Технологическая карта урока "Природные зоны Африки" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

Цель:  сформировать представление о природных зонах Африки и  их компонентах.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, дать характеристику географического положения,  климата,  почв, растительного и животного мира  этих зон, закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
  • развивающие: создать условия для развития познавательной активности,  развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
  • воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_prirodnye_zony_afriki.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»

142955 Московская область, городской округ  Серебряные Пруды, село Подхожее, м-н Юбилейный 12.

Конспект  урока географии

в 7 классе на тему «Природные зоны Африки»

Учитель:  Кибикина Елена Валентиновна.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение нового материала)

Цель:  сформировать представление о природных зонах Африки и  их компонентах.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, дать характеристику географического положения,  климата,  почв, растительного и животного мира  этих зон, закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
  • развивающие: создать условия для развития познавательной активности,  развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
  • воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся  научатся: давать определение понятиям  «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», устанавливать взаимосвязи между компонентами   природной зоны; объяснять закономерность расположения  природных зон на материке, характеризовать природную зону по плану.

Метапредметные:

 - регулятивные: обучающиеся научатся планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему  и цели урока,  оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

 - познавательные: обучающиеся научатся вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебников, источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

 - коммуникативные: обучающиеся научатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,   работа в парах.

Оборудование и технические средства обучения:

 - учебник, атлас;

 - ТСО: компьютер, проектор, экран,  видеофрагмент «Природные зоны Африки».

Дидактические материалы: раздаточный материал с заданиями.

Автор учебника: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, 7 класс,  М.: Дрофа, 2017 г.

Этапы урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент  

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности

(4 мин)

Какой материк мы изучали  на прошлых уроках?

( Африку). Сегодня мы  продолжим путешествие по этому материку. Вспомним что мы уже знаем об этом материке, а заодно и узнаем тему нашего урока. Отгадаем кроссворд.

(если кроссворд отгадан правильно, то по горизонтали в выделенных клетка получится словосочетание «природная зона»).

Вопросы для кроссворда:

1. Горы на юге Африки (Капские)

2. Самое большое озеро Африки (Виктория)

3. Самая длинная река Африки (Нил)

4. Горы на юго-востоке Африки (Драконовы)

5. Самая полноводная река Африки (Конго)

6. Самое мелководное озеро Африки (Чад)

7. Третья по длине река Африки (Нигер)

8. Полезные ископаемые, большая часть которых добывается в Африке (из них изготавливают бриллианты) (алмазы)

9. Большой залив на западе Африки (Гвинейский)

10. Самая крупная река Африки, впадающая в Индийский океан (Замбези)

11. Пересекает Африку почти посередине (экватор)

12. Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира.

(Танганьика)

13. Полезное ископаемое, из которого вырабатывают удобрения и которыми богата Африка (фосфориты).

Итак, сегодня на уроке мы будем изучать природные зоны Африки.

Отгадывают кроссворд.

Формулируют тему урока

3 . Актуализация знаний.

( 4 мин)

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме

      А что такое «природная зона»? (ПЗ - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условиями и увлажнения, почв, растительности и животным миром).

       По карте «Природные зоны» в атласе определите в каких природных зонах расположен этот материк.

       В чем особенность размещения природных зон Африки? В каком направлении ПЗ сменяют друг друга? (от экватора к полюсам)

       Как называется закономерность, по которой происходит смена ПЗ от экватора к полюсам? ( широтная зональность). А что такое «высотная поясность? (смена природных зон в горах с высотой).

       Ребята, а как вы думаете, в чём причина смены природных зон от экватора к полюсам, в горах с высотой? (c изменением климата, соотношения тепла и влаги).       Сегодня на уроке мы ещё раз проследим и докажем проявление этой закономерности.

Вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы.

4. Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

(2 мин)

Итак, сегодня мы познакомимся с  особенностями  природных зон Африки. Мы сказали, что «природная зона» - это крупный природный комплекс. Назовите компоненты природного комплекса (рельеф, климат, почвы, животные и растения) Значит, чтобы узнать особенности природных зон   нужно изучить …(ответ учащихся:  особенности  компонентов).

Какие задачи ставим на уроке:

1. Изучить особенности компонентов природных зон.

2. Объяснить закономерность расположения  природных зон на материке.

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют задачи урока.

5. «Открытие нового знания» (изучение новой темы.

(18 мин)

Организует работу по поиску информации. Работа в парах и индивидуально.

Используя текст учебника на стр. 120-125, карты атласа «Почвы мира», «Природные зоны мира», «Климатическая карта Африки», «Климатические пояса и области мира»

дайте характеристику природной зоны по плану (раздаточный материал) и заполните таблицу. (Приложение 4)

1 пара – влажные экваториальные леса

2 пара – саванны

Индивидуально – пустыни.

- Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику природных зон.

Мы дали характеристику трёх природных зон. Эти три природные зоны занимают большую часть материка. Но разве в Африке только три природные зоны. Нет, их больше. Мы сейчас посмотрим видеофрагмент «Природные зоны Африки» и узнаем много новой, интересной информации.

 Видеофрагмент «Природные зоны Африки»

Дети работают в парах и индивидуально, составляют характеристику природных зон  по плану, заполняют таблицу на раздаточных листах.

Выступление от каждой пары.

