Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы
проект (9 класс)

Кушнерёва Ольга Валентиновна

 

Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Лицей № 47», в целях оценки достижения метапредметных результатов выпускников основной школы. Учащиеся лицея получили высокие отметки за проектные работы у данного учителя:

№ п/п

ФИ учащегося

Класс

Название работы

Оценка

2018-2019

1

Алиева Тамара

«Последствия Чернобыльской аварии представленные

в живописи и скульптуре»

5

2

Евпак Анастасия

«Разнообразие современного искусства»

5

3

Серых Анна

«Влияние компьютерных технологий на искусство»

4

4

Празян  Анастасия

«Человек. Личность. Индивид»

5

5

Борин Дмитрий

«История рыцарского доспеха в эпоху Средневековья»

4

6

Ахметова Анара

«Виды современного искусства»

5

7

Федотов Данила

11Б

«СССР в 1964-1982 гг.- «Эпоха застоя» или стабильности?».

5

8

Фадеева Анна

11Б

«Фонтаны города Саратова»

5

2017-2018 учебный год

9

Будаева Дарья

«Стиль Модерн в архитектуре Саратова»

5

10

Амалгелдиева Сурай

«Образ женщины в туркменской народной культуре»

4

11

Чернова Анастасия

«Образ солнца в русском искусстве»

5

2016 -2017 учебный год

12

Калинина Дарья

«Искусство книжной графики»

4

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «ЛИЦЕЙ № 47» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

Книжная графика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСКУССТВУ

Рабату выполнила: ученица 9 «А» класса

Калинина Дарья  

22.04.2017 года

УЧИТЕЛЬ ИЗО – Кушнерёва Ольга Валентиновна


Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------с. 3

  1. О графике в целом---------------------------------------------------------------с. 4-6

  1. Книжная графика---------------------------------------------------------------с. 7-8

Заключение--------------------------------------------------------------------------------с. 9

Литература-------------------------------------------------------------------------------с. 10


Введение

Особое место в изобразительном искусстве занимает графика

Слово графика в переводе от греческого «Графо» - «черчу», «пишу», «рисую». Основными средствами графического рисования является: линия, штрих, пятно и контур.

В данной работе я поставила перед собой следующую цель изучить новое для меня направление как книжная графика.

Задачи:

- узнать об истории возникновения графики как вида искусства;

-  изучить виды графики;

-   познакомится с художниками – графиками.

В процессе исторического развития появились такие виды графики:

плакатная;

газетно – журнальная,

учебно – оформительская,

станковая,

промышленная;

компьютерная, я остановлюсь на книжной графике, т. к. через книгу человек познаёт мир. И актуальность данной темы на лицо, т.к. каждый человек воспринимает книгу, прежде всего, как литературу. Но ведь она еще и зрелище. Зрительные впечатления сопровождают процесс восприятия книги на всем его протяжении. Книга – прекраснейший цветок человеческой культуры. Она сочетает в себе многие творческие начала. Текст – душа книги. Но ведь у нее есть свои цвета и краски, пусть чаще всего в пределах черно-белой гаммы – возможности оттенков и сочетаний тут безграничны. Книгу невозможно представить без красочных иллюстраций, без красивого необычного шрифта, без запоминающейся обложки. Все эти понятия включает в себя искусство книжной графики.

В глазах большинства современной молодежи чтение литературы не является интересным и нужным занятием. Поэтому через искусство мне бы самой хотелось приобщить прежде всего, и себя, и других  к чтению книг.


  1. О графике в целом

Особое место в изобразительном искусстве занимает графика. Она всегда была рядом с живописью, появляясь в отдельных работах, вместе с красками и как основа для их наложения. Ее видов достаточно много, известных и не слишком, и большое число художников всех времен и народов обращались к графике в стремлении выразить себя.

Для графики основными изобразительными средствами являются разнообразные линии, точки, пятна, штрихи и тон, которые вместе и даже по отдельности создают цельный образ. Цвет для этого вида искусства – не главное, хотя вполне приемлемое явление. Обычно, помимо основного черного, в графике используется лишь один цвет, хотя иногда (к примеру, в гравюрах) может применяться достаточно большое цветовое разнообразие. Благодаря доминирующей цветовой сдержанности этот вид искусства иногда называют также искусством черного и белого.

