59.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный итоговый проект
«Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».
Подготовила: Камнева В.К., обучающаяся 9б класса.
Руководитель ИИП:
Воронкова Марина Александровна,
учитель географии.
С.Ивановское,2021г.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………..4
Введение………………………………………………………………………..4-6
Основная часть………………………………………………………………..7-11
1.Географическая грамотность –часть географической культуры
человека…………………………………………………………………………7-9
Практическая часть……………………………………………………………9-11
2. Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской школы……………………………………………………………………………..9
2.1. Результаты опроса обучающихся 8 классов……………………………………………………………………………12
2.2. Результаты опроса обучающихся 9 классов……………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….14
Используемая литература……………………………………………………….15
Приложение…………………………………………………………………..16-18
Аннотация
В данной работе мы постарались рассмотреть важность географических знаний и насколько люди ее владеют. Было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Ивановской школы, выявляющие географические знания. Результат анкетирования проанализирован в данном проекте.
Введение
«Сколько происходит пользы от
географии человеческому роду,
о том всяк, имеющий понятие
и разум, рассудить может»
М.В.Ломоносов
Сейчас география разрешает видеть мир во всем его разнообразии, учит разбираться в пространстве и пролагать свой путь на географической карте. Жителям Земли нужно знать, где и как обитают люди, создавать города и государства, трансформировать природу, оберегать и восстанавливать ее.[6]
География необходима человеку для того, чтобы помнить свое место на планете, понимать специфику своего района и своей страны. А также знать материки, понимать, на каком из них вы размещаетесь.
Я интересуюсь географией, поэтому мне нравится выяснять что-то новое, то, чего я нигде не видела. Интересно выяснить, какие народы проживают на юге, на другом материке, выяснить их тонкости жизни. В будущем я стремлюсь стать преподавателем географии, чтобы обучать и давать знания подрастающему поколению.
Актуальность.
Как демонстрируют проведенные исследования (опрос Института Гэллапа США; Тверской государственный университет, Россия), население большинства стран мира, в том числе и России, владеет поразительной географической безграмотностью. Меня заинтересовывало, как в нашей школе знают географию. В российской географии пока нет необходимого опыта выполнения исследований по географической грамотности населения, нет целостной четкой концепции. Мы использовали методику Тверского государственного университета высшего образования, напечатанную в научно-теоретическом и научно-методическом журнале Министерства образования Российской Федерации
"География в школе" № 1 за 1995 год. Мы исследовали простейшие познания о географических объектах.[4,1]
Для своего проекта я выбрала тему «Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской СОШ», для того чтобы узнать на сколько географически грамотны ученики нашей школы.
Целью моего исследования: определить уровень географической грамотности обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».
Задачи:
-Изучить литературные источники по данной теме.
-Составить вопросы для опроса.
-Провести анкетирование среди обучающихся .
-Сделать выводы.
Объектом исследования стали обучающиеся 8-9 классов нашей школы.
Предмет исследования: географические знания обучающихся 8-9 классов.
Методы исследования: теоретические, метод математической обработки данных, статистический метод.
Практическая значимость: анкеты, составленные для исследования можно использовать на уроках географии.
Основная часть
1.География- одна из древнейших наук.
1.1. Значение географии в современном мире.
География представляется базой многих дисциплин из пограничных областей науки и сфер деятельности, в том числе экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и др. Географические определения и закономерности неотделимы интегрированы в понятия и категории многих наук, и без них невозможно устройство большинства дисциплин. Сейчас очевидно, что география, как наука, одновременно познающая разнообразие и целостность окружающего мира, раскрывающая секреты взаимодействия природы и человеческого общества, представляется одной из самых авторитетных сил, способных помочь сберечь планету для нас и будущих поколений. В то же время важна работа не только высококлассных географов. Жизнь требует, чтобы всякий человек располагал даром думать географически и работать экологически грамотно. Познание географических закономерностей и решение задач на любом территориальном уровне нельзя без поставленной основы-знания начальных географических фактов. [11]Важность географии в современном обществе огромна. География затрагивает все стороны жизни человека, сообщества и особенно близко соединена с настоящей жизнью любого гражданина страны; природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и т.п. Теперь люди нередко путешествуют, посещают различные страны, следовательно, громадные расстояния уже не представляются важным препятствием. География-это наука, исследующая географическую покров Земли, ее структуру и динамику, связь и распределение в пространстве ее отдельных компонентов.
