конспект урока по географии 6 класс "Глобус - модель Земного шара"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Улько Инна Николаевна

Планируемые результаты (предметные):

Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное.

Основные понятия: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.

Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет ГЕОГРАФИЯ     _Дата               Класс  6

Урок

Тема: «Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе». 

Практическая работа.

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Цели: сформировать знания о глобусе как модели Земли, об условных точках и линиях глобуса; развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя, продолжать развитие умения моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; воспитывать желание применять знания в практической работе и аккуратность при ее выполнении.

Задачи урока:

  • Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
  • Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  • Познакомить с новыми понятиями: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.
  • Находить на глобусе необходимые географические объекты.
  • Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
  • Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
  • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты (предметные):

Знания: Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, ось Земли (ее наклон). Деление земного шара на полушария - Северное и Южное.

Основные понятия: глобус, полюса, экватор, полушария Земли, ось Земли.

Умения: проводить исследования и извлекать нужную информацию из научно-популярного текста.

Оборудование: тетради, карандаши, линейка, контурная карта, глобус, пластилин, ножик для пластилина, карточки для практической работы, ИКТ «глобус – модель Земли», игрушки, лист «Земля – модель – глобус», карта полушарий, глобус стран мира, картинки Солнце, Земля.

Ход урока:

1.Организация класса. (Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Приветствуем гостей, предлагаю сесть правильно, напомнить как правильно отвечать, какое число, месяц у дежурного, правила о порядке на парте.

2. Проверка д/з.

3. Постановка темы урока.

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

На предыдущем уроке вы узнали,  что Земля планета -  Солнечной системы. Земля имеет форму шара. Сегодня тема нашего  урока «Глобус - модель Земного шара».  Слайд1

Запишите число, месяц,  тему в тетрадях.

4.Актуализация знаний учащихся. (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели) 

Недавно мы с вами снимали видео, где вы отвечали на вопросы: просмотр видео»

Формирование понятий «модель», «глобус». 
- Как назвать предметы, лежащие на столе? (лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка ) 
- На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка? 
- Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой) 
- Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером) 
( Дети пробуют сформулировать понятие «модель») 
- Как вы понимаете значение слова «модель»? 
( Модель – это уменьшенное изображение предмета). 

Постановка учебной задачи. Достаю глобус на нем наклеенный лист «Земля – модель – глобус»

У меня в ладонях страны, 
Реки, горы, океаны. 
Догадались, в чём тут фокус? 
Я держу руками... (глобус)
Убираю лист

Вывод: «Глобус - модель Земного шара»  Слайд2

5. Работа над новым материалом: 

  1. Сообщение детей: «Как люди думали раньше»

[kit[1].jpg]   Слайд 3

      Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.  
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. 

     Древние греки представляли себе Землю плоской.  Землю они считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца   и совершал свой путь по небу. 

[49cf8e04d157[1].jpg] Слайд 4

     Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката. 

egipt Слайд 5

     Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 

[india[1].jpg]Слайд 6


     Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.  

  1. Глобус, рис 86  Сообщение детей:     

Шар повторяет форму Земли.

Глобусом люди его нарекли.

Вращается шар, как Земля, под наклоном

И объясняет ритмов законы.

     Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, когда своими глазами человек увидел из космоса нашу красавицу Землю. И сейчас школьники всех стран   изучают свою планету по глобусу.

  1.  Строение. Земная ось, полюс, экватор.

    Глобус – объемная уменьшенная модель земного шара. Глобус стоит на подставке и вращается вокруг железной оси, которая проходит в середине глобуса.  Глобус немного наклонен. В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца (звезда). Слайд7

(Показ вращения Земли вокруг Солнца). Земля вращается в одном направлении вокруг воображаемой линии, которую называют земной осью. Место выхода земной оси на поверхность называют полюсом. На севере находится Северный полюс, на юге – Южный. Северный полюс самая северная точка Земли, а южный – самая южная точка. Земной шар делит линия пополам на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)

– Это линия экватор – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км.  

– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.
– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? 
(Южный полюс и южное полушарие)

Слайд8 Сам земной шар не имеет подставки, на нем нельзя увидеть  ни оси, ни полюсов, ни линии экватора. Полюса и экватор обозначены только на глобусе и картах, чтобы легче можно было найти нужное место.

