программа по внеурочной деятельности «Карта- второй язык географии» (для подготовки 9 кл. к ГИА)
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Пояснительная записка

Тематическое планирование

Учебно- тематический план

Календарно-тематический план

Планируемые результаты

Учебно-методический комплекс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta-vtoroy_yazyk_2021.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

класс      «Карта – второй язык географии. Карта – особый язык географии»

!Раздел 1. Введение. 1час

География – одна из наук о природе.

Объекты изучения и методы изучения географии.

Раздел 1. Картографический метод географии.1час

Что такое картография. История картографии. Понятие о картографическом и аэрокосмическом методе. Значение картографии в современном обществе.

Раздел 2.  Первая карта – план местности. 5час

Ориентирование на местности: определение направлений, азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Значение планов местности в практической деятельности человека. Составление маршрута пути из дома в школу. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

Практическая работа :

                      - ориентирование на местности;

                      - определения расстояний на местности;

                     -  изображение на плане направлений, расстояний,

                      - построения планов местности.

       

Раздел 1 Топография. 2час

Что такое топография. История топографии. Определение по топографической карте своего места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.).

Раздел2.  Топографическая карта.  5час 

Измерение параметров пришкольного участка. Выбор размера и масштаба участка. Составление описания пришкольного участка по полученному плану. Чертим план местности «Наш пришкольный участок» по заданным параметрам. Работа с топографическими планами и картами, географической литературой, тематическими картами.

Практическая работа :

       - экскурсии на пришкольный участок;

        - измерение параметров участка;

       -  построение плана местности;      

      -  работа с топографическими планами и картами, географической литературой.

Раздел 1.  Географическая карта. 1час

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты.  Карта как объект изучения и как источник знаний. Значение картографического метода исследования.

Практические  работы:     

          - сравнение плана местности и географической карты.

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. 1час

Особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания. Сравнение, обобщение карт по определённым признакам.    Практические  работы:     

          -работа с картами материков и океанов.

.  Страны мира. 5час

Политическая карта мира. Названия стран мира.  Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов. Топонимика на политической карте мира. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей: создание географической игротеки (игры на закрепление умений определение объекта по географическим координатам);

Практические  работы:     

- работа с политической картой мира;

-имена русских первопроходцев на карте мира.

Раздел 1.  Географические названия (3час).

Определение понятий «топоним»,  «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии.  Имена исследователей и путешественников в топонимике. Топонимы,  оставшиеся от коренных жителей.  Урбанимия - наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов. Изменение названий городов во времени.  Названия географических объектов России, с которыми связаны определённые события истории, жизнь и деятельность известных представителей культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития общества.

Практические работы: 

- составление таблицы «Имена русских первопроходцев на карте мира и России»

Раздел 2.  Географические названия своей местности. (5час)  

Формирование географических названий  на карте Челябинской области и факторы, повлиявшие на их образование.  Знакомство с  ойконимией  Челябинской области.  Годонимия  –  наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров. и др. )  История улиц нашего города (левобережья, Соцгорода). Знаменитые земляки. Посещение музея в ДК ММК. Рассмотреть названия улиц г. Магнитогорска, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями,  с природными объектами. Гидронимы (водные объекты), оронимы (формы рельефа) на карте нашей местности.

Практические работы:

- разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов (работа с литературой);

- влияние приграничного положения и солдатской колонизации на топонимы нашего края (составление карты);

-  семинар «История  возникновения названий улиц города Магнитогорска»;

 -  посещение музея в ДК ММК.

GIS- технологии. География нашего края»

Раздел 1.  Изучение Земли современной географией. 1ч

Зачем человеку нужна география. Особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.  О современной географической науке, её роли в освоении планеты человеком. О географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды. Природные и антропогенные объекты. Современные географические исследования и применяемые приборы и инструменты.

Практические  работы: 

- просмотр презентации "История развития географических знаний".

Раздел 2.   Электронные карты и ГИС. 1ч

Основные отличия бумажных и электронных карт и ГИС. Возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами. Представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами ГИС))

Практические  работы: 

             - анализ, сравнение различных источников – карт, статистические данные, ГИС

             - работа с электронными картами и ГИС

Раздел 4. Изучение своей местности по карте «Челябинская область». 7ч

Географический образ своей Малой Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Анализировать и сравнивать, использовать информацию из различных источников. Природа Челябинской области. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира. Метеорологические наблюдения. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, реки. Свойства почв своей местности. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв. Горные породы своей местности. Использование минералов и горных пород человеком.  

Практические  работы: 

              - работа с картами различного содержания 

                   -работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео;

- построение графиков «Хода температур» и  «Розы ветров».

                   -составление прогноза погоды.

- работа с коллекцией минералов и горных пород.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                   

кл

№         Тема раздела

Теория

Практика

Всего

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

Карта – особый язык географии

1.Введение.

2. Картографический метод географии.

3 Первая карта - план местности.                

4. Проект: чертим план местности.  

Юный топограф

1.Топография 

2. Топографическая карта.  

3 Проектная деятельность. 

Юный картограф.

1. Географическая карта.  

2.Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

3.Страны мира.

4.Проектная деятельность

Юный топонимист.

1. Географические названия

2.Географические названия своей местности.      

3. Проектная деятельность

Юный географ.

  1. Изучение Земли современной географией.
  2. Электронные карты и ГИС.
  3. Изучение своей местности по карте «Челябинская область».
  4. Проектная деятельность

 

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

4

9

  Итого:

1

5

10

Итого:

3

10

Итого:

 

3

9

Итого:

7

8

Итого:

1

1

5

10

17час

2

5

10

17

1

1

5

10

17

1

5

9

17

1

1

7

8

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку как второму иностранному для 9 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку как второму инстранному для 9 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)

Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....

Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)

Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса

Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения  большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....