Главными вопросами представляются географические исследования и научное доказательство путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного формирования общества. Главнейшим предметом географического исследования являются процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия частей географической сферы и их сочетаний на локальном, региональном, государственном , континентальном, океаническом и глобальном уровнях. [7]В прошлом география была единственной наукой, исследовавшей естественные условия на Земле, народонаселение и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Его основными плодами стали географические описания стран, объединенные в "космографии "(17в.), в"общей географии"- (18-19 )в. В 19 в. география была поделена на физическую географию - науку о природе и "статистику" - экономическую географию. В физической географии отчетливо определена орография-изучение рельефа земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, исследование атмосферы и климата Земли. Наука о строении земной поверхности эволюционировала в геоморфологию-изучение генезиса и развития форм земной поверхности, их сочетания в пространстве не только на суше, однако и на дне океанов и морей.
Гидрология суши- изучает распределение воды на суше, сток осадков, возникновение и расположение озерных бассейнов и озерной жизни, деятельность текучих вод, строение речных систем и режим рек " Гляциология –вода в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников. Характеристики климата Земли и определяющие их условия изучаются климатологией.[8]Почвенный покров, его происхождение, виды почв и их расположение по поверхности земли- география почв. Особенности распределения видов растительности и их связь с группировками животного мира (биогеоценозами)исследует биогеография.
Главным вопросом физической географии является открытие природно-территориальных ландшафтов на поверхности Земли, исследование их возникновения и развития исследует ландшафтоведение. "Статистика" утвердилась в экономической географии областей общенародного хозяйства - географии хозяйства, промышленности, автотранспорта и т. Н.Н Баранский установил географию как науку, "которая предвидит, где будут возвышаться города, какие заводы появятся, значительно уродятся дороги". [15] Картография рассматривает специализированное пространство в системе географических наук. Географические знания, искусство "читать" карту - один изо достаточных ингредиентов культуры и академического мировоззрения. География - одна изо старейших наук, главные пробы научного разъяснения географических явлений относятся миксолидийским философам милетской школы 6 столетия пред н. (Фалес, Анаксимандр).[3,9,10]
1.2.Географическая грамотность –часть географической культуры человека.
Географическая грамотность - неотъемлемый атрибут современного человека. Постоянно развивающийся мир ставит человека в новые условия, и в этих условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. Человеческая грамотность, то есть не только умение читать и писать. Знания в области географии дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.
География-это школьный предмет, который может дать современное видение целостного мира. Успех нашего государства и его могущество во многом зависят от уровня образования наших граждан. [1]В современном мире образование рассматривается как одна из главных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека. Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.
Географическая грамотность-это наличие знаний, компетентности и осведомленности в области физической и экономической географии. В своем письме-напутствии "Доброго пути вам, путники" В. А. Обручев писал, что "не отдельные белые пятна - целый океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок дает нам природа."[5]
В "Декларации о многокультурном образовании", принятой в 1998 году на симпозиуме КГО МКГР в Португалии, говорится: "Географическая грамотность является важным компонентом многокультурного образования. В Международной хартии МТС говорится, что географическое образование способствует взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расами и религиями; способствует формированию международного образования и создает потребность в международной солидарности и сотрудничестве".[8]
Рассматривая человека как ценностную категорию (в широком смысле), географическая культура дает возможность рассмотреть гуманное отношение к людям, системам, окружающей среде и обществу.
Под "географической грамотностью" мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентации в пространстве. [11]Человек постоянно находится в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность так же важна, как и речь. В последние годы многие люди заметили, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современном мире влечет за собой всевозможные осложнения и даже катастрофы. Когда мы видим на экране телевизора огромные очереди машин на пограничном пункте и слышим слова телевизионного комментатора, поражающего своим невежеством, что это происходит на российско-шведской границе; когда видный политический деятель рассказывает о своем визите в" дальневосточный город Иркутск " - все это проявление географической безграмотности. Об этом свидетельствуют и директивы о продлении навигации на Крайнем Севере, когда они не успевают привозить топливо и грузы в села и порты Севера летом и стараются сделать доставку в декабре - январе. Конечно, такое "расширение судоходства" сопровождается замерзанием городов и поселков, замерзанием караванов судов во льдах, эвакуацией тысяч людей с помощью МЧС. В целом географическое невежество становится все более опасным, причиняя вред здоровью людей и нанося огромный ущерб экономике страны.[7]
Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, понимать пространственные связи между его составляющими, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней и с окружающими его людьми.
