Глобус - модель земного шара.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Конспект урока по географии с элементами коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_globus.docx | 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глобус - модель земного шара».
Цели и задачи урока:
- Закрепить понимание учащимися о шарообразности Земли.
- Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.
- Способствовать формированию понятий: «глобус-модель земного шара», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».
- Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
- Развивать мышление, внимание, память, коммуникативным навыки взаимодействия в группе, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
- Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.
Оборудование: мультимедийный проектор, 2 глобуса, стикер наклеивающийся в виде флажка, раздаточный материал для 2х групп.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте дети! Сегодня на уроке географии, мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.
Начинается урок,
И пойдет он всем нам впрок,
Постарайся все понять,
Учись тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
II. Проверка домашнего задания.
- Но прежде чем наш полёт начнётся, нам необходимо собрать команду, которая будет готова к полёту. А для этого давайте ответим на вопросы:
- Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
- Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе? (12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)
- Что такое звезда?
- Что такое солнечная система?
- Что такое планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы).
- Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
- Какие планеты солнечной системы вы знаете?
- Молодцы! Все справились и наш космический корабль готов к путешествию!
Внимание, взлет!
И наша ракета
Помчится вперед!
Как говорил Гагарин:
«Поехали!»
III. Сообщение темы урока.
- Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 91, посмотрите не рис. 79. Какой мы видим землю из космоса? Каким она цветом? Какой формы? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли? (Глобус).
Тема урока: Глобус – модель земного шара.
- С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?
- Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
III. Работа по теме урока.
- Отгадайте загадку, о чем она?
Он Земли изображение
И не любит искажения (Глобус) .
- Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? ( Круглый, шарообразный, шар.
- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.
Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
- А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.
- Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).
- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).
- Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.
Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.
Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.
Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
- Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).
- А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).
- Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.
- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).
IV. Физкультминутка
- А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
V. Практическая работа
- Сейчас мы с вами переместимся в космическую лабораторию и проведём несколько исследований. Перед этим прошу вас разделиться на 2 группы. Практическая работа (по группам):
- Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс).
- Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?
- Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
- Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
- Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
- Если вы выполнили задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. (Эта линия называется ЭКВАТОР).
- Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
- Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки).
- Кто знает их названия?( Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида)).
- На какой полюс показывает стрелка компаса? (Северный).
- Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
- Какие ещё есть линии на глобусе?( На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии).
- Есть ли такие линии на земле? (Таких линий на Земле нет).
- Как называются линии на глобусе, которые, как пояски? (Параллели).
- А как называются линии, которые идут сверху вниз? ( Меридианы).
- Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.
VI. Загадки.
- Внимание! Внимание! Борт-проводник получил из космоса послание от инопланетян:
- Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)
На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)
VII. Работа в группах.
- Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать.
Модель Земли - _________________ .
Это слово в переводе с латинского означает_____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков.
Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
- Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю. О чём говорят нам последнее предложение?
Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского
«Ты береги нас».
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
- Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.
VIII. Домашнее задание.
Стр.
- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.
IX. Итог урока:
- С чем познакомились на уроке?
- Что нового узнали?
- А что же такое глобус?
- Вам понравился урок?
X. Рефлексия
У каждого ребенка рисунок инопланетянина.
- Красный инопланетянин - на уроке было интересно, легко.
- Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.
- Коричневый инопланетянин - на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.
Модель Земли - это _________________ .
Это слово в переводе с латинского означает_____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________.
Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
Модель Земли - это _________________ .
Это слово в переводе с латинского означает_____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________.
Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)
Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...
Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...
Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...
Открытый урок по географии, в школе VIII вида в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара".
Материал представлен в виде конспекта урока....
Глобус-модель земного шара
Урок географии в 5 классе с использованием данной презентации позволит активизировать внимание учащихся и способствовать развитию творческого мышления. Урок организован таким образом, что практически ...
Глобус - модель земного шара
Глобус - модель земного шара...
Глобус - модель земного шара
Конспект урока географии в 6 классе длч школы 8 вида....