Технологическая карта урока "Природные зоны Африки" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)
Цель: сформировать представление о природных зонах Африки и их компонентах.
Задачи:
- образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, дать характеристику географического положения, климата, почв, растительного и животного мира этих зон, закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
- развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
- воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_prirodnye_zony_afriki.docx | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»
142955 Московская область, городской округ Серебряные Пруды, село Подхожее, м-н Юбилейный 12.
Конспект урока географии
в 7 классе на тему «Природные зоны Африки»
Учитель: Кибикина Елена Валентиновна.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение нового материала)
Цель: сформировать представление о природных зонах Африки и их компонентах.
Задачи:
- образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, дать характеристику географического положения, климата, почв, растительного и животного мира этих зон, закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
- развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
- воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: давать определение понятиям «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», устанавливать взаимосвязи между компонентами природной зоны; объяснять закономерность расположения природных зон на материке, характеризовать природную зону по плану.
Метапредметные:
- регулятивные: обучающиеся научатся планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему и цели урока, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- познавательные: обучающиеся научатся вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебников, источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- коммуникативные: обучающиеся научатся общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование и технические средства обучения:
- учебник, атлас;
- ТСО: компьютер, проектор, экран, видеофрагмент «Природные зоны Африки».
Дидактические материалы: раздаточный материал с заданиями.
Автор учебника: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, 7 класс, М.: Дрофа, 2017 г.
Этапы урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | |
2. Мотивация к учебной деятельности (4 мин) | Какой материк мы изучали на прошлых уроках? ( Африку). Сегодня мы продолжим путешествие по этому материку. Вспомним что мы уже знаем об этом материке, а заодно и узнаем тему нашего урока. Отгадаем кроссворд. (если кроссворд отгадан правильно, то по горизонтали в выделенных клетка получится словосочетание «природная зона»). Вопросы для кроссворда: 1. Горы на юге Африки (Капские) 2. Самое большое озеро Африки (Виктория) 3. Самая длинная река Африки (Нил) 4. Горы на юго-востоке Африки (Драконовы) 5. Самая полноводная река Африки (Конго) 6. Самое мелководное озеро Африки (Чад) 7. Третья по длине река Африки (Нигер) 8. Полезные ископаемые, большая часть которых добывается в Африке (из них изготавливают бриллианты) (алмазы) 9. Большой залив на западе Африки (Гвинейский) 10. Самая крупная река Африки, впадающая в Индийский океан (Замбези) 11. Пересекает Африку почти посередине (экватор) 12. Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира. (Танганьика) 13. Полезное ископаемое, из которого вырабатывают удобрения и которыми богата Африка (фосфориты). Итак, сегодня на уроке мы будем изучать природные зоны Африки. | Отгадывают кроссворд. Формулируют тему урока | |
3 . Актуализация знаний. ( 4 мин) | Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме А что такое «природная зона»? (ПЗ - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условиями и увлажнения, почв, растительности и животным миром). По карте «Природные зоны» в атласе определите в каких природных зонах расположен этот материк. В чем особенность размещения природных зон Африки? В каком направлении ПЗ сменяют друг друга? (от экватора к полюсам) Как называется закономерность, по которой происходит смена ПЗ от экватора к полюсам? ( широтная зональность). А что такое «высотная поясность? (смена природных зон в горах с высотой). Ребята, а как вы думаете, в чём причина смены природных зон от экватора к полюсам, в горах с высотой? (c изменением климата, соотношения тепла и влаги). Сегодня на уроке мы ещё раз проследим и докажем проявление этой закономерности. | Вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы. | |
4. Целеполагание и планирование деятельности на уроке. (2 мин) | Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями природных зон Африки. Мы сказали, что «природная зона» - это крупный природный комплекс. Назовите компоненты природного комплекса (рельеф, климат, почвы, животные и растения) Значит, чтобы узнать особенности природных зон нужно изучить …(ответ учащихся: особенности компонентов). Какие задачи ставим на уроке: 1. Изучить особенности компонентов природных зон. 2. Объяснить закономерность расположения природных зон на материке. | Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют задачи урока. | |
5. «Открытие нового знания» (изучение новой темы. (18 мин) | Организует работу по поиску информации. Работа в парах и индивидуально. Используя текст учебника на стр. 120-125, карты атласа «Почвы мира», «Природные зоны мира», «Климатическая карта Африки», «Климатические пояса и области мира» дайте характеристику природной зоны по плану (раздаточный материал) и заполните таблицу. (Приложение 4) 1 пара – влажные экваториальные леса 2 пара – саванны Индивидуально – пустыни. - Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику природных зон. Мы дали характеристику трёх природных зон. Эти три природные зоны занимают большую часть материка. Но разве в Африке только три природные зоны. Нет, их больше. Мы сейчас посмотрим видеофрагмент «Природные зоны Африки» и узнаем много новой, интересной информации. Видеофрагмент «Природные зоны Африки» | Дети работают в парах и индивидуально, составляют характеристику природных зон по плану, заполняют таблицу на раздаточных листах. Выступление от каждой пары. Смотрят видеофрагмент | |