Человеку важно знать о пространстве, в котором он живет, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует своей деятельностью, чтобы не навредить системе, частью которой он сам является.
1 ноября 2015 года в России впервые состоялось масштабное образовательное мероприятие "Всероссийский географический диктант", которое позволило оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлекло внимание к проблеме географической грамотности. [2,5]
Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и просветительской кампанией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос о необходимости повышения географической грамотности населения.
Практическая часть
2. Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов Ивановской школы.
Я поставила перед собой задачу выяснить, насколько географически грамотны учащиеся 8-9 классов нашей школы. Для достижения этой цели были составлены анкеты, включающие вопросы из курса географии 6-9 классов для 8-х классов (Приложение 1) и 9-х классов (Приложение 2). Проверялись знание общеизвестных географических фактов, которые должен знать каждый образованный человек, кроме того, последний вопрос-это краеведение, потому что каждый из нас должен знать историю своего края.
Ответы на них подразумевают наличие определенного уровня знаний, который соответствовал бы данному классу. Результаты опроса и их анализ составили основную часть моей работы. Всего в опросе приняли участие 57 человек. (29 обучающихся 9 классов и 28 обучающихся 8 классов)
2.1.Результаты опроса обучающихся 8 классов.
Анкета состояла из 10 вопросов. Все респонденты справились с заданием. Лучше всего школьники справились с вопросами, подразумевающие знания общеизвестных фактов. Правильно ответили на первый и второй вопрос- 100% обучающихся. На вопрос про Сахару правильно ответили 70% опрашиваемых.
Небольшие затруднения вызвали у обучающихся вывали вопросы :
-Какой пролив разделяет Европу и Африку?- неправильно ответили 60%,
- Сколько частей света?- ошиблись в ответе 45%
Наибольшие затруднения вызвал последний краеведческий вопрос- На территории Курской области находятся водоразделы рек?- неправильно дали ответ 70% .
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в учебной программе по географии надо больше времени уделять краеведческому материалу. [Рис.1]
2.2. Результаты опроса обучающихся 9 классов.
Анкета состояла из 10 вопросов.
На вопрос о соседстве других государств с Россией самым популярным был ответ «Монголия». Такой ответ дали 98% учеников. На вопрос про самую протяженную границу правильно ответили 75% опрашиваемых.
Вопрос про столицы государств также не вызвал затруднений-80% ответили верно.
Вопрос про самое глубокое озеро России также показался легким -90 % справились с заданием.
Вопрос про Северный морской путь верно ответили 75% опрошенных.
Небольшие сложности вызвали вопросы про столицу Карелии- ошиблись 60% школьников и вопрос про города федерального значения- правильно ответили всего 60% обучающихся.
Также как и у обучающихся 8 классов, для 9-х классов краеведческий вопрос показался наиболее сложным- неправильно ответили 50% школьников. [Рис.2]
Проанализировав результаты опроса обучающихся 9-х классов, можно сделать вывод, что школьники обладают достаточным уровнем географических знаний. Но больше времени стоит уделить изучению родного края.
Заключение
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что обучающиеся 8-9 классов обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Такое разделение объясняется рядом факторов:
1) государственная политика в сфере географического образования;
2) роль учителя, преподающего предмет;
3) средства массовой информации и Интернет;
4) уровень культуры в семье, окружение;
5) личный, бытовой опыт респондента;
По-видимому, знания учеников формируются под влиянием в основном 3 и 4 из вышеперечисленных факторов.
Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостного мира.
Мир, в котором мы живем, меняется с беспрецедентной скоростью. Поэтому каждый образованный человек должен иметь ясное представление об этом.
Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека.
Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.
Список литературы
- Горбанёв В.А. Преподавание географии в мире перемен. –
География в школе, 1999, №5, стр. 92-94
- Комисарова Т.С. Геопространственное представление и
картографическая составляющая. – География в школе, 1999, №1, стр.
