Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край"
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край" направлена изучении природы Красноярского края. Рассчитана на 34 часа. Содержит методические материалы по проведению занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.uznay_svoy_kray.docx | 597.35 КБ |
zakazniki_kr.kr_.pptx | 1.14 МБ |
nats.parki_kr.kr_.pptx | 1.9 МБ |
biologicheskie_stantsii_i_pamyatniki_prirody_krasnoyarskogo_kraya.pptx | 1.48 МБ |
viktorina_kr.kray_.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Сальникова К.И.
Программа курса
«Узнай свой край»
Красноярск-2015
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………3
2. Учебно-тематический план……………………………………..………7
3. Содержание курса……………………………………………………….8
4. Методические рекомендации…………………………….………….….9
5. Образовательные ресурсы……………………………….………….…36
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 34 часа. Она направлена на формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных. Курс географии в 6 классе – это теоретическая основа формирования понятий, представлений об оболочках Земли и составляющих их компонентов, основа формирования картографических умений. Планетарные представления учащихся о Земле должны конкретизироваться при изучении своей местности.
Изучение регионального курса «Узнай свой край» будет способствовать установлению связей между изученными понятиями и окружающей действительностью. На краеведческом материале учащиеся приобретают умения пользоваться различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве, вести наблюдения на местности. К тому же географические знания о родном крае будут способствовать духовному развитию личности, воспитанию бережного отношения к природе родного края.
Цель курса: способствовать формированию ключевых компетенций при изучении физической географии Красноярского края.
Задачи:
- способствовать формированию умений самостоятельно работать с информацией и преобразовывать ее;
- способствовать воспитанию активной гражданской позиции, любви к родной природе;
- развивать коммуникативные умения;
- формировать умения применения знаний для решения практических задач;
- способствовать формированию творческого мышления.
Для реализации программы используются элементы проектной технологии (таб. 1). Проект предполагает создание учащимися продукта в виде настольной игры по физической географии Красноярского края.
Основная идея игры - формирование представлений о природе Красноярского края, расширение кругозора учащихся. На первом этапе учащиеся вместе с учителем определяют цель игры, например: кто быстрее проведет фишку по территории края, выполняя задания разного уровня сложности. Учитель предлагает задания учащимся по каждой теме. Ученики выполняют задание, самостоятельно собирая информацию.
Когда все разделы будут пройдены, то тогда формируются творческие группы по оформлению игры. Разрабатывается игровое поле и карточки с заданиями.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс, основанный на сотрудничестве. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс изучения нового и закрепления изученного материала по предмету.
Таблица 1
Этапы деятельности
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Обсуждение идеи игры | Учитель совместно с учениками участвует в обсуждении цели, правил, механизма игры. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение. |
2.Выделение смысловых блоков | Учитель предлагает 5 разделов, в рамках которых будет разрабатываться игра: история, климат, внутренние воды, растения и животные, рельеф и полезные ископаемые. | Ученики обсуждают предложенные темы и предлагают свои, принимают общее решение |
3.Подготовка материалов к работе: формулировка вопросов, заданий отбор литературы | Учитель заранее разрабатывает задания, вопросы по 6 разделам для поисковой деятельности и литературу | Учащиеся в группах или индивидуально отвечают на вопросы, выполняют задания, разрабатывают задания |
5.Форимирование творческих групп и оформление игры | Учитель консультирует, координирует работу учащихся | Учащиеся по группам оформляют игру, создают карточки, игровое поле. |
6. Апробация игры | Учитель руководит игровым процессом | Учащиеся становятся игроками |
7. Рефлексия | Оценивает свою деятельность | Оценивают свою работу, полученные знания и умения. |
Ожидаемые результаты
Личностные:
– осознание себя как члена общества на локальном уровне (житель конкретного региона);
– осознание необходимости сохранения природы и рационального использования природных ресурсов;
– патриотизм, любовь к своему региону, своей стране.
– формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Метапредметные:
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;
– умение самостоятельно ставить цели, планировать и оценивать свою деятельность;
– умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
– организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
– называть имена исследователей края;
– показывать границы территории Красноярского края; полезные ископаемые;
– знать названия растений и животных Красноярского края;
– показывать заповедники Красноярского края;
– определять крайние точки края;
– описывать географическое положение Красноярского края;
– объяснять климатические особенности Красноярского края;
– оценивать влияние человека на природу Красноярского края.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма обучения | Формирование ключевых компетенций | |
1-2 | Знакомство и историей освоения и заселения Красноярского края | 2 | Практикум | Информационные, коммуникативные | |
3 | Географическое положение и границы Красноярского края. | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
4 | Географические координаты крайних точек территории края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
5 | Викторина «Географическое положение Красноярского края» | 1 | Игра | Информационные, коммуникативные | |
Литосфера | |||||
6 | Особенности рельефа территории края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
7 | Горы Красноярского края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
8 | Равнины Красноярского края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
9-10 | Полезные ископаемые | 2 | Практикум | Учебно-познавательные | |
11 | Квест «Рельеф Красноярского края» | 1 | Игра | Коммуникативные | |
Гидросфера | |||||
12 | Моря, омывающие территорию края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
13 | Моря, омывающие территорию края | 1 | Конференция | Коммуникативные | |
14 | Реки Красноярского края | 1 | Конференция | Коммуникативные | |
15 | Озера Красноярского края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
16 | Болота Красноярского края | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
17 | Многолетняя мерзлота | 1 | Практикум | Учебно-познавательные | |
18 | КВИЗ «Реки и озера красноярского края» | 1 | Игра | Учебно-познавательные | |
Атмосфера | |||||
19-20 | Особенности климата Красноярского края | 2 | Практикум | Учебно-познавательные, Информационные | |
21 | Погода | 1 | Практикум | Информационные | |
22 | Роза ветров Красноярского края | 1 | Практикум | Информационные | |
Биосфера | |||||
23 | Животный мир края | 1 | Практикум | Информационные | |
24 | Растительный мир края | 1 | Практикум | Информационные | |
25 | Заповедники Красноярского края | 1 | Дискуссия | Коммуникативные | |
26 | Национальные парки Красноярского края | 1 | Практикум | Информационные | |
27 | Заказники Красноярского края | 1 | Практикум | Информационные | |
28 | Памятники природы Красноярского края | 1 | Практикум | Информационные | |
29 | Биологические станции | 1 | Практикум | Информационные | |
30 | Викторина «Животный и растительный мир нашего региона» | 1 | Игра | Коммуникативные | |
31-33 | Работа над проектом «Наш Красноярский край» | 3 | Практикум | Коммуникативные, информационные, учебно-познавательные | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Практикум | Коммуникативные, Учебно-познавательные |
Содержание
Введение (5 ч.). Знакомство с историей освоения и заселения территории Красноярского края. Географическое положение и границы Красноярского края. Географические координаты крайних точек территории края.
Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту границ Красноярского края».
Литосфера 6ч. Особенности рельефа территории края. Горы Красноярского края. Равнины Красноярского края. Полезные ископаемые. Квест «Рельеф Красноярского края.
Практическая работа №2 «Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых Красноярского края».
Гидросфера 7ч. Моря, омывающие территорию края. Реки Красноярского края. Озера Красноярского края. Болота края. Многолетняя мерзлота. КВИЗ «Реки и озера красноярского края».
Атмосфера 4ч. Особенности климата Красноярского края. Погода. Роза ветров Красноярского края.
Практическая работа №3 «Составление графика температур, диаграммы облачности, розы ветров».
Биосфера 8ч. Животный мир Красноярского края. Растительный мир Красноярского края. Заповедники Красноярского края. Национальные парки Красноярского края. Заказники Красноярского края. Памятники природы Красноярского края. Ботанические станции. Викторина «Животный и растительный мир нашего региона».