Картина в технике «графика»

Разные виды графики и ее техники появлялись постепенно, не сразу. Первые изображения, как мы помним еще по урокам истории в школе, – это рисунки на стенах пещер и камнях, которые остались от первобытных людей. Далее появились орнаменты на оружии, предметах быта и орудиях труда, пришедших из эпохи неолита и бронзового века. На этих ранних ступенях искусство объединяло в себе и функцию письменности – передачу информации. Сохранились до нашего времени и пергаментные свитки, и каменные плиты, и глиняные таблички, используемые в качестве источника информации. Преуспели в объединении письменности и графики древние египтяне – они вовсю пользовались пиктограммами (рисунками, обозначающими различные объекты, действия и субъекты) для отображения своей истории.

Долгий период графика служила лишь для украшения предметов, станковой графики не было, а связь с письменностью сохранялась благодаря украшению книг, как и все в то время – лишь ручной работы. Китай, к примеру, не разграничивал рисование и каллиграфию, они считались равноправными и взаимодополняющими. А в 868 году н.е. там же был изобретен способ увеличения количества экземпляров рисунка с помощью вырезанного из дерева клише. Это стало началом ксилографии – гравюры на дереве, которая появилась в Европе только в первой половине XV столетия. И до сего дня в Азии можно увидеть мастеров, вырезающих иероглифы или именные печати на деревянном бруске.

Изначально графикой называли лишь письмо, искусство шрифтов. Лишь на стыке XIX-XX веков она оформилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Интересно отметить, что современная музейная классификация относит к графике также все техники с использованием бумаги и водорастворимых красок (в основном акварели, пастели и гуаши). Но тут все зависит от того, к чему склоняется художник – к цвету или линиям.

Краткая история графики

Считается, что графика привлекает своим лаконизмом, строгостью и емкостью образов, объединенных с некоторой неопределенностью и недосказанностью, условностью, что заставляет воображение зрителя работать более активно. Именно поэтому художественную ценность как произведения искусства имеют и зарисовки, эскизы, наброски – вроде бы незаконченная живопись, но и самостоятельные картины.

Великолепные образчики графики можно увидеть у Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ванн Рейна, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко и многих, многих других художников, также известных своей живописью.

Виды графики

Линия - это условное средство изображения, изобретенное в доисторические времена. Роль линии велика во всех искусствах всех времен, но особое значение она приобрела в XIX – XX века. Линия стала, подчеркнута выразительной и лаконичной. Такую линию можно видеть в рисунках Пикассо. Толчком для возникновения, культа линии было восхищения японской гравюры с которой европейские художники познакомились в конце XIX века.

Штрих - один из основных элементов графического рисования. Штрих представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линии, штрихи могут быть прямыми, наклоненными, перекрестными и другими. Различие в длине, толщине, динамике штрихов играет большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штрихованием. С помощью штрихов передают контур, форму, объём фигур и предметов, фактур и пространства. Штрихи помогают создать эффекты света и тени.

Пятно. Близко расположенные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами карандашом или тушью отличны друг от друга по своему графическому звучанию. В иллюстрациях Павла Соколова к книге Чуковского «Капитан Джеймс Кук» для нанесения тонального пятна применены параллельные и перекрещивающиеся штрихи, а в наиболее темных местах - сплошная заливка тушью.

Для графического рисования используют графические карандаши, тушь, а так же мягкие инструменты для рисования – уголь, пастель, сангина. Сангину ввел в употребление Леонардо да Винчи. Эта техника даёт возможность работать не только штрихом, но и пятном.

Цвет. Белый лист  бумаги активно участвует в создании произведения графики. Выразительности рисунка можно добиться только при использовании черного цвета. Поэтому графику называют искусством черного и белого. Так же используют белый цвет с серым или коричневым, а так же цветными карандашами.

 В процессе исторического развития появились виды графики: книжная, плакатная, газетно – журнальная, учебно – оформительская, станковая, прикладная и компьютерная.

Книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись вручную. Они назывались миниатюрными. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Все элементы книжного оформления – и расположенные внутри книги, и внешние – целостное произведение искусства. Роль художников иллюстраторов велика. Яркие явления в книжной графике стали иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам («Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» и другие) и к сказкам Пушкина («Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о царе Салтане») созданные в 1899 году. Они знакомы многим поколениям читателей с раннего детства.

Плакатная графика или рекламный плакат - это художественное средство информации для народа, используются в происходящих важных событиях – олимпиады, конкурсы, выставки и другие. Плакат представляет собой композицию из простого, ясно читаемого на расстоянии рисунка и короткой надписи, призыва. Принято выделять несколько основных видов плакатов: спортивные, экологические, политические, рекламные, театрально – зрелищные и другие.