Опрос
4.  Карты и глобус. Земной шар.

     На глобусе теми же условными цветами и знаками, что и на географической карте, обозначено все, что находится на поверхности Земли: океаны, моря, равнины, возвышенности, горы, реки, озера. Поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть сразу весь земной шар.

  1. Какие бывают глобусы Моряки, щеголи, космонавты…

Глобусы звездного неба: на них изображены созвездия, Млечный путь. Слайд 9

Есть лунный глобус и глобус Марса Слайд10

 Глобусы стран мира. Слайд11

Глобусы – “моряки”. Слайд 12
- Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. 
- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые 
глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. 
Слайд13
- Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. 
Слайд14
- Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы.
Слайд 15

Глобус-великан. Глобус-планетарий  Слайд16

Петр I привез глобус – великан. Диаметр шара глобуса 319 см. Эта модель сочетает в себе земной глобус с планетарием, на ее поверхности изображена карта Земли, а с внутренней стороны – карта звездного неба. Глобус закреплен на железном стержне. Внутри глобуса, за небольшой дверцей, размещены стол и лавка, на которых одновременно могут разместиться 12 человек для наблюдения суточного движения звездного неба, поскольку глобус вращается. Называется Готторпский глобус-планетарий.

 6.  Физкультминутка. Слайд17
На ноге стоит одной, 
Крутит-вертит головой. 
Нам показывает страны, 
Реки, горы, океаны. 
Ты как глобус покрутись, 
А теперь остановись!

7.Закрепление пройденного. Отгадайте загадку: 

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь. 
(Глобус) Слайд 18

Ответьте на вопросы:

  • Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  • Какую форму имеет планета Земля? (Шар)
  • Как называется модель Земли? (Глобус)
  • Что нарисовано на поверхности глобуса?
  • Какими условными цветами на карте изображают сушу, водные объекты?
  • Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды)
  • Что означает слово глобус?
  • Какое строение имеет глобус?

И.р.: ________________________.

Игра «Да – нет» (Цель: закрепить знания о модели Земли.)

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

На глобусе можно увидеть линию экватора. (Да)

На глобусе можно увидеть Северный полюс. (Да)

На глобусе можно увидеть Южный  полюс. ( Да)
Линия  экватора на земной поверхности  на самом деле существует. 
(Нет)
Длина экватора составляет 100 км.(Нет)
Длина экватора составляет 40000 км.
(Да)

Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (Да)

             На самом деле земная ось существует. (Нет)
   Задание в тетрадях. Выписать в таблицу только чётные числа в порядке

     возрастания. Под ними написать соответствующие им буквы. Слайд 19

2

1

12

4

5

8

14

6

7

10

13

Э

Т

О

К

У

А

Р

В

Б

Т

Д

Ответ:

2

4

6

8

10

12

14

Э

К

В

А

Т

О

Р

(слайд – таблица с правильными ответами)

Прочитайте полученное слово

Практическая работа. Слайд 20

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

Оборудование: тетради, карточки для выполнения пр.р., пластилин, ножик для пластилина, карандаш, несколько кругов разных диаметром.

Ход работы: Ваша задача – из пластилина вырезать, ножиком для пластилина, круг соответствующий рисунку на карточке, подписать географические объекты на карточке: Северный полюс, Южный полюс, экватор, земная ось, Южное полушарие, Северное полушарие (перед тем как выполнять  работу, выходит ребенок и показует  И.р.: ______________________)

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/9/1/6288192.jpg

Проверка тетрадей. И.р.: ________________ ,

На рисунке   покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, экватор, земную ось. 

Слайд 21 Самопроверка

8. Итог урока.

1. Назовите тему урока.

2. С каким устройством вы сегодня познакомились?

3. Что такое глобус?

4. Почему его называют моделью земного шара?

1Видео с вопросами

Посмотрев  видео. Как вы думаете,  после урока вы знаете больше? На вопросы, которые я вам задавала, вы можете теперь ответить?

2 Игра «10 секунд»

– Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.

Выставление оценок.

 9.Дом.задание. ( стр. 100-102, читать отвечать на  вопросы, 86 рис.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)

Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...

Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"

Конспект урока по географии  рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...

Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"

Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...

Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока на тему "Глобус-модель земного шара"

Конспект урока на тему "Глобус-модель земного шара"...