Заключение 4 ч. Работа над проектом «Наш Красноярский край». Творческое задание: оформление настольной игры.
Методические рекомендации
Занятие № 1
Тема: Знакомство с историей освоения и заселения Красноярского края
Цель: 1. Познакомить учащихся с основными периодами в освоении территории края, именами и заслугами исследователей края.
2. Сформировать интерес школьников к изучению географии родного края, воспитать чувство гордости и восхищения подвигом русских людей.
3. Способствовать развитию умений представлять информацию в табличной форме, самостоятельно работать с разными источниками информации (атласом, дополнительной литературой).
Оборудование: Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия, карта Красноярского края, инструктивные карточки.
Ход занятия
На первом занятии учащиеся знакомятся с содержанием, формами, видами и планируемым объемом практических работ. Обсуждается итоговый продукт - настольная игра, которую предстоит выполнить учащимся.
1. Изучение нового материала. Перед учениками ставится задача: Как происходило освоение и изучение территории родного края. Чтобы ответить на вопрос, ученикам необходимо рассмотреть периоды в истории края. Учащиеся делятся на группы, и каждая группа получает инструктивную карточку. Выполняет представленные с ней задания, а затем выступает перед остальными группами. По ходу выступления каждой группы заполняется таблица (таб.1): «История исследования и освоения территории Красноярского края».
Таблица 1
История исследования и освоения территории Красноярского края
Период | Основные события | Имена путешественников | Значение |
Инструктивная карточка № 1.
«Первый период - Красноярский край с древних веков до XVII в»
1.Прочитайте отрывок статьи и выполните задания.
С конца 1 тыс. до н. э. северные территории края уже были заселены кочевыми самодийскими племенами - предки современных народов (долганов, ненцев). Проникновение русских в Сибирь начинается с похода Ермака в 1581 году и присоединение этой территории к Русскому государству. Приенисейские земли привлекали ценным пушным зверем (пушниной), богатыми лесами, многоводными реками, что привлекало сюда целые отряды охотников-промысловиков. Освоение территории Красноярского края шло с севера на юг. По морям первые отряды служилых людей проникали в устья рек и создавали прочные укрепления, которые получили название острогов. Одним из первых таких острогов был Мангазейский острог на реке Таз. В 1607 г. основано первое в нашем крае постоянное русское поселение - Туруханское зимовье (впоследствии город Туруханск). Пушнина в то время составляла 1/3 всех доходов казны.
2. Объясните, что значат понятия: острог пушнина, землепроходцы.
3. Найдите на карте Красноярского края первое поселение Туруханское зимовье.
4. Какое значение для Руси имело открытие новых земель?
5. Придумайте задание-вопрос по данному тексту.
Инструктивная карточка № 2
Второй период - Экспедиции по изучению Приенисейского края
1.Прочитайте текст и выполните задания.
С 20-х годов 18 века начинается научное изучение территории нашего края. Сюда была направлена экспедиция под руководством Д.С. Миссершмидта. Результатом его исследований стало описание полезных ископаемых (угольных месторождений) и природных условий на юге территории (Минусинская котловина). Важные исследования были проведены экспедицией под руководством С.И.Челюскина, им была открыта самая северная точка материка, которая носит его имя. П.С.Паллас в 1768 году во время своей экспедиции открыл месторождения железа, а также составил описание рельефа территории. А.Ф. Миддендорф исследовал природу Таймырского полуострова.
2. В чем заключается важность данного периода в освоении территории края?
3. Найдите на карте Таймырский полуостров, мыс Челюскин, Минусинскую котловину.
4.Используя Интернет – ресурсы, объясните, что значит «Палласово железо».
5. Придумайте задание-вопрос по данному тексту.
Инструктивная карточка № 3
Третий период – От Енисейской губернии до создания Транссибирской железной дороги
1.Прочитайте текст и выполните задания.
В 1822 году была образована Енисейская губерния, на пост губернатора был выбран Александр Степанов. В это время в тайге было обнаружено золото, и Енисейская губерния стала главным поставщиком золота в казну. В 1847 году здесь было добыто 90% всего золота России. Увеличилось число жителей. Началось активное освоение земель и развитие сельского хозяйства. Также в этот период благодаря многим исследователям были изучены районы многолетней мерзлоты, описаны горы Бырранга и плато Путорана. В 1870-ые годы было открыто большое количество краеведческих музеев в Минусинске, Красноярске, Енисейске.
2. Найдите на карте следующие географические объекты: горы Бырранга и плато Путорана, города Минусинск, Енисейск, Красноярск.
3.Дайте определение понятию многолетняя мерзлота.
4. Какое значение имело открытие на территории Енисейской губернии золота?
5. Придумайте задание-вопрос по данному тексту.
Инструктивная карточка № 4
Четвертый период 1891-1913
1.Прочитайте текст и выполните задания.
С 1891 года началась строительство Транссибирской железной дороги. Создание дороги ускорило процесс заселения территории, прибыло 200 тысяч переселенцев. В Красноярске был построен железно-дородный вокзал, а позже мост через Енисей. Продолжалось развитие сельского хозяйства и распахивание земель природных для этого. Выращивали различные культуры: пшеницу, рожь, подсолнечник, овощи. Также начала развиваться промышленность: добыча золота, каменного угля, медеплавильное производство, винокурение. Продолжаются исследования территории, экспедиция под руководством Б.А.Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля.
2. Объясните понятия: медеплавильное производство, винокурение.
3.Какое значение имело строительство железной дороги?
4.Найдите на карте пролив Вилькицкого, архипелаг Северная Земля.
5. Придумайте задание-вопрос по данному тексту.
Инструктивная карточка № 5
Пятый период с 1917 по настоящее время
1.Прочитайте текст и выполните задания.
В 1917 году север края начал изучать С.В.Обручев. Он исследовал Среднесибирское плоскогорье, угольные месторождения. Н.Н.Урванцев определил месторождения никеля, исследовал озера края. В конце 20-начале 30-х годов был детально исследован район реки Ангары. В 1950 году Южно-Енисейская экспедиция занималась комплексным описанием территории и определением производительных сил края. Позже М.В.Кирилловым, Ерохиной, Головиным, Яворским были написаны труды о природе Красноярского края. В настоящее время изучение территории нашего края продолжается за счет работы метеорологических станций, института леса, института геологии и минерального сырья.
2. Объясните, что такое производительные силы.
3.Найдите на карте Ангару, Среднесибирское плоскогорье.
4. Каково значение этого периода в истории исследования края?
5. Придумайте задание-вопрос по данному тексту.
В ходе работы каждая группа должна составить задание-вопрос, которыми группы обмениваются после выступления.
2. Закрепление изученного. На доске выписаны новые слова (острог, пушнина, многолетняя мерзлота, медеплавильное производство, винокурение) и географические объекты, которые встречались учащимся по ходу работы (Туруханск, Минусинск, Енисейск, Таймырский полуостров, мыс Челюскин, Минусинская котловина, горы Бырранга, плато Путорана, река Ангара, пролив Вилькицкого, Северная Земля, Среднесибирское плоскогорье). Для закрепления предлагается составить вопросы с этими словами.
3. Домашнее задание. На выбор: 1. Написать эссе на тему «Кто исследовал наш край». 2. Составить кроссворд « Имена исследователей нашего края».
Тема: Географическое положение и границы Красноярского края. Географические координаты крайних точек территории края
Цели: 1. Сформировать представление о границах нашего края.
2. Продолжить формирование умений определять географические координаты, работать с контурной картой.