 Учебно – оформительская графика. Помогает в учебно – воспитательном процессе. Ее всевозможные учебные таблицы, диаграммы, чертежи, графики, схемы, план, карты, рисунки на классной доске – слово наглядные пособия помогают объяснить учебный материал и понять его.

Промышленная графика ставит своей целью рекламирования товара с помощью промышленной, станковой графики: афиши, поздравительные  открытки, красочные календари, этикетки, почтовые и фабричные марки, почетные грамоты, пригласительные билеты, торговые листовки и многое другое.

Станковая графика. К станковой графике относятся произведения, имеющие самостоятельное значение и форму. Они не включены в контекст  книги, не размещаются на улицах, и они расходятся в своем назначении с плакатом и промышленной графикой. Произведения станковой графики находятся в музейных собраниях, частных коллекциях и размещаются на стенах и общественных и жилых интерьерах. Основные виды станковой графики – станковый рисунок и станковый лист печатной графики.

Компьютерная графика – это новый вид графики. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.


II. Книжная графика

Книга является одной из важнейших духовных потребностей современного мира. В ней органически сочетается труд художников и издательских работников. На долю художника книги выпадает сложная и ответственная задача воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного замысла, содержания литературного текста и создание художественно-декоративного облика книги. Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по отношению к сюжету. Художник своего рода помогает автору, делает зримым его образы, идеи.

Книжная графика имеет две основные задачи – оформление книги и её иллюстрирование. К оформлению книги относится её декоративный наряд, рисованные шрифты, композиционное построение текста. Иллюстрирование книги решает задачу раскрытия литературного образа при помощи рисунков, иллюстраций различного вида. В хорошо сделанной книге невозможно определить, где начинается оформление, а где её иллюстрирование. Иллюстрация в книге, при всей глубине образного решения, должна быть и элементом украшения книги, гармонировать с набором текста, бумагой.
Один из ярких представителей отечественного искусства, график
Владимир Фаворский (Плач Ярославны. Иллюстрация к книге «Слово о полку Игореве», 1950) создал много блистательных книг с великолепными иллюстрациями. Мельчайшие декоративные элементы, глубокий смысл образов, психологически острые иллюстрации гармонируют с текстом и декоративным обликом книги.

Существуют различные виды литературы и типы книг. В зависимости от назначения книги, будет зависеть её тираж, формат, характер оформления и иллюстраций. Например, художественная литература, детская книга, научная и техническая литература, уникальные книги и так далее.
Книга включает в себя несколько элементов, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Обложка – покрытие книги, в которую заключается книга. Её решение должно обращать на себя внимание, содержать основные данные (автор и название книги). Художник стремиться сделать обложку ясной, декоративной, придать ей красивый внешний вид. Одновременно обложка должна раскрывать основной смысл книги, её точную характеристику, стиль и образный строй. Иногда на простую обложку надевают суперобложку из бумаги, более нарядную, декоративную.
Титульный лист – это правая половина первого разворота книги. Он содержит сложные шрифты, поясняющие заголовок. А если на левой половине первого разворота размещается иллюстрация, то такая страница называется фронтисписом.
Иллюстрация – рисунки, раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, украшающие книгу.
Присутствует в тексте книги и небольшие рисунки-украшения:
заставка (И.Я. Билибин. Заставка для журнала «Золотое руно». 1906), концовка (И.Я. Билибин. Концовка к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1907), инициал (буквица) (И.Я. Билибин. Буквицы для журнала «Золотое руно». 1906).

Иллюстрирование и оформление художественной литературы дает художнику возможность более разнообразить творческий процесс. Он выбирает такого автора и такое произведение, близкое ему по замыслу, стилю.
Вдумчивое прочтение текста – одно из начальных этапов. Осуществляя свою работу, художник тщательно изучает эпоху, стиль искусства того времени, типы людей, обстановку, одежду, орнаменты и шрифты. Определив моменты в книге, на которые следует сосредоточить внимание, художник обдумывает, какими средствами изобразительного искусства выделить эти моменты, находит
композицию книги и делает макет. Оригиналы иллюстраций выполняются художником в разнообразных графических материалах. С них готовят печатные формы. Но иллюстрируя текст, художник сохраняет свою индивидуальность, творческий почерк.
Все изобразительные элементы в книге непосредственно связаны со шрифтом. Художник должен не только знать шрифты и уметь ими пользоваться, но и уметь видоизменять уже существующие и создавать новые – соответствующие его замыслу и стилю произведения.