73-74
- Хилл Д. Глобализация, культура и географическое образование. –
География в школе, 2001, №4, стр. 70-71
- Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения. –
География в школе, 1995, №1, стр. 48-51
- Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Просвещение, 1998
- . М.Д. Аксёнова, «Энциклопедия для детей, Т.3. География», Москва, «Аванта+», 1997
- Р.Я. Булатов, «Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия», 1987 г.
- В.П. Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва, «Просвещение», 2003 г.
- Н.А. Максимов, «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 1987 г.
- И.В. Текучева, Д.Г. Чижов, «Краткий справочник школьника», Москва, «Астрель», 2004 г.
- http://www.rusnauka.com/27_DSN_2015/Geographia/6_198352.doc.htm
- http://www.nspu.ru/about/calendar_of_events_ngpu/detail.php?
- http://www.microarticles.ru/article/geograficheskaja-gramotnost-naselenija.html
- http://www.rgo.ru/ru/proekty
15 . http:// wikipedia.org
Приложение 1
Анкета для 8 классов
1.Россия находится на материке:
а) Африка б) Евразия в ) Южная Америка г ) Антарктида
2. За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?
1.За 24 часа. 2. За 365 дней и 6 часов. 3. За месяц. 4. За сезон.
3. На каком материке находится пустыня Сахара?
4. Сколько существует частей света?
5. Установите соответствия:
1.Гидросфера а) Водная оболочка Земли
2.Литосфера б) Воздушная оболочка Земли
3.Атмосфера в)Каменная оболочка Земли
6. Самое холодное место в России:
а) остров Рудольфа; б) Оймякон;
в) Кольский полуостров; г) Таймыр.
7. Какой материк пересечен всеми меридианами?:
1. Южная Америка 2. Евразия 3. Африка
4. Австралия 5. Северная Америка 6. Антарктида
8.Цунами - это:
а). Волны, вызываемые морскими приливами;
б).Волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях;
в). Ветер в крымских степях;
г). Причудливые формы рельефа.
9. Какой пролив разделяет Европу и Африку:
а) Ла-Манш б) Берингов в) Гибралтарский г) Мозамбикский
10. На территории Курской области находятся водоразделы рек:
а. Днепра и Дона. б. Днепра и Волги.
в. Дона и Волги. г. Днепра и Западной Двины
Рисунок 1. Количество правильных ответов среди 8-х классов
Рисунок 2. Количество правильных ответов среди 9-х классов
Приложение 2
Анкеты для 9 классов
1.Назовите государства, имеющие общие границы с Россией:
а) Латвия
б) Польша
в) Бельгия
г) Афганистан
д) Грузия
е) Монголия
2. У какого государства самая длинная по протяженности граница с Россией:
а) Китай б) Казахстан в) Монголия г) Украина
3. Назовите столицы государств:
а.) Мексика б) Норвегия в) Германия г) Таиланд
4.В каком океане Северный морской путь?
а. Атлантический
б.Тихий
в.Северный ледовитый
г.Индийский
5.Самое глубокое озеро в России?
а. Онежское б.Баскунчак в.Байкал г. Кукунор
6.Столица республики Карелии:
а. Москва б. Петрозаводск в.Воронеж г.Липецк
7.Самая длинная река в европейской части России:
а. Волга б.Дон в.Амур г.Печора
8. Сколько городов федерального значения в России?
9. Крайняя южная точка России:
а. м.Челюскин б. г.Базардюзю в .м.Рока г.м Дежнева
10. Назовите главные формы рельефа Курской области?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы
Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...
Об индивидуальном итоговом проекте обучающихся
Индивидуальный проект, по желанию обучающегося, может быть выполнен в течение одного учебного года (10 класс) или в течение 2-х учебных лет (10–11класс). Выполнение индивидуального итогового про...
Индивидуальные итоговые проекты (ИИП) обучающихся 9 класса
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели ...
Индивидуальный итоговый проект для обучающихся основной общеобразовательной школы
Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов с целью продемонстрирова...
Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающегося
Локально-нормативный акт школы, регламентирующий работу обучающихся 10-11 классов и педагогических работников школы над индивидуальным итоговым проектом...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
АНАЛИЗ об итогах защиты индивидуальных итоговых проектов обучающимися 11 класса МБОУ «СОШ № 1 им.Д.Хугаева с.Ногир»
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под ру...