3. Способствовать формированию умений определять цель своей деятельности и планировать работу.
Оборудование: Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия, карта Красноярского края, карта АТУ России, контурная карта Красноярского края, атлас, технологическая карта.
Ход занятия
1. Изучение нового материала. Занятие начинается с определения темы и целей. Также учитель знакомит учащихся с понятием «географическое положение». Затем каждый учащийся получает технологическую карту, где он записывает цель, которую достигнет на уроке и выполняет задания в той последовательности, которую считает нужной.
В начале занятия ученик в таблицу записывает, что ему хотелось бы узнать нового, и в конце занятия он должен провести анализ и синтез полученных знаний и определить, что ему удалось узнать. Первая и вторая колонки таблицы заполняются в начале урока, третья часть – в конце. При этом ученик самостоятельно решает, что он хочет узнать и что он действительно узнал на уроке.
Технологическая карта
Ф.И. ______________________________________
Знаю (что мы знаем) | Хочу узнать (что мы хотим узнать) | Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать) |
Задание 1.Дайте характеристику географического положения Красноярского края, вставив пропущенные слова.
Красноярский край, расположен на крупнейшем материке Земли - _________, в _________ и __________ полушарии, в _____________ части России. На _____________ полуострове в пределах края, располагается самая северная точка России, Азии и Евразии мыс ___________. На севере территорию Красноярского края омывают моря ________ и ____________, которые относятся к бассейну ______________________ океана. Территорию Красноярского края пересекает __________________ круг. Главная водная артерия края – река _________.
Задание 2. По физической карте определите географические координаты крайних точек Красноярского края:
- Северная материковая точка - мыс Челюскин ____ с.ш.____ в.д. расположен на полуострове __________________.
- Северная островная точка - мыс Арктический ____ с.ш.____ в.д. расположен на острове ________________.
- Южная точка - Хорум-Тоскыл ____ с.ш.____ в.д. расположена на границе __________________
- Западная точка - устье реки Монгочеяха - ____ с.ш.____ в.д.
- Восточная точка – полуостров Прончищева ____ с.ш.____ в.д.
Задание 3. Выполнение практической работы № 1. «Географическое положение Красноярского края». Работа с контурной картой.
1.Обозначить границы Красноярского края красным цветом.
2.Выделить и подписать название субъектов Российской Федерации – наших соседей.
3.Отметить крайние точки Красноярского края.
4.Нанести на конкурную карту административный центр края – город Красноярск.
Сделать вывод о географическом положении Красноярского края
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Используя таблицу определить, протяженность территории Красноярского края.
По меридианам, в.д. | В км | По параллелям, с.ш. | В км |
84º | 888 | 76 º | 594 |
88º | 1776 | 72 º | 1104 |
92 º | 2553 | 68 º | 1045 |
96 º | 2553 | 64 º | 1075 |
100 º | 1998 | 60 º | 1116 |
104 º | 2109 | 56 º | 499 |
108 º | 777 | 52 º | 137 |
Протяженность края с севера на юг с островами 3330 км, с севера на юг без островов _________ км, с запада на восток _______ км, в самом узком месте _________ км, средняя протяженность с запада на восток _____ км, с севера на юг _______.
2. Закрепление изученного. Учитель проводит фронтальный опрос.
1. В каком полушарии расположена территория Красноярского края?
2. Какие моря омывают территорию края на севере?
3. Какова протяженность Красноярского края с севера на юг? С запада на восток?
4. Показать на карте крайние точки края.
5. Дать характеристику географического положения Красноярского края.
3. Домашнее задание. Составить 10 вопросов по пройденной теме.
Тема: Особенности рельефа территории края. Горы и равнины Красноярского края
Цели: 1. Закрепить знания о различных формах Земли на примере территории Красноярского края.
2. Развивать умение выделять главные черты, особенности рельефа Красноярского края, определять отличие рельефа своего края от других территорий Земли.
3. Закрепить умение работать с контурной картой.
Оборудование: Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия, физическая карта Красноярского края, контурная карта Красноярского края.
Ход занятия
1. Актуализация знаний.
- Какие формы земной поверхности вас известны?
- Что называют рельефом?
- Что включают в слово «особенности»?
- А есть ли отличительные особенности у рельефа Красноярского края?
2. Изучение нового материала. Учитель называет формы рельефа, показывает их на карте. Затем учащиеся делятся на группы, и каждая работает над решением определенной задачи.
Группа 1: определить особенности рельефа Красноярского края, отличие от соседних территорий.
- Какие формы рельефа преобладают на территории Красноярского края?
- Какие формы рельефа преобладают на западе от Красноярского края?
- Какие формы рельефа преобладают на востоке от Красноярского края?
- Нанесите на контурную карту следующие формы рельефа: горы Бырранга, плато Путорана, Западный Саян, Восточный Саян, Северо-Сибирская низменность, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
Группа 2: определить отличительные особенности горных хребтов Красноярского края.
- Определите, какие формы рельефа преобладают в Красноярском крае?
- Как и где расположены горные хребты? Есть ли горы на востоке, на севере, на юге края?
- Какие высоты преобладают на территории края?
- Заполните таблицу
Название форм рельефа | Преобладающие высоты | Наивысшая точка |
Самые высокие горы Красноярского края - это Западный и Восточный Саян, расположены они на юге и юго-востоке. Наивысшая точка Восточного Саяна – пик Грандиозный, его высота 2922 м, Западного Саяна – Кызыл-Тайга высотой 3121м. По правому берега Енисея вытянулись невысокие горы (1104 м) – Енисейский кряж. На полуострове Таймыр находятся низкие полуразрушенные горы Бырранга, самая высокая их точка гора Ледниковая -1125 м. В северо-западной части Среднесибирского плоскогорья находится плато Путорана, его наивысшей точкой является гора Камень – 1678 м.
Группа 3: определить отличительные особенности равнин Красноярского края.
- Какие формы рельефа преобладают на территории Красноярского края?
- Где расположены равнины? Имеются ли равнины на севере, на западе края?
- Имеются на территории равнин заболоченные местности, озера?
- Заполните таблицу:
Название форм рельефа | Преобладающие высоты | Наивысшая точка |
На территории Красноярского края расположены также и равнины. Наиболее крупной по площади является Среднесибирское плоскогорье. На севере лежит Северо-Сибирская низменность, протянувшаяся более чем на 1000 км с запада на восток. В западной части края находится восточная часть Западно-Сибирской равнины. На ее низменной территории много болот и озер.
3. Закрепление изученного. Проводится «Конкурс на лучшую систему вопросов». Учитель предлагает по содержанию занятия составить вопросы. Условия конкурса:
1) участники игры работают в творческих парах;
2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;
3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;
4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;
5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.
4. Домашнее задание. Нанести на контурную карту горы: Бырранга, Западный, Восточный Саян, Енисейский кряж, плато Путорана; равнины: Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирская низменность, Западно-Сибирская равнина.
Тема: Полезные ископаемые Красноярского края
Цели: 1. Сформировать представление о составе горных пород, полезных ископаемых Красноярского края.
2. Продолжать формирование бережного отношения к природным объектам.
3. Способствовать формированию умений работать в группе, извлекать информацию из различных источников.
Оборудование: карта полезных ископаемых Красноярского края, лист оценки команд, контурные карты Красноярского края, Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия.
Ход занятия
1.Изучени нового материала. Занятие проводится в форме игры. Класс делится на команды, и каждая команда придумывает себе название.
Задание № 1. В начале занятия учитель проводит конкурс знатоков по вопросам предыдущей темы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Назовите особенности рельефа Красноярского края.
2.Покажите на карте горы Красноярского края.
3.Покажите на карте равнины Красноярского края.