Смотрят видеофрагмент

6. Физкультминутка

 (1 мин)

-Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнём и подвигаемся под музыку.

Делают упражнения

7. Включение нового знания в систему знаний

( закрепление)

(12 мин)

А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Для этого выполним следующие задания.

1. Установите соответствие между природной зоной и ее характеристикой. (Приложение 2)

2. Найди ошибки в предложенном тексте. (Приложение 3)

3. Мини - проект: создание карты «Животные и растения природных зон Африки» (каждый учащийся получает файл с картинками животных и растений разных природных зон. Он должен сказать к какой природной зоне относится (животное, растение) и наклеить его на карту. На доске висит карта  «Природные зоны Африки».

Устанавливают соответствие между природной зоной и ее характеристикой

Находят ошибки в тексте.

Наклеивают картинки с животными и растениями на карту «Природные зоны Африки».

8. Рефлексия и оценивание.

(2 мин)

- Какие задачи мы ставили на уроке? Изучить особенности компонентов природных зон, объяснить закономерность расположения  природных зон на материке.

- Удалось решить нам поставленные задачи?

Жестами учащиеся показывают свои ощущения и оценивают свою деятельность на уроке.

Я работал неплохо, но многое непонятно, у меня не все получилось – значит вы находитесь в  экваториальном лесу (дети сидят на месте).

Я работал хорошо, мне все понравилось, но у меня не все получилось – вы вышли в саванну (дети поднимают руки).

Я работал отлично, мне все понравилось, у меня все получилось – значит вы добрались до Килиманджаро и перед вами огромный простор (дети встают и поднимают руки)

Учитель выставляет оценки учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

8 Домашнее задание

(2 мин)

  1. §21
  2. Составить презентацию о животных и растениях природных зон Африки.

     3. Подготовить сообщение об интересных животных

        и   растениях Африки.

Записывают Д.З. в дневник

2.

8.

11

12.

 9.

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 3.

 4.

5.

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7.

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кроссворд

1. Горы на юге Африки

2. Самое большое озеро Африки

3. Самая длинная река Африки

4. Горы на юго-востоке Африки

5. Самая полноводная река Африки  

6. Самое мелководное озеро Африки  

7. Третья по длине река Африки  

8. Полезные ископаемые, большая часть которых добывается в Африке (из них изготавливают бриллианты)  

9. Большой залив на западе Африки  

10. Самая крупная река Африки, впадающая в Индийский океан  

11. Пересекает Африку почти посередине  

12. Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира.

 13. Полезное ископаемое, из которого вырабатывают удобрения и которыми богата Африка  

Приложение  2

Установите соответствие между природной зоной и ее характеристикой

Характеристика

1.Эти леса разнообразны по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.

2.Среди моря трав разбросаны рощи с редко растущими деревьями.

3. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи. Камни от этого трескаются и слышатся звуки.

4.  Многие животные приспособились жить на деревьях , так как каждый день идут ливневые дожди.

5. Облака здесь редкое явление, поэтому солнечные лучи особенно сильно нагревают земную поверхность.

6. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.

1) Влажные экваториальные леса

2) Саванны и редколесья

3) Пустыни

Приложение 3

Задание: найди ошибки в предложенном тексте

Дневник несостоявшегося путешественника

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке  земного шара. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял непреступной стеной в несколько ярусов. На берегу самого глубокого  в мире озера Чад мы сделали привал и написали эти заметки. Сахара – самая большая  пустыня на материке Африка, расположена в ее южной части. На ее территории нет ни одной реки. Количество осадков  в год превышает  1000 мм. Жизнь в Сахаре возможна в оазисах , где есть вода. Здесь растут огромные липы. Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотится дикие животные: страусы, гориллы, львы.

Приложение №4

Таблица «Природные зоны Африки»

Природная зона

Географическое положение

Особенности климата

Почвы

Растительный мир

Животный мир

1.Экваториальные влажные  леса

По обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива

Экваториальный пояс

Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие

t июня и января +24C

осадков от 1000 до 2000 миллиметров. Дожди идут равномерно в течение всего года.

Красно-жёлтые ферралитные

Фикусы, пальмы, бананы, папоротники, лианы, эбеновое дерево

Мартышки, шимпанзе, кистеухие свиньи, африканский оленёк, карликовые бегемоты, окапи, леопард, гориллы, муравьи

2.Саванны и редколесья

По обе стороны от экваториального леса, между

20° с.ш. и 30°ю.ш. Занимают около 40% площади материка

Субэкваториальный

Летом ЭВМ – жаркие и влажные , зимой ТВМ сухие и влажные, температуры июля и января +24, осадков от 500 до 2000 мм.

Красно-бурые саванн

Трава, баобабы, масличные пальмы, пальмы дум, акации

Антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты, гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы, крокодилы, страус, марабу, птица секретарь, термиты

3.Тропические пустыни и полупустыни

На севере Сахара, на юге – Намиб, Калахари        

Тропический

ТВМ – сухие и жаркие, t июня +32  января +16, осадков менее 100 мм

Тропические пустынные

Пучки трав и колючие кустарники, вельвичия, молочаи, алоэ, дикие арбузы

Антилопы, ящерицы, змеи, черепахи, жуки саранчёвые, скорпионы, шакалы, лисицы, гиены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...