6. Физкультминутка (1 мин) | -Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнём и подвигаемся под музыку. | Делают упражнения | |
7. Включение нового знания в систему знаний ( закрепление) (12 мин) | А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Для этого выполним следующие задания. 1. Установите соответствие между природной зоной и ее характеристикой. (Приложение 2) 2. Найди ошибки в предложенном тексте. (Приложение 3) 3. Мини - проект: создание карты «Животные и растения природных зон Африки» (каждый учащийся получает файл с картинками животных и растений разных природных зон. Он должен сказать к какой природной зоне относится (животное, растение) и наклеить его на карту. На доске висит карта «Природные зоны Африки». | Устанавливают соответствие между природной зоной и ее характеристикой Находят ошибки в тексте. Наклеивают картинки с животными и растениями на карту «Природные зоны Африки». | |
8. Рефлексия и оценивание. (2 мин) | - Какие задачи мы ставили на уроке? Изучить особенности компонентов природных зон, объяснить закономерность расположения природных зон на материке. - Удалось решить нам поставленные задачи? Жестами учащиеся показывают свои ощущения и оценивают свою деятельность на уроке. Я работал неплохо, но многое непонятно, у меня не все получилось – значит вы находитесь в экваториальном лесу (дети сидят на месте). Я работал хорошо, мне все понравилось, но у меня не все получилось – вы вышли в саванну (дети поднимают руки). Я работал отлично, мне все понравилось, у меня все получилось – значит вы добрались до Килиманджаро и перед вами огромный простор (дети встают и поднимают руки) Учитель выставляет оценки учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке | |
8 Домашнее задание (2 мин) |
3. Подготовить сообщение об интересных животных и растениях Африки. | Записывают Д.З. в дневник |
2. | 8. | 11 | 12. | ||||||||||||
9. |
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
1. |
|
|
|
| |||||||||||
| 3. | 4. | 5. | 6. |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| 7. |
|
|
| 10 |
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
| |||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
- Кроссворд
1. Горы на юге Африки
2. Самое большое озеро Африки
3. Самая длинная река Африки
4. Горы на юго-востоке Африки
5. Самая полноводная река Африки
6. Самое мелководное озеро Африки
7. Третья по длине река Африки
8. Полезные ископаемые, большая часть которых добывается в Африке (из них изготавливают бриллианты)
9. Большой залив на западе Африки
10. Самая крупная река Африки, впадающая в Индийский океан
11. Пересекает Африку почти посередине
12. Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира.
13. Полезное ископаемое, из которого вырабатывают удобрения и которыми богата Африка
Приложение 2
Установите соответствие между природной зоной и ее характеристикой
Характеристика
1.Эти леса разнообразны по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.
2.Среди моря трав разбросаны рощи с редко растущими деревьями.
3. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи. Камни от этого трескаются и слышатся звуки.
4. Многие животные приспособились жить на деревьях , так как каждый день идут ливневые дожди.
5. Облака здесь редкое явление, поэтому солнечные лучи особенно сильно нагревают земную поверхность.
6. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.
1) Влажные экваториальные леса
2) Саванны и редколесья
3) Пустыни
Приложение 3
Задание: найди ошибки в предложенном тексте
Дневник несостоявшегося путешественника
Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял непреступной стеной в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Чад мы сделали привал и написали эти заметки. Сахара – самая большая пустыня на материке Африка, расположена в ее южной части. На ее территории нет ни одной реки. Количество осадков в год превышает 1000 мм. Жизнь в Сахаре возможна в оазисах , где есть вода. Здесь растут огромные липы. Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотится дикие животные: страусы, гориллы, львы.
Приложение №4
Таблица «Природные зоны Африки»
Природная зона | Географическое положение | Особенности климата | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
1.Экваториальные влажные леса | По обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива | Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t июня и января +24C осадков от 1000 до 2000 миллиметров. Дожди идут равномерно в течение всего года. | Красно-жёлтые ферралитные | Фикусы, пальмы, бананы, папоротники, лианы, эбеновое дерево | Мартышки, шимпанзе, кистеухие свиньи, африканский оленёк, карликовые бегемоты, окапи, леопард, гориллы, муравьи |
2.Саванны и редколесья | По обе стороны от экваториального леса, между 20° с.ш. и 30°ю.ш. Занимают около 40% площади материка | Субэкваториальный Летом ЭВМ – жаркие и влажные , зимой ТВМ сухие и влажные, температуры июля и января +24, осадков от 500 до 2000 мм. | Красно-бурые саванн | Трава, баобабы, масличные пальмы, пальмы дум, акации | Антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты, гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы, крокодилы, страус, марабу, птица секретарь, термиты |
3.Тропические пустыни и полупустыни | На севере Сахара, на юге – Намиб, Калахари | Тропический ТВМ – сухие и жаркие, t июня +32 января +16, осадков менее 100 мм | Тропические пустынные | Пучки трав и колючие кустарники, вельвичия, молочаи, алоэ, дикие арбузы | Антилопы, ящерицы, змеи, черепахи, жуки саранчёвые, скорпионы, шакалы, лисицы, гиены |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...