4.Покажите горные вершины края на физической карте.
5.Что такое горные породы?
6.Как горные породы различаются по происхождению?
7. Какие виды полезных ископаемых вам известны?
Задание № 2. По одному ученику от каждой команды даются 3 образца горных пород, их задача определить характер горных пород, встречающихся в нашей местности. Максимальное количество баллов – 6.
Для каждой из горных пород определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу.
План описания:
1.Название.
2. Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая).
3.Цвет.
4.Прозрачность (прозрачная, непрозрачная, малопрозрачная).
5.Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый - без блеска).
6.Структура (зернистая, землистая, плотная).
7.Происхождение.
Название | Плотность | Цвет | Прозрач-ность | Блеск | Структу-ра | Происхождение |
Задание № 3. По карте полезных ископаемых Красноярского края определить, какие виды полезных ископаемых встречаются на его территории, привести по одному примеру. Ответ: (топливные, металлические, неметаллические, строительные материалы).
Задание № 4. Нанесите на контурную карту следующие полезные ископаемые: Назаровское и Бородинское буроугольные месторождения; Талнахское, Надеждинское (Норильское) медно-никелевые месторождения; Советское и Олимпиадинское месторождения золота; Ванкорское месторождение нефти, Краснокаменское, Енашимское месторождения железных руд; Торгашинское месторождение известняка, Курагинское месторождение гранита.
Задание №5. По описанию определите, о каком полезном ископаемом идет речь.
а) Красноярскому краю принадлежит первенство в России по запасам этого полезного ископаемого. Они сосредоточены в 4 бассейнах: Таймырском, Канско-Ачинском, Тунгусском, Минусинском. Это полезное ископаемое используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. (Уголь).
б) Мировой известностью пользуется этот горнорудный район. Крупнейшие месторождения этого металла расположены на севере Красноярского края за полярным кругом. Одним из таких месторождений является Талнахское. Благодаря таким свойствам как легкость, электропроводность используется в машиностроении, электроэнергетике. (Никель).
в) Когда-то это драгоценный металл добывался в ручную. Множество людей отправлялось в тайгу в надежде отыскать его и разбогатеть. И сегодня Красноярский край по добыче этого полезного ископаемого занимает одно из первых мест в стране. Применяется он и в промышленности, и в медицине, но чаще всего в ювелирных изделиях. (Золото).
г) В Красноярском крае много месторождений различных строительных материалов. Таким материалом является и это полезное ископаемое. Он используется как камень для памятников, для наружной облицовки и внутренней отделки зданий. Крупнейшее месторождение в края Кибик-Кардонское, находится оно на юге края в предгорьях Саян. (Мрамор)
За правильный ответ 1 балл.
Задание № 6. Установить соответствие между полезным ископаемым и его месторождением, используя карту.
1) бурый уголь а) Норильское
2) никелевая руда б) Ванкорское
3) железная руда в) Олимпиаднинское
4) гранит г) Назаровское
5) известняк д) Торгашинское
6) золото е) Краснокаменская группа
7) нефть ж) Курагинское
За каждую правильно установленную пару 1 балл. Ответы: 1-г, 2-а, 3-е, 4-ж, 5-д, 6 - в, 7 - б.
Задание № 7. Какие экологические проблемы связаны с добычей полезных ископаемых в Красноярском крае? Представьте свой ответ в виде схемы. (Изменение форм рельефа (отвалы, воронки), при взрывных работах – осыпи, обвалы, загрязнение водоемов, воздуха, разрушение почв, влияние на растительность и животных). Максимальное количество 10 баллов.
2. Итоги занятия. В конце занятия подсчитываются баллы, и определяется команда - победитель. Проводится рефлексия. На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.
Например, оценка содержания, оценка формы проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
3.Домашнее задание. Подготовить проект (презентацию) о водных объектах (реках, озерах, болотах) Красноярского края.
Тема: Моря, омывающие территорию края
Цели: 1. Сформировать представление о морях, омывающих территорию Красноярского края, выявить особенности природы морей.
2. Способствовать развитию умений планировать свою деятельность и оценивать ее.
3. Продолжать формирование бережного отношения к природным объектам (морским побережьям, морским животным края).
Оборудование: карта Красноярского края, Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия,
Ход занятия
1. Изучение нового материала. Красноярский край омывают два моря Северного Ледовитого океана. Используя, таблицу, приведенный ниже текст и другие источники информации составить сравнительную характеристику морей, омывающих территорию Красноярского края.
Таблица 2
Числовые характеристики морей
Море | Тип моря | Площадь, тыс. км2 | Объем, км3 | Глубина, м | Средняя t воды, ºС | Соленость, ‰ | |||
мах | сред. | Зима | лето | ||||||
Карское | Материково-окраинное | 883 | 98 | 620 | 111 | -1,5 + 1,5 | 0 +6 | 3-34 | |
Лаптевых | Материково-окраинное | 662 | 353 | 3385 | 533 | -0,8 +1,7 | 0 +10 | 1-32 |
Моря, омывающие территорию Красноярского края
На севере Красноярский край омывается морями Северного Ледовитого океана – Карским и морем Лаптевых. Карское море простирается с запада на восток, от островов Новая Земля до архипелага Северная Земля. Растительность и животный мир состоит из различных водорослей, представителей беспозвоночных и 61 вида рыб.
Море Лаптевых на западе ограничено Таймырским полуостровом и архипелагом Северная Земля, на востоке – архипелагом Новосибирских островов. Климат моря суровый, среднегодовая температура -13 и ниже. Осадков выпадает около 100 мм. В зимние месяцы бывают штормовые ветры.
План сравнительной характеристики морей:
1. Географическое положение.
2. Глубина и площадь.
3. Климат морей
3. Растительность и животный мир.
4. Общее и различия Карского и моря Лаптевых.
2. Закрепление изученного. Предложить учащимся в группах решить следующие проблемы:
1. Почему соленость морей, омывающих территорию края, изменятся от 1-3‰ до 32-34‰?
2. Почему климат моря Лаптевых суровее, чем климат Карского моря?
3. Какое хозяйственное значение имеют моря?
При этом все идеи по решению проблемы, высказываемые участниками группы должны фиксироваться на листе бумаги. В течение одной минуты длится обсуждение, а затем все идеи подвергаются анализу и выбирается правильное решение.
3. Домашнее задание. На контурную карту нанести, моря омывающие территорию Красноярского края, острова: архипелага Северная Земля, пролив Вилькицкого, Енисейский залив, Хатангский залив.
Тема: Реки, озера и болота Красноярского края
Цели: 1. Выявить особенности внутренних вод Красноярского края.
2. Закрепить умение давать характеристику географическим объектам гидросферы, используя план.
3. Способствовать развитию устной коммуникации перед аудиторией.
Оборудование: Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасия, презентации учащихся.
Ход занятия
1. Изучение нового материала. Ученикам дается опережающее задание - подготовить проект (презентацию) о водных объектах (реках, озерах, болотах) Красноярского края по плану.
Реки (Пясина, Хатанга, Енисей и его притоки: Ангара, Подкаменная и Нижняя Тунгуска, Чулым).
План описания реки:
- Где расположена?
- Исток и устье реки.
- Направление течения реки.
- Источники питания и режим реки.
- Значение для человека.
- Задание по теме сообщения.
Озера (Таймыр, Виви, Хантайское, Пясино, водохранилища: Саяно-Шушенское, Красноярское).
План описания озера:
- Где расположено озеро?
- Происхождение озера (ледниковое, тектоническое, искусственное).
- Питание и режим.
- Значение для человека.
- Задание по теме сообщения.
Болота. Сообщение строится по следующему плану:
1. Где расположены.
2. Причины заболоченности.
3. Значение болот.
2. Закрепление изученного. Игра «Почта»: вопрос-задание, который группа задает классу, вкладывается в конверт с соответствующим названием: Реки, Озера, Болота. Затем учащиеся по очереди вытягивают карточки из конверта и отвечают.
3. Домашнее задание. Составить характеристику природных зон (арктические пустыни, тундра, лесотундра, северная тайга, средняя тайга, южная тайга, лесостепь и степь) Красноярского края по плану:
1. Географическое положение природной зоны.
2. Климат.
3. Растительность.
4. Животный мир.
Особенности климата Красноярского края. Погода
Цели: 1. Сформировать представление о климате Красноярского края, факторах, влияющих на климат и погоду.
2. Развивать умения характеризовать погоду, используя графики и диаграммы.
3. Способствовать формированию умений по составлению ЛОК.
Оборудование: графики, диаграммы погоды города Красноярска, задания для работы в группах, климатическая карта Красноярского края.
Ход занятия
1. Актуализация знаний. В начале занятия учитель проводит фронтальную беседу по вопросам: что такое погода, климат, какими элементами характеризуется погода?
2. Изучение нового материала. Учащимся предлагается составить характеристику погоды города Красноярска, используя карты атласа, графики и диаграммы.
Рис.1. Средняя температура воздуха в Красноярске в течение года
Рис.2. Роза ветров города Красноярска
Рис.3. Характеристика погоды и атмосферное давление города Красноярска.
План характеристики погоды:
1. Температура (зимой, летом, максимальная и минимальная в течение года).
2. Осадки (количество осадков, вероятность осадков в течение года).
3. Направление ветра (какое направление ветра преобладает).
4. Изменение атмосферного давления.
Рис.1. Карта средних температур января и июля
Климат Красноярского края
Климат Красноярского края резко - континентальный, т.е. характеризуется большой разницей температур самого холодного и самого теплого месяца в году, но также в резком колебании температуры в течение суток.
Средняя температура января −36 °C на севере и −18 °C на юге, в июле соответственно +10 °C и +20 °C. В среднем в год выпадает 316 мм осадков, основная часть - летом, в предгорьях Саян 600 - 1000 мм. Снежный покров устанавливается в начале ноября и сходит к концу марта.
Климат любого района зависит от географического положения. Территория края расположена в северной части материка Евразия между 50 и 77 º северной широты. И отгорожена высокими горами на юге и юго-востоке от влияния теплых морей Тихого и Индийского океанов. Сказывается влияние Северно-Ледовитого океана, так как на севере преобладает равнинный рельеф. Поэтому холодные воздушные массы проникают в глубь территории края. Зимой поверхность края охлаждается, а летом нагревается. Зимой преобладают холодные арктические воздушные массы, а летом господствуют умеренные воздушные массы, приходящие с запада, они приносят тепло и осадки. Но количество осадков убывает с запада на восток.
Задания для работы в группах
Используя дополнительную информацию о климате нашего края, выполнить задания:
1. Выписать факторы, влияющие на формирование климата нашего края.
2. По карте определить: между какими градусами широты расположен Красноярский край.
3. По карте определить, как наш край расположен по отношению к океанам.
4. Описать рельеф территории края и его влияние на климат.
5. Какие воздушные массы преобладают зимой, а какие летом.
6. Как климат влияет на деятельность человека?
7. Составьте схему «Факторы, влияющие на климат Красноярского края» по прочитанному тексту и вопросам.
3. Закрепление изученного. После работы в группах проводится игра на составление вопросов творческого характера «Подбери вопросительные слова». Учитель записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что... Какова взаимосвязь...? Каковы причины...? Каковы следствия? Что произойдет, если...? Объясни зависимость... Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.
В конце занятия проводится рефлексия, по следующим вопросам:
- Как была организована ваша деятельность на уроке?
- Что нового вы узнали? Чему научились?
- Что получилось/ не получилось? Почему?
4. Домашнее задание. В течение недели вести дневник наблюдения за погодой.
Тема: Животный и растительный мир края
Цели: 1. Сформировать представления о растительности и животном мире на примере Красноярского края.
2. Продолжать формирование умений по установлению зависимости морфологии растений и животных от условий обитания.
3. Способствовать формированию ответственного отношения к родной природе, экологического и эстетического воспитания.
Оборудование: контурная карта Красноярского края, хрестоматия по географии Красноярского края, инструктивные карточки.
Ход занятия
1.Изучение нового материала. Опережающее задание для учащихся: составить характеристику природных зон (арктические пустыни, тундра, лесотундра, северная тайга, средняя тайга, южная тайга, лесостепь и степь) Красноярского края по плану:
1. Географическое положение природной зоны.
2. Климат.
3. Растительность.
4. Животный мир.
2. Закрепление изученного. На занятии учащиеся выполняют задания по своей природной зоне:
1. Нанесите на контурную карту границы природной зоны;
2. С помощью условных знаков указать виды растений и животных.
Заполнить таблицу:
Природная зона | ГП | Климат | Растения | Животные |
Затем по инструктивным карточкам продолжается работа в группах.
Инструктивная карточка № 1
1. Используя карту Красноярского края и рисунки учебника, определите животных, обитаемых в данных природных условиях.
2. Установите, как влияют природные условия Красноярского края на животных?
3. Установите зависимость между внешним видом животного и характером природных условий.
Инструктивная карточка № 2
1. Используя карту Красноярского края и рисунки учебника, приведите примеры растений для каждой природной зоны.
2. Как влияют природные условия Красноярского края на растительный мир?
3. Установите зависимость между внешним видом растений и характером природных условий.
3. Домашнее задание. Составить рассказ об одном из животных или растений Красноярского края.
Тема: Заповедники и национальные парки Красноярского края
Цели: 1. Формировать представления о способах охраны природы, заповедниках и национальных парках Красноярского края.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений: выражать и отстаивать свои точку зрения, вступать в дискуссию.
3. Способствовать формированию ответственного отношения к родной природе, экологического и эстетического воспитания.
Оборудование: хрестоматия по географии Красноярского края и Республики Хакасия, вопросы для дискуссии.
Ход занятия
Класс делится на команды. Каждой команде предлагается задание, и отводится 3 минуты на подготовку ответа. Отвечать могут один или несколько учеников, но ответ должен быть не более 1 минуты. После ответа одной команды в дискуссию включаются другие. Они могут дополнять, возражать, спрашивать, но необходимо соблюдать очередность. Все дополнения, вопросы отмечаются учителем в таблице.
№ команды | Ответ | Возражение | Дополнение | Вопрос | Дисциплина | Сумма | Место |
Вопросы для обсуждения:
1. Является ли территория, исключенная полностью или частично из хозяйственного пользования в целях сохранения, а также их особой научной, учебно-просветительской, исторической, эстетической ценности особо охраняемой территорией?
2. Отличаются ли заповедники от национальных парков?
3. Каково значение заповедников? Нужны ли они?
4. Есть ли в Красноярском крае территории, которые нуждаются в охране?
5. Целью создания Большого Арктического заповедника было сохранение гнездовых местообитаний птиц?
Домашнее задание. Нанести на контурную карту заповедники Красноярского края.
Итоговое занятие
Последние три занятия отводятся на оформление настольной игры. Разрабатывается игровое поле, фишки, карточки с заданиями, включают те вопросы, которые учащиеся готовили по разным темам в течение факультативного курса. Также отводится время, для того чтобы апробировать игру.
Образовательные ресурсы
1. Атлас Красноярского края и Республики Хакасии. Новосибирск: Роскартогафия, 1994. 84 с.
