Конспект урока "Строение земного шара"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе «Строение земного шара»
Автор: учитель географии
МКОУ СОШ №1 им. А.Н. Кибизова
Темираева Сима Георгиевна
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.
Оборудование: экран, ноутбук, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).
Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …
А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.
Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.
Взаимопроверка ответов. Оценивание.
0-1 ошибки – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибки – «3» Слайд 3
При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. ГИДРОСФЕРА
Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)
А что такое глобус?
Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?
Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .
Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 4
Запись темы урока и даты в тетрадь.
- Исходя из темы сформулируйте цель урока.
- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.
Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:
- Внутреннее строение Земли;
- Изучение недр Земли;
- Литосфера.
III. Изучение нового материала (22 мин)
1) Строение земного шара
Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» (распределение ролей) Слайд 5
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
- Подведение итогов рассказа
Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.
- Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?
- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение.
Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7
Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) |
| Температура слоя |
1. | Земная кора | 5–80 км | Твердая | Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м) |
2. | Мантия | 2,9 тыс. км | нижняя – твердая средняя–полужидкая верхняя - твердая | 2000°С |
3. | Ядро | 3,5 тыс. км | твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее -твердое) | 6000°С |
На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.
Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Слайд 8.
Земная кора
Материковая Океаническая
3 слоя 2 слоя
Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый
Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист
Физминутка
Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая
- Какова температура ядра?
- На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?
- Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.
- Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.
- Верхний слой Земли?.
- Какая земная кора состоит из 3 слоев?
- Какова мощность океанической земной коры?
2) Изучение недр Земли.
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9
- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.
- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.
3) Литосфера
- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.
Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Запись определения в тетрадь
IV. Закрепление (7 мин).
1) «Найди соответствия»
А) мантия | 1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м |
Б) ядро | 2) имеет 3 слоя, температура 2000°С |
В) земная кора | 3) состоит из железа, температура 6000°С |
Самооценка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»
2) Заполни пропуски
В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.
Проверяем, зачитывая ответы поочередно
Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»
2) Кластер Слайд 10.
Ключевая фраза – Строение земного шара
Групповая работа.
V. Заключительная часть (5 мин)
1. Домашнее задание: &9, составить к нему интеллект-карту Слайд 11.
2. Рефлексия
ТЕСТ
1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?
А) 1:6 В) 1:6000
Б) 1:60 Г) 1:600
2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:
В) Северным тропиком К) нулевым меридианом
Б) Южным тропиком И) экватором
3. Длина окружности Земли по экватору:
А) 4400 км И) 400000 км
Д) 40000 км Г) 40040 км
4. Географическая долгота бывает:
М) северной и южной О) южной и восточной
Б) северной и западной Р) западной и восточной
5. От экватора отсчитывается:
С) западная и восточная долгота
Т) северная и южная долгота
В) западная и восточная широта
О) северная и южная широта
6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:
С) глубину океана Д) реки
В) города И) месторождения полезных ископаемых
7. Азимут направления на северо-восток составляет:
У) 0° Ф) 45°
П) 90° Г) 295°
8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:
А) рельефом М) абсолютной высотой
Л) изогипсой Е) относительной высотой
9. Изогипсы – это линии равных:
А) глубин Ж) температур
Р) высот У) скоростей
10. Чем гуще расположены на карте изогипсы, тем склон:
П) выше К) длиннее
А) круче У) ровнее
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние слоя | Температура слоя |
1. | Земная кора | |||
2. | Мантия | |||
3. | Ядро |
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние слоя | Температура слоя |
1. | Земная кора | |||
2. | Мантия | |||
3. | Ядро |
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние слоя | Температура слоя |
1. | Земная кора | |||
2. | Мантия | |||
3. | Ядро |
РАССКАЗ «КОНФЕТА»
Прочитать по ролям : КОЛЯ
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
РАССКАЗ «КОНФЕТА»
Прочитать по ролям : ВАСЯ
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
РАССКАЗ «КОНФЕТА»
Прочитать по ролям : БАБУШКА
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
РАССКАЗ «КОНФЕТА»
Прочитать по ролям
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
+ 6000°С
ядро
+3°С
Мантия
земная кора
5-10 км.
материковая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глобус - модель земного шара.
Конспект урока по географии с элементами коллективной работы....
Конспект урока по географии "Строения Земного шара".
Сформировать представление о внутреннем строении Земли и способы его изучения; дать элементарные представления о земной коре; сформировать понятия «мантия», «ядро», « литосфера»....
презентация к уроку "Облик земного шара"
Представленная презентация используется в курсе 6-го класса «География. Землеведение» при изучении темы «Облик земного шара»Планируемые результаты:1) Учащиеся должны знат...
От плоской Земли к земному шару.
Формирование представлений о форме Земли....
Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)
Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...
Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...
конспект урока по географии 6 класс "Глобус - модель Земного шара"
Планируемые результаты (предметные): Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, ось Земли (ее наклон)....