конспект урока по географии 6 класс "Глобус - модель Земного шара"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Планируемые результаты (предметные):
Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное.
Основные понятия: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.
Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по географии 6 класс Глобус - модель Земного шара. | 432.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет ГЕОГРАФИЯ _Дата Класс 6
Урок
Тема: «Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе».
Практическая работа.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Цели: сформировать знания о глобусе как модели Земли, об условных точках и линиях глобуса; развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя, продолжать развитие умения моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; воспитывать желание применять знания в практической работе и аккуратность при ее выполнении.
Задачи урока:
- Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
- Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
- Познакомить с новыми понятиями: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.
- Находить на глобусе необходимые географические объекты.
- Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
- Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
- Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Планируемые результаты (предметные):
Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное.
Основные понятия: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.
Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.
Оборудование: тетради, карандаши, линейка, контурная карта, глобус, пластилин, ножик для пластилина, карточки для практической работы, ИКТ «глобус – модель Земли», игрушки, лист «Земля – модель – глобус», карта полушарий, глобус стран мира, картинки Солнце, Земля.
Ход урока:
1.Организация класса. (Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Приветствуем гостей, предлагаю сесть правильно, напомнить как правильно отвечать, какое число, месяц у дежурного, правила о порядке на парте.
2. Проверка д/з.
3. Постановка темы урока.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
На предыдущем уроке вы узнали, что Земля планета - Солнечной системы. Земля имеет форму шара. Сегодня тема нашего урока «Глобус - модель Земного шара». Слайд1
Запишите число, месяц, тему в тетрадях.
4.Актуализация знаний учащихся. (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)
Недавно мы с вами снимали видео, где вы отвечали на вопросы: просмотр видео»
Формирование понятий «модель», «глобус».
- Как назвать предметы, лежащие на столе? (лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка )
- На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?
- Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)
- Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)
( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)
- Как вы понимаете значение слова «модель»?
( Модель – это уменьшенное изображение предмета).
Постановка учебной задачи. Достаю глобус на нем наклеенный лист «Земля – модель – глобус»
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками... (глобус) Убираю лист
Вывод: «Глобус - модель Земного шара» Слайд2
5. Работа над новым материалом:
- Сообщение детей: «Как люди думали раньше»
Слайд 3
Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.
Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца и совершал свой путь по небу.
Слайд 4
Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Слайд 5
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Слайд 6
Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.
- Глобус, рис 86 Сообщение детей:
Шар повторяет форму Земли.
Глобусом люди его нарекли.
Вращается шар, как Земля, под наклоном
И объясняет ритмов законы.
Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, когда своими глазами человек увидел из космоса нашу красавицу Землю. И сейчас школьники всех стран изучают свою планету по глобусу.
- Строение. Земная ось, полюс, экватор.
Глобус – объемная уменьшенная модель земного шара. Глобус стоит на подставке и вращается вокруг железной оси, которая проходит в середине глобуса. Глобус немного наклонен. В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца (звезда). Слайд7
(Показ вращения Земли вокруг Солнца). Земля вращается в одном направлении вокруг воображаемой линии, которую называют земной осью. Место выхода земной оси на поверхность называют полюсом. На севере находится Северный полюс, на юге – Южный. Северный полюс самая северная точка Земли, а южный – самая южная точка. Земной шар делит линия пополам на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)
– Это линия экватор – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км.
– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.
– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие)
Слайд8 Сам земной шар не имеет подставки, на нем нельзя увидеть ни оси, ни полюсов, ни линии экватора. Полюса и экватор обозначены только на глобусе и картах, чтобы легче можно было найти нужное место.
Опрос
4. Карты и глобус. Земной шар.
На глобусе теми же условными цветами и знаками, что и на географической карте, обозначено все, что находится на поверхности Земли: океаны, моря, равнины, возвышенности, горы, реки, озера. Поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть сразу весь земной шар.
- Какие бывают глобусы Моряки, щеголи, космонавты…
Глобусы звездного неба: на них изображены созвездия, Млечный путь. Слайд 9
Есть лунный глобус и глобус Марса Слайд10
Глобусы стран мира. Слайд11
Глобусы – “моряки”. Слайд 12
- Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.
- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые
глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. Слайд13
- Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. Слайд14
- Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Слайд 15
Глобус-великан. Глобус-планетарий Слайд16
Петр I привез глобус – великан. Диаметр шара глобуса 319 см. Эта модель сочетает в себе земной глобус с планетарием, на ее поверхности изображена карта Земли, а с внутренней стороны – карта звездного неба. Глобус закреплен на железном стержне. Внутри глобуса, за небольшой дверцей, размещены стол и лавка, на которых одновременно могут разместиться 12 человек для наблюдения суточного движения звездного неба, поскольку глобус вращается. Называется Готторпский глобус-планетарий.
6. Физкультминутка. Слайд17
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
7.Закрепление пройденного. Отгадайте загадку:
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус) Слайд 18
Ответьте на вопросы:
- Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
- Какую форму имеет планета Земля? (Шар)
- Как называется модель Земли? (Глобус)
- Что нарисовано на поверхности глобуса?
- Какими условными цветами на карте изображают сушу, водные объекты?
- Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды)
- Что означает слово глобус?
- Какое строение имеет глобус?
И.р.: ________________________.
Игра «Да – нет» (Цель: закрепить знания о модели Земли.)
– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.
На глобусе можно увидеть линию экватора. (Да)
На глобусе можно увидеть Северный полюс. (Да)
На глобусе можно увидеть Южный полюс. ( Да)
Линия экватора на земной поверхности на самом деле существует. (Нет)
Длина экватора составляет 100 км.(Нет)
Длина экватора составляет 40000 км. (Да)
Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (Да).
На самом деле земная ось существует. (Нет)
Задание в тетрадях. Выписать в таблицу только чётные числа в порядке
возрастания. Под ними написать соответствующие им буквы. Слайд 19
2 | 1 | 12 | 4 | 5 | 8 | 14 | 6 | 7 | 10 | 13 |
Э | Т | О | К | У | А | Р | В | Б | Т | Д |
Ответ:
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 |
Э | К | В | А | Т | О | Р |
(слайд – таблица с правильными ответами)
Прочитайте полученное слово
Практическая работа. Слайд 20
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).
Оборудование: тетради, карточки для выполнения пр.р., пластилин, ножик для пластилина, карандаш, несколько кругов разных диаметром.
Ход работы: Ваша задача – из пластилина вырезать, ножиком для пластилина, круг соответствующий рисунку на карточке, подписать географические объекты на карточке: Северный полюс, Южный полюс, экватор, земная ось, Южное полушарие, Северное полушарие (перед тем как выполнять работу, выходит ребенок и показует И.р.: ______________________)
Проверка тетрадей. И.р.: ________________ ,
На рисунке покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, экватор, земную ось.
Слайд 21 Самопроверка
8. Итог урока.
1. Назовите тему урока.
2. С каким устройством вы сегодня познакомились?
3. Что такое глобус?
4. Почему его называют моделью земного шара?
1Видео с вопросами
Посмотрев видео. Как вы думаете, после урока вы знаете больше? На вопросы, которые я вам задавала, вы можете теперь ответить?
2 Игра «10 секунд»
– Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.
Выставление оценок.
9.Дом.задание. ( стр. 100-102, читать отвечать на вопросы, 86 рис.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)
Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...
Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...
Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...
Открытый урок по географии, в школе VIII вида в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара".
Материал представлен в виде конспекта урока....
Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Презентация к уроку географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Конспект урока на тему "Глобус-модель земного шара"
Конспект урока на тему "Глобус-модель земного шара"...