2. Баранов А.А. Особо охраняемые природные территории Красноярского края: Учебно-методическое пособие/ А.А. Баранов, С.В. Кожеко. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 240 с.
3. Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасия: учебное пособие. Красноярск: Кн. изд-во, 1993. 192 с.
4. Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасия: хрестоматия, учебное пособие. Красноярск: Кн. изд-во, 1995. 288 с.
5. Заякин А.Ю. Природа и экология Красноярского края: учебное пособие. Красноярск: РООКК Развитие образования, 2008. 40 с.
6. История Красноярского края. - Красноярск: Буква С Т. 1: Культура. -Красноярск: Буква С, 2008. - 550 с.
7. Красноярский край: электронная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%ED%EE%FF%F0%F1%EA%E8%E9_%EA%F0%E0%E9
8.Погода в Красноярске. URL: http://world-weather.ru/archive/russia/krasnoyarsk/
9. Природа Красноярского края: хрестоматия-справочник для учителя. URL: http://nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/main.htm.
10. Природные ресурсы Красноярского края. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=24
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАКАЗНИК - это территория, где охраняются отдельные виды животных, растений или часть природного комплекса. Большинство заказников нацелено на сохранение, восстановление ценных охотничье-промысловых видов диких животных вместе со средой их обитания.
Елогуйский федеральный заказник Цель создания: охраны экосистем средней тайги. Он часть биосферного полигона Центрально- Сибирского заповедника.
Растения Сосна Ель
Животные
Занесенные в Красную книгу РФ Сапсан ( Причулымский Заказник) Скопа ( Сисимский ) Беркут ( Тайбинский ) Орлан-белохвост (заказник Арга )
Верно ли утверждение? 1 . Заказник – это территория, которая полностью и навечно изъята из хозяйственного использования человеком и находится под охраной государства. 2. Заказники бывают комплексные, биологические и гидрологические. 3. Заказник Елогуйский имеет статус федерального значения. Заказник создается как место для отдыха туристов. 5 . Арга , Сисимский , Большемуртинский это заказники на территории Крас.края .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Национальный парк особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека. Но разрешено посещение этой территории туристами.
Задачи нац.парков сохранение природы и историко-культурных объектов экологическое просвещение населения создание условий для туризма и отдыха осуществление мониторинга восстановление природных объектов
Функциональные зоны особо охраняемая зона Заповедная зона познавательного туризма рекреационная , для отдыха обслуживание посетителей Хоз . назначения
Национальный парк « Шушенский бор» Находится а территории Шушенского района Красноярского края. Образован 3 ноября 1995 г. Шушенский бор состоит из двух участков: части Минусинской котловины и северного склона Западного Саяна .
Природный парк « Ергаки » Природные парки имеют региональное значение. организован 4 апреля 2005 г. « Ергаки » с тувинского « эргек » — большой палец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления деятельности Акклиматизация Рыболовство Разведение определенных видов животных Освоение пустынных территорий, высокогорных районов Повышение биологической продуктивности
Енисейская экологическая станция «Мирное» изучение биологического разнообразия изучение народов севера - кетов
К работе на таких станциях привлекаются и дети
Как называется? территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью выращиваются коллекции растений разных частей света и различных климатических зон. Ботанический сад
Ботанический сад имени Всеволода Михайловича Крутовского
Что такое памятник природы Это уникальный, ценный в экологическом, научном, культурном отношении природный объект или объект созданный человеком. На территории Красноярского края 55 объект имеет статус памятника природы краевого значения (на период 01.05.07 г.).
Расшифруйте анаграммы венизаподк настиця личебосгакоя нициоальанйы рапк матпиняк рипдыро табоченисийк адс Заповедник Биологическая станция Национальный парк Памятник природы Ботанический сад
Домашнее задание Представьте, что вы работаете в туристическом бюро и вам нужно разрекламировать один из памятников природы нашего края. Вам нужно доказать, почему этот объектов заслуживает особенного внимания, приведите 5 аргументов (можно больше). Форма отчета: буклет, карта, репортаж, презентация, газета, стихотворение, песня и т.д. Можно выполнять проект в парах.
Задания для работы в группах Вы работники (ботанического сада, биологической станции) Чем занимаются сотрудники вашей станции? Где она находится? В чем заключается важность вашей работы?
Памятники природы Красноярского края
Анашенский бор Памятник природы Анашенский бор образован в 1981 г. в целях сохранения уникального лесного массива, живописного ландшафта, имеющего средообразующее значение. Расположен на территории Новоселовского района. Площадь - 5849,0 га. Границы: Анашенский бор находится на правом берегу р. Енисей, протяженность бора - 18 км. Памятник природы отграничивается с юга - руслом р. Тальцы и землями совхоза " Анашенский ", с востока и запада берегами Красноярского водохранилища; Основные охраняемые объекты: лесной массив.
Анашенский бор
Березово-муравьиная роща Памятник природы образован в 1987 г. в целях сохранения уникального участка леса с большим количеством муравейников. Расположен на территории Устюгского совхоза Емельяновского района. Площадь - 10 га. Границы: Памятник природы расположен в 300 м от д. Плоское, по обе стороны дороги из п. Емельяново, в 10, 11 кварталах ГУ сельский лесхоз " Емельяновский ", в квартале 4 Красноярского военного лесничества. Основные охраняемые объекты: березовая роща; муравейники.
Верховье реки первой Белой Памятник природы образован в 1993 г. в целях сохранения участка кедрово-пихтовой тайги с комплексом видов древних и реликтовых растений доледникового периода, некоторые из которых встречаются только в Ермаковском районе и на оз.Байкал. Расположен на территории Ермаковского района. Площадь - 30,0 га (длиной 1,5 км, шириной (вместе с охранной зоной) 200 м) Границы: Памятник природы входит в состав 85 квартала Танзыбейского лесничества Ермаковского лесхоза. Бассейн р. Белая входит в систему р. Большой Кебеж . Основные охраняемые объекты: участок кедрово-пихтовой тайги с комплексом видов древних и реликтовых растений.
Верховье реки первой Белой
Второй родник на р. Ужурка Памятник природы образован в 1991 г. в целях сохранения родника как источника чистой воды. Расположен на территории Ужурского района. Площадь - 0,0001 га. Границы: Памятник природы расположен на въезде в г. Ужур, в 25-30 м западнее полотна дороги Назарово-Ужур и впадает в р. Чернавка (правый приток р. Ужурка). Основные охраняемые объекты: родник.
Геологический разрез по р. Ореш Памятник природы образован в 1981 г. в целях сохранения естественных скальных обнажений - образований Джебашской серии и являющихся опорным разрезом стратиграфического расчленения. Расположен на территории Ермаковского района. Площадь - 10,0 га. Границы: памятник природы находится в устье р. Ореш по ее правому берегу в кв. 207 Араданского лесничества Усинского лесхоза. Основные охраняемые объекты: геологический разрез.
Гмирянский бор Памятник природы образован в 1981 г. в целях сохранения в естественном состоянии соснового бора, имеющего эстетическое и рекреационное значение. Расположен на территории Рыбинского района. Площадь - 199,8 га. Границы: Памятник природы включает правую сторону Гмирянского бора от дороги г. Заозёрный - с. Солянка, с севера граничит с с . Гмирянка , с юга и запада примыкает пруд Гмирянский, с востока - пашня совхоза Заозёрновский . Гмирянский пруд входит в состав памятника природы. Основные охраняемые объекты: сосновый бор.
