программа по внеурочной деятельности «Карта- второй язык географии» (для подготовки 9 кл. к ГИА)
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)
Пояснительная записка
Тематическое планирование
Учебно- тематический план
Календарно-тематический план
Планируемые результаты
Учебно-методический комплекс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta-vtoroy_yazyk_2021.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
класс «Карта – второй язык географии. Карта – особый язык географии»
!Раздел 1. Введение. 1час
География – одна из наук о природе.
Объекты изучения и методы изучения географии.
Раздел 1. Картографический метод географии.1час
Что такое картография. История картографии. Понятие о картографическом и аэрокосмическом методе. Значение картографии в современном обществе.
Раздел 2. Первая карта – план местности. 5час
Ориентирование на местности: определение направлений, азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Значение планов местности в практической деятельности человека. Составление маршрута пути из дома в школу. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Практическая работа :
- ориентирование на местности;
- определения расстояний на местности;
- изображение на плане направлений, расстояний,
- построения планов местности.
Раздел 1 Топография. 2час
Что такое топография. История топографии. Определение по топографической карте своего места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.).
Раздел2. Топографическая карта. 5час
Измерение параметров пришкольного участка. Выбор размера и масштаба участка. Составление описания пришкольного участка по полученному плану. Чертим план местности «Наш пришкольный участок» по заданным параметрам. Работа с топографическими планами и картами, географической литературой, тематическими картами.
Практическая работа :
- экскурсии на пришкольный участок;
- измерение параметров участка;
- построение плана местности;
- работа с топографическими планами и картами, географической литературой.
Раздел 1. Географическая карта. 1час
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Карта как объект изучения и как источник знаний. Значение картографического метода исследования.
Практические работы:
- сравнение плана местности и географической карты.
Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. 1час
Особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания. Сравнение, обобщение карт по определённым признакам. Практические работы:
-работа с картами материков и океанов.
. Страны мира. 5час
Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов. Топонимика на политической карте мира. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей: создание географической игротеки (игры на закрепление умений определение объекта по географическим координатам);
Практические работы:
- работа с политической картой мира;
-имена русских первопроходцев на карте мира.
Раздел 1. Географические названия (3час).
Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии. Имена исследователей и путешественников в топонимике. Топонимы, оставшиеся от коренных жителей. Урбанимия - наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов. Изменение названий городов во времени. Названия географических объектов России, с которыми связаны определённые события истории, жизнь и деятельность известных представителей культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития общества.
Практические работы:
- составление таблицы «Имена русских первопроходцев на карте мира и России»
Раздел 2. Географические названия своей местности. (5час)
Формирование географических названий на карте Челябинской области и факторы, повлиявшие на их образование. Знакомство с ойконимией Челябинской области. Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров. и др. ) История улиц нашего города (левобережья, Соцгорода). Знаменитые земляки. Посещение музея в ДК ММК. Рассмотреть названия улиц г. Магнитогорска, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами. Гидронимы (водные объекты), оронимы (формы рельефа) на карте нашей местности.
Практические работы:
- разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов (работа с литературой);
- влияние приграничного положения и солдатской колонизации на топонимы нашего края (составление карты);
- семинар «История возникновения названий улиц города Магнитогорска»;
- посещение музея в ДК ММК.
GIS- технологии. География нашего края»
Раздел 1. Изучение Земли современной географией. 1ч
Зачем человеку нужна география. Особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. О современной географической науке, её роли в освоении планеты человеком. О географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды. Природные и антропогенные объекты. Современные географические исследования и применяемые приборы и инструменты.
Практические работы:
- просмотр презентации "История развития географических знаний".
Раздел 2. Электронные карты и ГИС. 1ч
Основные отличия бумажных и электронных карт и ГИС. Возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами. Представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами ГИС))
Практические работы:
- анализ, сравнение различных источников – карт, статистические данные, ГИС
- работа с электронными картами и ГИС
Раздел 4. Изучение своей местности по карте «Челябинская область». 7ч
Географический образ своей Малой Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Анализировать и сравнивать, использовать информацию из различных источников. Природа Челябинской области. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Метеорологические наблюдения. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки. Свойства почв своей местности. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв. Горные породы своей местности. Использование минералов и горных пород человеком.
Практические работы:
- работа с картами различного содержания
-работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео;
- построение графиков «Хода температур» и «Розы ветров».
-составление прогноза погоды.
- работа с коллекцией минералов и горных пород.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кл | № Тема раздела | Теория | Практика | Всего |
5кл 6кл 7кл 8кл 9кл | Карта – особый язык географии 1.Введение. 2. Картографический метод географии. 3 Первая карта - план местности. 4. Проект: чертим план местности. Юный топограф 1.Топография 2. Топографическая карта. 3 Проектная деятельность. Юный картограф. 1. Географическая карта. 2.Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. 3.Страны мира. 4.Проектная деятельность Юный топонимист. 1. Географические названия 2.Географические названия своей местности. 3. Проектная деятельность Юный географ.
| 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 | 4 9 Итого: 1 5 10 Итого: 3 10 Итого:
3 9 Итого: 7 8 Итого: | 1 1 5 10 17час 2 5 10 17 1 1 5 10 17 1 5 9 17 1 1 7 8 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку как второму иностранному для 9 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку как второму инстранному для 9 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)
Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....
Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса
Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...
программа по внеурочной деятельности для вторых классов "Развивашка"
программа внеурочной деятельности для вторых классов...
Презентация к проекту "Карта - второй язык географии"
Пезентация к проекту...