История книги тесным образом связана с развитием изобразительного искусства и графики. Художникам принадлежит ведущая роль в создании рукописной книги. Они были творцами и шрифта, и украшений, и иллюстраций.
Рисунок, предназначенный для книги, известен в Китае с IV века. В России первые рукописные книги с изображениями относятся к Х веку.
С изобретением книгопечатания в середине XV века и широким распространением книги роль художника все более возрастает и задачи его становятся все более глубокими. Высоким мастерством отличается творчество русских художников рубежа XIX-ХХ веков -
А. Бенуа, И. Билибина и других членов объединения «Мир искусства», сплотившихся вокруг журнала с таким же названием. В ХХ веке в золотой фонд книжной графики входят работы В. Фаворского. Среди иллюстраторов детской литературы значительное место занимают работы Ю. Васнецов («Рыба-кит»), В. Конашевич («Плывёт, плывёт кораблик и другие»).


Заключение

Книжная графика отражает нашу действительность через образное, наглядное воспроизведение ее форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжная графика – составная, неотъемлемая часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают конструкцию книги, тип издания, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги всегда традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, шрифты, иллюстрации. Все эти элементы подчиняются законам композиции и объединяются в единый ансамбль.

Современные художники книжной графики и сейчас создают зачастую очень красивые и качественные иллюстрации, но, однако сейчас нет таких талантов, способных встать в один ряд с именами советских классиков художников книги, творящих для детей – Сутеевым, Чарушиным, Токмаковым, Митуричем, Конашевичем.

Современное книжная графика – это мир без прочных границ, в котором каменная стена может обернуться глубиной неба, в которой засветятся далекие звёзды. Но во всех своих превращениях этот мир остается уютным и добрым.

Я считаю, что новые формы художественного текста сегодня, в XXI веке, способны зародить и новую форму иллюстрации. Книжная графика не стоит на месте, она развивается вместе с книгой. Создание электронных книг влечет за собой создание компьютерных, визуальных, анимационных и аудио-иллюстраций. Нельзя с точностью сказать, хорошо это или плохо, и смогут ли они когда-нибудь конкурировать с классическим оформлением книги. Но главное, что у книжной графики есть будущее. И современные художники способны это доказать.


Литература

  1. Журнал «Юный художник № 5 1983 год
  2. Учебно-методическая газета для учителей №13 2010 год
  3. Учебное рисование. Костерин. 2010
  4. Изобразительное искусство «Краткий словарь» Н.М.Сокольникова.

Приложения

  1. Рисунки в технике графика

  1. Художественная литература

Рецензия

на проектную работу по Искусству

 ученицы 9 «А» класса

Калининой Дарьи

на тему: «Книжная графика»

 

В данной работе автор рассматривает вопросы, связанные с  изучением книжной графики.

Для этого Калинина Дарья собрала и систематизировала материал по видам графики. Даша, на протяжении всей работы, проводит параллели между искусством и литературой.

Данная работа включает в себя два раздела: теоретическую - реферативную  часть и практическую  часть – рисование рисунка,  поиск нужных книг в библиотеке, где мы увидим наглядно примеры книжной графики.

Данный проект  может быть полезен для учащихся школ, которые захотят попробовать свои силы в создании подобных проектов, а также для использования в качестве наглядного материала при изучении   темы «Книжная графика». 

 Практическая часть работы  наглядно демонстрируют компетентность автора в исследуемом вопросе. В целом работа заслуживает положительной оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...

Об индивидуальном итоговом проекте обучающихся

Индивидуальный проект, по желанию обучающегося, может быть выполнен в течение одного учебного года (10 класс) или в течение 2-х учебных лет (10–11класс). Выполнение индивидуального итогового про...

Итоговый проект выпускника основной школы: подготовка, защита, оценивание

В статье излагается опыт работы коллектива гимназии №3 г.Грязи по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а также описывается система работы по подготовке и оцениванию инди...

Индивидуальный итоговый проект для обучающихся основной общеобразовательной школы

Индивидуальный  итоговый  проект  -  учебный  проект,  выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов с целью продемонстрирова...

Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающегося

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий работу обучающихся 10-11 классов и педагогических работников школы над индивидуальным итоговым проектом...

АНАЛИЗ об итогах защиты индивидуальных итоговых проектов обучающимися 11 класса МБОУ «СОШ № 1 им.Д.Хугаева с.Ногир»

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под ру...