Гмирянский бор
Дендрарий СибГТУ Памятник природы образован в 1984 г. в целях сохранения дендрария, заложенного в 1949 году профессором В.Э. Шмидтом, в научно-исследовательских и учебных целях. Расположен на территории Емельяновского района. Площадь - 8 га. Границы: Коллекция ив и аллея лип расположена в 1,5 км от совхоза "Удачный", в западном направлении от автобусной остановки по центральной дороге. Дендрарий расположен в 1,2 км от р. Енисей на возвышенном плато. Географические координаты дендрария 55° 58` 32" с.ш ., 92° 37` 55" в.д. Основные охраняемые объекты: коллекция ив, аллея лип, 157 форм древесных растений, в том числе редкие виды.
Дендрарий СибГТУ
Дендросад в районе Старого скита Памятник природы образован в 1981 г. в целях сохранения дендрария, заложенного более ста лет назад. Расположен на территории МО г. Дивногорска. Площадь - 1,25 га. Границы: Дендросад находится на въезде в г. Дивногорск со стороны г. Красноярска, в 600 м выше берега р. Енисей. Территория дендросада ограничена от леса и окружающей территории оградой. Основные охраняемые объекты: розарий, 42 вида деревьев и кустарников, 23 из которых интродуценты .
Дендросад в районе Старого скита
Каменный городок Памятник природы Каменный городок образован в 1981 г. в целях сохранения уникального ландшафтного участка, комплекса причудливых скал в зоне горной тайги, для научных, культурно-просветительских и эстетических целей. Расположен на территории Ермаковского района. Площадь - 20,0 га. Границы: Памятник природы входит в состав 173 квартала Танзыбейского лесничества Ермаковского лесхоза. Расположен в междуречье рек Большая и Малая Оя на отрогах хребта Кулумыс . Основные охраняемые объекты: геологический комплекс.
Каменный городок
Красивая береза Памятник природы образован в 1991 г. в целях сохранения необычного дерева, с пирамидальной кроной. Расположен на территории Абанского района. Площадь - 0,01 га. Границы: Памятник природы расположен в 20 км от п. Абан в районе урочища Морозовка . В состав памятника природы входит охранная зона в радиусе 7 м от охраняемого объекта. Основные охраняемые объекты: Береза.
Кривинский бор Памятник природы образован в 2007 г. с целью сохранения природного комплекса ленточных сосновых боров Минусинской котловины, приуроченных к древним песчаным отложениям, очень уязвимых и испытывающих высокую антропогенную нагрузку в окрестностях оз. Тагарского Расположен на территории Минусинского района. Площадь - 1185 га. Границы: Расположен в Минусинском районе Красноярского края, в 17 км к югу от г. Минусинска, на землях государственного лесного фонда КГУ "Минусинский лесхоз" (кварталы N 3 - 14 Знаменского лесничества).
Кривинский бор
Ледоминеральный комплекс "Ледяная гора" Памятник природы образован в 1995 г. в целях сохранения уникального природного ледового комплекса. Расположен на территории МО г. Игарка . Площадь - 2900 га. Границы: Памятник природы расположен на правом берегу р. Енисей, в южной части Ермаковской излучины, в 100 км южнее г. Игарка , между п. Ермаково и станком Денежкино, у широты Северного полярного круга. Основные охраняемые объекты: природный ледоминеральный комплекс.
Ледоминеральный комплекс "Ледяная гора"
"Лесной массив " Анцирские дачи" Памятник природы образован в 1985 г. в целях сохранения уникального фонда различных пород хвойных лесных культур, создаваемого с 1949 г. Расположен на территории Канского района. Площадь - 922,48 га. Границы: Памятник природы примыкает к 13-16 км Тасеевского тракта, начинается у с. Анцирь . Полностью занимает с 32 по 42 квартала Канского лесничества Канского лесхоза. Основные охраняемые объекты: лесной массив " Анцирские дачи".
"Лесной массив " Анцирские дачи"
Лиственничная аллея протяженностью 1500 м Памятник природы образован в 1991 г. в целях сохранения в естественном состоянии лиственничных насаждений для рекреационных целей. Расположен на территории Боготольского района. Площадь - 1,5 га. Границы: Памятник природы расположен в 6 квартале Гремяченского лесничества Боготольского лесхоза. Лесные насаждения находятся в береговой полосе р. Чулым, в пределах комплексного заказника Арга .
Лиственничная аллея
Лугавский бор Памятник природы образован в 1981 г. в целях сохранения части уникальных ленточных боров Минусинской котловины, для рекреационных и оздоровительных целей. Расположен на территории Минусинского района. Площадь - 1990,0 га. Границы: Памятник природы входит в состав Лугавского лесничества кварталов № 89-90, 110-113, 153-156, 134-137, 165-169. Основные охраняемые объекты: лесной массив.
Лугавский бор
Маралья скала Памятник природы Маралья скала образован в 1993 г. в целях сохранения скалы, как места произрастания реликтовых эндемичных , редких видов растений. Расположен на территории Ермаковского района. Площадь - 10,0 га. Границы: Памятник природы расположен в 104 квартале Танзыбейского лесничества Ермаковского лесхоза, на левом берегу р. Каринзюль , в отрогах Западного Саяна . Основные охраняемые объекты: место произрастания реликтовых эндемичных , редких видов растений.
Место падения метеорита " Палласово железо" Памятник природы образован в 1987 г. в целях сохранения места падения метеорита " Палласово железо", найденного в 1749 году академиком Палласом. Расположен на территории Новоселовского района. Площадь - 78,0 га. Границы: Расположен в Новоселовском районе, на землях Новоселовского лесхоза, в 21 квартале Кульчекского лесничества на вершине сопки "Метеоритная". Основные охраняемые объекты: место падения метеорита.
Место падения метеорита " Палласово железо"
Мининские столбы Памятник природы образован в 2002 г. в целях сохранения в естественном состоянии уникального участка природы, гармонично сочетающего сиенитовые скалы с многообразием растительного и животного мира, а так же развитие экологического туризма. Расположен на территории МО г. Дивногорска и Емельяновского района. Площадь - 4372,1 га. Основные охраняемые объекты: природный комплекс " Мининские столбы".
Мининские столбы
"Музей вечной мерзлоты" Памятник природы образован в 1995 г. в целях сохранения уникального геолого-географического полигона, включающего в себя подземную выработку в толще многомерзлотных пород. Расположен на территории МО г. Игарка . Площадь - 2,8 га. Границы: Памятник природы расположен на пологом склоне в юго-западном направлении в сторону р. Енисей. Расстояние до Игарской протоки составляет около 750 м. Границей охранной зоны является граница территории краеведческого комплекса и Игарской геокриологической лаборатории, дома ул. М. Театра 8 и ул. Чкалова 14. Основные охраняемые объекты: геолого-географического полигона.
"Музей вечной мерзлоты"
Озеро Абакшинское Памятник природы образован в 1984 г. в целях сохранения уникального озера, ценного в эстетическом и оздоровительном отношении. Расположен на территории Сухобузимского района. Площадь - 50 га. Границы: Озеро Абакшинское расположено в пойме р. Енисей, в 2-х км от берега реки, в 3-х км от с. Абакшино , в 400 м от автодороги Абакшино - Кононово . С западной и юго-западной стороны озера расположен сосновый бор. Основные охраняемые объекты: озеро Абакшинское .
Озеро Абакшинское
"Озеро Монастырское" Памятник природы образован в 2007 г. в целях сохранения уникального природного комплекса, сочетающего лечебное озеро с поддержанием оптимальных условий для рекреации. Расположен на территории Енисейского района. Площадь - 578 га.
