Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО)
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО). УМК А.П. Кузнецова и Э.В. Ким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе образования география как учебный предметзанимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (на выбор учителя):
- Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
- Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
- Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
- Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
- Характеристика политико-географического положения страны.
- Характеристика экономико-географического положения страны.
- Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
- Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
- Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
- Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
- Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
- Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
- Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
- Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
- Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
- Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
- Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
- Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
- Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
- Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
- Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
- Анализ международных экономических связей страны.
- Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
- Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
- Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
- Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
- Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
- Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
- Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю в 10 и 11 классах
10 класс (34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (24 часа) | ||
1/1 | География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации | 1 |
Тема 1. Природа и человек в современном мире (3 часа) | ||
2/1 | Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития | 1 |
3/2 | Взаимодействие общества и природной среды | 1 |
4/3 | География природопользования | 1 |
Тема 2. Население мира (6 часов) | ||
5/1 | Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения | 1 |
6/2 | Географический рисунок мирового расселения | 1 |
7/3 | Человечество – мозаика рас и народов | 1 |
8/4 | Современная география религий | 1 |
9/5 | Уровень и качество жизни населения | 1 |
10/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Население мира» | 1 |
Тема 3. География мирового хозяйства (14 часов) | ||
11/1 | Особенности развития современного мирового хозяйства | 1 |
12/2 | Факторы размещения хозяйства | 1 |
13/3 | «Кто есть кто» в мировой экономике | 1 |
14/4 | Мировое аграрное производство | 1 |
15/5 | Горнодобывающая промышленность мира | 1 |
16/6 | Обрабатывающая промышленность мира | 1 |
17/7 | Непроизводственная сфера мирового хозяйства | 1 |
18/8 | Мировая транспортная система | 1 |
19/9 | Современная информационная экономика | 1 |
20/10 | Современные мирохозяйственные связи | 1 |
21/11 | Внешняя торговля товарами | 1 |
22/12 | Международные финансовые отношения | 1 |
23/13 | Международный туризм | 1 |
24/14 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «География мирового хозяйства» | 1 |
Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (10 часов) | ||
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира (2 часа) | ||
25/1 | Общая характеристика регионов и стран мира | 1 |
26/2 | Геополитический образ мира | 1 |
Тема 5. Зарубежная Европа (8 часов) | ||
27/1 | Зарубежная Европа в современном мире | 1 |
28/2 | Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека | 1 |
29/3 | Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы» | 1 |
30/4 | Средняя Европа. Многоликая Франция | 1 |
31/5 | Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности | 1 |
32/6 | Южная Европа. Италия на мировых рынках | 1 |
33/7 | Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке Европы | 1 |
34/8 | Итоговая контрольная работа | 1 |
11 класс (34 часа)
Продолжение курса
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (28 часов) | ||
Тема 6. Зарубежная Азия (11 часов) | ||
1/1 | Географическое наследие Азии | 1 |
2/2 | Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования | 1 |
3/3 | «Азиатский тип» населения | 1 |
4/4 | Зарубежная Азия в современном мире | 1 |
5/5 | Региональное деление Азии. Юго-западная Азия. Турция | 1 |
6/6 | Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира | 1 |
7/7 | Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна-архипелаг | 1 |
8/8 | Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие | 1 |
9/9 | Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо» | 1 |
10/10 | Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна | 1 |
11/11 | Центральная Азия и Закавказье | 1 |
Тема 7. Америка (8 часов) | ||
12/1 | Америка в современном мире | 1 |
13/2 | Географическое наследие Америки | 1 |
14/3 | Население и география культур Америки | 1 |
15/4 | Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США | 1 |
16/5 | Индустриализация в Латинской Америке | 1 |
17/6 | Бразилия – латиноамериканский гигант | 1 |
18/7 | Мезоамерика – территория на стыке двух Америк | 1 |
19/8 | Обобщение, повторение и контроль знаний по темам «Зарубежная Азия», «Америка» | 1 |
Тема 8. Африка (4 часа) | ||
20/1 | Африка в современном мире | 1 |
21/2 | Географическое наследие Африки | 1 |
22/3 | Географическая специфика Африки | 1 |
23/4 | Географические субрегионы Африки. ЮАР | 1 |
Тема 9. Австралия и Океания (2 часа) | ||
24/1 | Австралия и Океания в современном мире | 1 |
25/2 | Географическая специфика Австралии и Океании | 1 |
Тема 10. Россия (3 часа) | ||
26/1 | Геополитическое положение России | 1 |
27/2 | Россия в мировой экономике | 1 |
28/3 | Обобщение, повторение и контроль знаний по темам «Африка», «Австралия и Океания», «Россия» | 1 |
Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 часа) | ||
29/1 | Общая характеристика глобальных проблем. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития | 1 |
30/2 | Проблема демилитаризации и сохранения мира | 1 |
31/3 | Глобальная продовольственная проблема | 1 |
32-34/ 1-3 | Повторение и обобщение курса средней школы | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-440047-1399970084.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы(ФГОС).
Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы. РПУП разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого прика...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-13450-1488041710.jpg)
Рабочая программа учебного предмета ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-13450-1488041710.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» в 6 классе (ФГОС)
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-1355929-1634571301.jpg)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО). УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева....