Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО)
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО). УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-9_kl._geografiya.docx | 80.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад КратесаМалосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп:Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (на выбор учителя):
- Работа с картой «Имена на карте».
- Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
- Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
- Определение координат географических объектов по карте.
- Определение положения объектов относительно друг друга:
- Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
- Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
- Определение азимута.
- Ориентирование на местности.
- Составление плана местности.
- Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
- Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
- Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
- Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
- Описание объектов гидрографии.
- Ведение дневника погоды.
- Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
- Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
- Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
- Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
- Изучение природных комплексов своей местности.
- Описание основных компонентов природы океанов Земли.
- Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
- Описание основных компонентов природы материков Земли.
- Описание природных зон Земли.
- Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
- Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
- Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
- Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
- Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
- Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
- Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
- Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
- Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
- Описание элементов рельефа России.
- Построение профиля своей местности.
- Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
- Описание объектов гидрографии России.
- Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
- Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
- Описание характеристики климата своего региона.
- Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
- Описание основных компонентов природы России.
- Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
- Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
- Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
- Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.
- Определение особенностей размещения крупных народов России.
- Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
- Чтение и анализ половозрастных пирамид.
- Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
- Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
- Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
- Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
- Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
- Описание основных компонентов природы своей местности.
- Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
- Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
- Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.
- Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
- Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.
- Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю в 5 и 6 классах; 2 часа в неделю в 7, 8 и 9 классах
5 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Раздел I. КАК УСТРОЕН НАШ МИР (10 часов) | ||
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов) | ||
1/1 | Представления об устройстве мира | 1 |
2/2 | Звёзды и галактики | 1 |
3/3 | Солнечная система | 1 |
4/4 | Луна – спутник Земли | 1 |
5/5 | Земля – планета Солнечной системы | 1 |
Тема 2. Облик Земли (5 часов) | ||
6/1 | Облик земного шара | 1 |
7/2 | Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли | 1 |
8/3 | Параллели и меридианы. Градусная сеть | 1 |
9/4 | Практическая работа №1 «Глобус как источник географической информации» | 1 |
10/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу I«Как устроен наш мир» | 1 |
Раздел II. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (8 часов) | ||
Тема 3. Изображение Земли (2 часа) | ||
11/1 | Способы изображения земной поверхности | 1 |
12/2 | История географической карты | 1 |
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов) | ||
13/1 | Географические открытия древности | 1 |
14/2 | Географические открытия Средневековья | 1 |
15/3 | Великие географические открытия | 1 |
16/4 | В поисках Южной Земли | 1 |
17/5 | Исследования океана и внутренних частей материков. Практическая работа №2 «Записки путешественников, литературные произведения как источники географической информации» | 1 |
18/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу II «Развитие географических знаний о земной поверхности» | 1 |
Раздел III. КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА (16 часов) | ||
Тема 5. Литосфера (5 часов) | ||
19/1 | Внутреннее строение Земли | 1 |
20/2 | Горные породы и их значение для человека | 1 |
21/3 | Практическая работа №3 «Работа с коллекцией горных пород и минералов» | 1 |
22/4 | Рельеф и его значение для человека | 1 |
23/5 | Основные формы рельефа | 1 |
Тема 6. Гидросфера (3 часа) | ||
24/1 | Мировой круговорот воды | 1 |
25/2 | Мировой океан и его части | 1 |
26/3 | Гидросфера – кровеносная система Земли | 1 |
Тема 7. Атмосфера (3 часа) | ||
27/1 | Атмосфера Земли и её значение для человека | 1 |
28/2 | Погода | 1 |
29/3 | Практическая работа №4 «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой» | 1 |
Тема 8. Биосфера (3 часа) | ||
30/1 | Биосфера – живая оболочка Земли | 1 |
31/2 | Практическая работа №5 «Экскурсия в природу» | 1 |
32/3 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу III«Как устроена наша планета» | 1 |
Тема 9. Природа и человек (2 часа) | ||
33/1 | Воздействие человека на природу | 1 |
34/2 | Урок итогового контроля за курс «Землеведение» в 5 классе | 1 |
6 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Раздел IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 часа) | ||
1/1 | Вращение Земли и его следствия | 1 |
2/2 | Географические координаты | 1 |
3/3 | Практическая работа №1 «Определение географических координат точки по глобусу» | 1 |
Раздел V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (6 часов) | ||
4/1 | План местности | 1 |
5/2 | Ориентирование по плану местности в природе и в населённом пункте | 1 |
6/3 | Практическая работа №2 «Составление плана местности» | 1 |
7/4 | Многообразие карт | 1 |
8/5 | Практическая работа №3 «Работа с картой» | 1 |
9/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделам IV и V «Земля во Вселенной» и «Путешествия и их географическое отражение» | 1 |
Раздел VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (18 часов) | ||
Тема 10. Планета воды (2 часа) | ||
10/1 | Свойства вод Мирового океана | 1 |
11/2 | Движение вод в Мировом океане | 1 |
Тема 11. Внутреннее строение Земли (3 часа) | ||
12/1 | Движение литосферных плит | 1 |
13/2 | Землетрясения: причины и последствия | 1 |
14/3 | Вулканы | 1 |
Тема 12. Рельеф суши (3 часа) | ||
15/1 | Изображение рельефа на планах местности и географических картах | 1 |
16/2 | Горы | 1 |
17/3 | Равнины | 1 |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (6 часов) | ||
18/1 | Температура воздуха | 1 |
19/2 | Атмосферное давление. Ветер | 1 |
20/3 | Облака и атмосферные осадки | 1 |
21/4 | Погода и климат | 1 |
22/5 | Практическая работа №4 «Работа с климатическими картами» | 1 |
23/6 | Практическая работа №5 «Наблюдения за погодой» | 1 |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли (4 часа) | ||
24/1 | Реки в природе и на географических картах | 1 |
25/2 | Озёра | 1 |
26/3 | Подземные воды. Болота. Ледники | 1 |
27/4 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу VI «Природа Земли» | 1 |
Раздел VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ (7 часов) | ||
Тема 15. Живая планета (2 часа) | ||
28/1 | Закономерности распространения живых организмов на Земле | 1 |
29/2 | Почва как особое природное тело | 1 |
Тема 16. Географическая оболочка и её закономерности (3 часа) | ||
30/1 | Понятие о географической оболочке | 1 |
31/2 | Природные комплексы как части географической оболочки | 1 |
32/3 | Природные зоны Земли | 1 |
Тема 17. Природа и человек (2 часа) | ||
33/1 | Стихийные бедствия и человек | 1 |
34/2 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу VII «Географическая оболочка – среда жизни» | 1 |
7 КЛАСС (68 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
ВВЕДЕНИЕ (5 часов) | ||
1/1 | География в современном мире | 1 |
2/2 | Материки, части света и страны | 1 |
3/3 | Разнообразие стран современного мира | 1 |
4/4 | Практическая работа №1 «Источники страноведческой информации» | 1 |
5/5 | Практическая работа №1 (продолжение) «Карта – один из основных источников страноведческой информации» | 1 |
Раздел I. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (8 часов) | ||
Тема 1. Население мира (5 часов) | ||
6/1 | Расселение человека по земному шару | 1 |
7/2 | Численность и размещение населения мира | 1 |
8/3 | Человеческие расы | 1 |
9/4 | Народы мира | 1 |
10/5 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира | 1 |
Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 часа) | ||
11/1 | Возникновение и развитие хозяйства | 1 |
12/2 | Современное хозяйство мира | 1 |
13/3 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу I «Земля – планета людей» | 1 |
Раздел II. ОКЕАНЫ, МАТЕРИКИ И СТРАНЫ МИРА (52 часа) | ||
Тема 3. Океаны (6 часов) | ||
14/1 | Мировой океан и его значение для человечества | 1 |
15/2 | Атлантический океан – самый молодой и освоенный | 1 |
16/3 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана | 1 |
17/4 | Тихий океан – самый большой и глубокий | 1 |
18/5 | Северный Ледовитый океан – самый маленький и холодный | 1 |
19/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Океаны» | 1 |
Тема 4. Евразия. Общая характеристика (4 часа) | ||
20/1 | Евразия. Географическое положение | 1 |
21/2 | Рельеф Евразии | 1 |
22/3 | Климат Евразии | 1 |
23/4 | Внутренние воды и природные зоны Евразии | 1 |
Тема 5. Европа (11 часов) | ||
24/1 | Северная Европа | 1 |
25/2 | Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия) | 1 |
26/3 | Франция и страны Бенилюкса | 1 |
27/4 | Германия и Альпийские страны | 1 |
28/5 | Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии | 1 |
29/6 | Белоруссия, Украина и Молдавия | 1 |
30/7 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове | 1 |
31/8 | Страны на Апеннинском полуострове | 1 |
32/9 | Дунайские и Балканские страны | 1 |
33/10 | Россия – самая большая по площади страна мира | 1 |
34/11 | Природа, население и хозяйство России | 1 |
Тема 6. Азия (8 часов) | ||
35/1 | Закавказье | 1 |
36/2 | Юго-Западная Азия | 1 |
37/3 | Центральная Азия | 1 |
38/4 | Китай и Монголия | 1 |
39/5 | Япония и страны на Корейском полуострове | 1 |
40/6 | Южная Азия | 1 |
41/7 | Юго-Восточная Азия | 1 |
42/8 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Евразия» | 1 |
Тема 7. Африка (6 часов) | ||
43/1 | Общая характеристика Африки | 1 |
44/2 | Северная Африка | 1 |
45/3 | Западная и Центральная Африка | 1 |
46/4 | Восточная Африка | 1 |
47/5 | Южная Африка | 1 |
48/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Африка» | 1 |
Тема 8. Америка – Новый Свет (9 часов) | ||
49/1 | Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика | 1 |
50/2 | Канада | 1 |
51/3 | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США | 1 |
52/4 | Население и хозяйство США | 1 |
53/5 | Центральная Америка и Вест-Индия | 1 |
54/6 | Бразилия | 1 |
55/7 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили | 1 |
56/8 | Лаплатские страны | 1 |
57/9 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Америка – Новый Свет» | 1 |
Тема 9. Австралия и Океания (4 часа) | ||
58/1 | Географическое положение и природа Австралии | 1 |
59/2 | Австралийский Союз | 1 |
60/3 | Океания | 1 |
61/4 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Австралия и Океания» | 1 |
Тема 10. Полярные области Земли (3 часа) | ||
62/1 | Полярные области Земли | 1 |
63/2 | Антарктика | 1 |
64/3 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу II «Океаны, материки и страны мира» | 1 |
Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ПЛАНЕТА: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (4 часа) | ||
65/1 | История изменения природы Земли человеком | 1 |
66/2 | Изменение человеком природы материков | 1 |
67/3 | Обобщение, повторение по курсу «География. Страноведение. 7 класс» | 1 |
68/4 | Контроль знаний по курсу «География. Страноведение. 7 класс» | 1 |
8 КЛАСС (68 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||
1/1 | Зачем мы изучаем географию России | 1 |
Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 часов) | ||
2/1 | Россия на карте мира | 1 |
3/2 | Границы России | 1 |
4/3 | Россия на карте часовых поясов | 1 |
5/4 | Формирование территории России | 1 |
6/5 | Географическое изучение территории России | 1 |
7/6 | Географическое районирование | 1 |
8/7 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу I «Пространства России» | 1 |
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (41 час) | ||
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов) | ||
9/1 | Строение земной коры (литосферы) на территории России | 1 |
10/2 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 |
11/3 | Современное развитие рельефа | 1 |
12/4 | Использование недр | 1 |
13/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Рельеф и недра» | 1 |
Тема 2. Климат (6 часов) | ||
14/1 | Общая характеристика климата России | 1 |
15/2 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны | 1 |
16/3 | Распределение температур и осадков | 1 |
17/4 | Типы климата нашей страны | 1 |
18/5 | Климат и человек | 1 |
19/6 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Климат» | 1 |
Тема 3. Богатство внутренних вод России (5 часов) | ||
20/1 | Реки | 1 |
21/2 | Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники | 1 |
22/3 | Болота | 1 |
23/4 | Человек и вода | 1 |
24/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Богатство внутренних вод России» | 1 |
Тема 4. Почвы – национальное достояние России (5 часов) | ||
25/1 | Почвы – «особое природное тело» | 1 |
26/2 | География почв России | 1 |
27/3 | Почвы и урожай | 1 |
28/4 | Рациональное использование и охрана почв | 1 |
29/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Почвы – национальное достояние России» | 1 |
Тема 5. В природе всё взаимосвязано (4 часа) | ||
30/1 | Понятие о природном территориальном комплексе | 1 |
31/2 | Свойства природных территориальных комплексов | 1 |
32/3 | Человек в ландшафте | 1 |
33/4 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «В природе всё взаимосвязано» | 1 |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (11 часов) | ||
34/1 | Учение о природных зонах | 1 |
35/2 | Арктика | 1 |
36/3 | Субарктика | 1 |
37/4 | Таёжная зона | 1 |
38/5 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 |
39/6 | Лесостепи и степи | 1 |
40/7 | Полупустыни, пустыни, субтропики | 1 |
41/8 | «Многоэтажность» природы гор | 1 |
42/9 | Человек и горы | 1 |
43/10 | Физико-географические страны | 1 |
44/11 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 |
Тема 7. Природопользование и охрана природы (5 часов) | ||
45/1 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 |
46/2 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 |
47/3 | Охрана природы и охраняемые территории | 1 |
48/4 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Природопользование и охрана природы» | 1 |
49/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу II «Природа и человек» | 1 |
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (19 часов) | ||
Тема 8. Сколько нас – россиян? (2 часа) | ||
50/1 | Численность населения | 1 |
51/2 | Воспроизводство населения | 1 |
Тема 9. Кто мы? (2 часа) | ||
52/1 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 |
53/2 | Возрастной состав населения России | 1 |
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа) | ||
54/1 | Миграции населения в России | 1 |
55/2 | Внешние миграции – в Россию и из неё | 1 |
56/3 | Территориальная подвижность населения | 1 |
Тема 11. Человек и труд (1 час) | ||
57/1 | География рынка труда | 1 |
Тема 12. Народы и религии России (3 часа) | ||
58/1 | Этнический состав населения | 1 |
59/1 | Этническая мозаика России | 1 |
60/1 | Религии народов России | 1 |
Тема 13. Где и как живут люди? (8 часов) | ||
61/1 | Плотность населения | 1 |
62/2 | Расселение и урбанизация | 1 |
63/3 | Города России | 1 |
64/4 | Сельская Россия | 1 |
65/5 | Обобщение, повторение и контроль знаний по разделу III «Население России» | 1 |
66/6 | Обобщение, повторение по курсу «География России. Природа и население. 8 класс» | 1 |
67/7 | Контроль знаний по курсу «География России. Природа и население. 8 класс» | 1 |
68/8 | Обобщение знаний | 1 |
9 КЛАСС (68 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||
1/1 | Введение | 1 |
Раздел I. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (19 часов) | ||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства (3 часа) | ||
2/1 | Понятие хозяйства. Его структура | 1 |
3/2 | Этапы развития хозяйства | 1 |
4/3 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Общая характеристика хозяйства» | 1 |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов) | ||
5/1 | Сельское хозяйство. Растениеводство | 1 |
6/2 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | 1 |
7/3 | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность | 1 |
8/4 | Лесной комплекс | 1 |
9/5 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность | 1 |
10/6 | Электроэнергетика | 1 |
11/7 | Металлургический комплекс | 1 |
12/8 | Машиностроительный комплекс | 1 |
13/9 | Химическая промышленность | 1 |
14/10 | Транспорт | 1 |
15/11 | Информационная инфраструктура | 1 |
16/12 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 1 |
17/13 | Территориальное (географическое) разделение труда | 1 |
18/14 | Обобщение и повторение по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» | 1 |
19/15 | Контроль знаний по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» | 1 |
20/16 | Итоговый урок по разделу I «Хозяйство России» | 1 |
Раздел II. РАЙОНЫ РОССИИ (45 часов) | ||
Тема 3. Европейская часть России (28 часов) | ||
21/1 | Восточно-Европейская равнина | 1 |
22/2 | Волга | 1 |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ | ||
23/3 | Центральная Россия: состав, географическое положение | 1 |
24/4 | Центральный район: особенности населения | 1 |
25/5 | Хозяйство Центрального района | 1 |
26/6 | Москва – столица России | 1 |
27/7 | Города Центрального района | 1 |
28/8 | Центрально-Чернозёмный район | 1 |
29/9 | Волго-Вятский район | 1 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН | ||
30/10 | Географическое положение и природа | 1 |
31/11 | Города на старых водных торговых путях | 1 |
32/12 | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России | 1 |
33/13 | Санкт-Петербург – «вторая столица» России | 1 |
34/14 | Калининградская область | 1 |
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР | ||
35/15 | Географическое положение и природа | 1 |
36/16 | Этапы развития хозяйства | 1 |
37/17 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | 1 |
ПОВОЛЖЬЕ | ||
38/18 | Географическое положение и природа | 1 |
39/19 | Население и хозяйство | 1 |
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ | ||
40/20 | Крым | 1 |
41/21 | Природные условия Северного Кавказа | 1 |
42/22 | Хозяйство Северного Кавказа | 1 |
43/23 | Народы Северного Кавказа | 1 |
44/24 | Южные моря России | 1 |
УРАЛ | ||
45/25 | Географическое положение и природа | 1 |
46/26 | Этапы развития и современное хозяйство | 1 |
47/27 | Население и города Урала. Проблемы района | 1 |
48/28 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Европейская часть России» | 1 |
Тема 4. Азиатская часть России (16 часов) | ||
49/1 | Природа Сибири | 1 |
50/2 | Природа и ресурсы гор юга Сибири | 1 |
51/3 | Арктические моря | 1 |
52/4 | Население Сибири | 1 |
53/5 | Хозяйственное освоение Сибири | 1 |
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ | ||
54/6 | Природные условия и ресурсы | 1 |
55/7 | Хозяйство района | 1 |
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ | ||
56/8 | Природные условия и ресурсы | 1 |
57/9 | Байкал | 1 |
58/10 | Хозяйство района | 1 |
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК | ||
59/11 | Формирование территории | 1 |
60/12 | Природные условия и ресурсы | 1 |
61/13 | Моря Тихого океана | 1 |
62/14 | Население района | 1 |
63/15 | Хозяйство района | 1 |
64/16 | Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Азиатская часть России» | 1 |
Россия в мире | ||
65/1 | Россия в мире | 1 |
66 | Обобщение, повторение по курсу «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» | 1 |
67-68/ 1-2 | Повторение и обобщение курса основной школы | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы(ФГОС).
Рабочая программа учебного предмета «География», 5-9 классы. РПУП разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого прика...
Рабочая программа учебного предмета ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» в 6 классе (ФГОС)
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образова...
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО). УМК А.П. Кузнецова и Э.В. Ким....