Озеро Ойское Памятник природы образован в 1985 г. в целях сохранения уникального озера, расположенного в зоне альпийских лугов, из которого вытекает ручей, являющийся истоком р. Оя . Расположен на территории Ермаковского района. Площадь - 56,0 га. Границы: Озеро Ойское входит в состав 178 квартала Танзыбейского лесничества Ермаковского лесхоза. Озеро расположено на южном склоне хребта Кулумыс , отрог Западного Саяна , в бассейне р. Оленья речка. Основные охраняемые объекты: озеро Ойское .
Озеро Ойское
Озеро Светленькое Памятник природы образован в 1993 г. в целях сохранения уникального природного объекта озера Светленькое. Расположен на территории Енисейского района. Площадь - 1240 га. Границы: Памятник природы расположен на территории Касовского лесничества Нижне-Енисейского лесхоза в кварталах № 716-719, 773-775. Включает в себя озеро Светленькое и прилегающую к нему лесную полосу шириной 3 км. Основные охраняемые объекты: озеро Светленькое.
Озеро Светленькое
Озеро Тиберкуль Памятник природы образован в 1987 г. в целях сохранения уникального и живописного горного озера, для оздоровительных и рекреационных целей Расположен на территории Курагинского района. Площадь - 2701,0 га. Границы: Памятник природы расположен на территории Курагинского лесхоза в 172 квартале Табратского лесничества. Площадь озера - 2701 га. Озеро расположено в горной впадине, на высоте 443 м. над уровнем моря, в 130 км. от районного центра п. Курагино и 30 км. от с. Черемшанка. (УБРАТЬ «Площадь озера - 2701 га»). Основные охраняемые объекты: озеро Тиберкуль .
Озеро Тиберкуль
Пещера " Баджейская " Памятник природы образован в 1977 г. в целях сохранения крупнейшей пещеры мира в конгломератах. Расположен на территории Манского района. Площадь - 37,1 га. Основные охраняемые объекты: Пещера "Баджейская".
Пещера " Баджейская "
Пещера "Караульная" Памятник природы образован в 1977 г. в целях сохранения уникальной и одной из самых посещаемых пещер в крае. Расположен на территории Емельяновского района. Площадь - 10,6 га. Основные охраняемые объекты: пещера Караульная.
Пещера " Лысанская " Памятник природы образован в 1977 г. в целях сохранения уникальной пещеры, представляющей геологический интерес. Расположен на территории Курагинского района. Площадь: протяженность ходов пещеры 2400 м Границы: Пещера расположена на территории Кошурниковского лесничества Кизирского лесхоза. Находится у подножия южного борта ручья Лысан , в 300 м от его устья, на 9 м выше уреза воды ручья. Устье пещеры расположено на высоте с отметкой 682,8 м. Местность горно-таёжная, пещера расположена в 35 км восточнее п. Щетинкино . Основные охраняемые объекты: пещера Лысанская .
Пещера "Майская" Памятник природы образован в 1977 г. в целях сохранения уникальной и одной из крупнейших пещер в крае. Расположен на территории МО г. Дивногорска. Площадь - 5,6 га. Границы: Пещера Майская расположена в 15 км от п. Шумиха, в кв. № 97 Хмельниковского лесничества Дивногорского лесхоз-техникума . Граница наземной части памятника природы входит в состав выдела 13 квартала № 97 Хмельниковского лесничества Дивногорского лесхоз-техникума . Основные охраняемые объекты: пещера Майская.
Река Шушь Памятник природы образован в 1984 г. в целях сохранения полигона экологического воспитания и образования учащихся поселка Шушенское, река Шушь входит в состав экскурсионного государственного историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское". Расположен на территории Шушенского района. Площадь - 780,0 га. Границы: Река Шушь правый приток р. Енисея, является водоёмом второго порядка. Берёт начало с Саянских гор и протекает по таёжной и лесостепной зонам. В состав памятника природы входит прибрежная полоса шириной 50 м. Основные охраняемые объекты: река Шушь .
Река Шушь
Рыбинский бор Памятник природы образован в 1984 г. в целях сохранения в естественном состоянии одного из самых крупных массивов сосновых насаждений в Рыбинском районе. Расположен на территории Рыбинского района. Площадь - 1363,0 га. Границы: Рыбинский бор расположен по обе стороны Саянского тракта. На севере и северо-западе граничит с пахотными землями АО " Переясловский ", на юге, юго-западе - по р. Рыбной. Основные охраняемые объекты: сосновые насаждения. Режим особой охраны и природопользования
Рыбинский бор
Сосновый бор в Канске Памятник природы образован в 1985 г. в целях сохранения расположенного в черте города лесного массива, для рекреационных и оздоровительных целей. Расположен на территории г. Канска. Площадь - 143,5 га. Границы: Сосновый бор расположен на правом берегу р. Кан, в северо-западном районе г. Канска, в жилом массиве. Основные охраняемые объекты: лесной массив.
Чинжебский водопад Памятник природы образован в 1987 г. в целях сохранения уникального гидро-геологического комплекса. Расположен на территории Курагинского района. Площадь - 0,024 га. Границы: Памятник природы расположен в 221 квартале Кошурниковского лесничества Кизирского лесхоза, по ручью Зелёный - правому притоку р. В. Чинжеба гидросистемы р. Кизир . Основные охраняемые объекты: водопад.
Чинжебский водопад
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 А знаете ли вы… Богатства Края Наш красноярск Заповедный край Веселая география
Красный яр,на котором был построен острог Наш Красноярск 10 Что послужило обоснованием, чтобы назвать город Красноярском?
Памятник Андрею Дубенскому-основателю города Красноярска Наш Красноярск 20 Кому и за что поставлен памятник?
Наш Красноярск 30 Какая достопримечательность Красноярска названа в честь Лондонской? Биг-бен (часы)
Наш Красноярск 40 Назовите год основания Красноярска. 1628
Наш Красноярск 50 Укажите герб города Красноярска №3. В червлёном поле золотой стоящий на задних лапах лев, держащий в правой лапе золотой заступ, а в левой — золотой серп. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели : справа — серебряный единорог с золотым рогом, слева — серебряный конь, у обоих копыта, гривы и хвосты золотые, глаза и языки червлёные. № 1 № 2 № 3
1.Столбы, 2.Саяно-Шушенский, 3.Путоранский, 4.Тунгусский, 5.Центрально-Сибирский, 6.Таймырский, 7.Большой Арктический. Сколько заповедников в Красноярском крае? Перечислите их. Заповедный край 10
Саяно-Шушенский биосферный заповедник Это особо охраняемая территория, создавалась с целью сохранения пушного зверя. В настоящее время ведется мониторинг за обитающим там снежным барсом. Заповедный край 20
Федеральный заказник охраняется на уровне государства, региональный – на уровне областей, республик, краев Чем отличается федеральный заказник от регионального? Приведите примеры заказников на территории Красноярского края Заповедный край 30
Заповедный край 40 О каком хребте сложена эта легенда. И решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди богов. И так захотелось ему божьей жизнью пожить, что забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: "Эй вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умен, я красив, я достоин, жить рядом с вами". Разгневались боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле - пальцы-скалы, которые и по сей день тянутся к небу..." Ергаки
Заповедный край 50 Какой заповедник в нашем крае нужно посетить, чтобы понаблюдать места гнездования птиц: черной казарки, белой и розовой чайки, куликов, чистиков, гаги. Большой Арктический
Тайга Какая природная зона занимает большую часть территории Красноярского края? Богатства края 10
Норильск Город Красноярского края, где расположен завод по производству меди, никеля, платины. Богатства края 20
На Енисее- Красноярская, Саяно-Шушенская, на Ангаре – Богучанская , Братская Какие крупные гидроэлектростанции построены на реках Енисей и Ангара? Богатства края 30
Когда-то это драгоценный металл добывался в ручную. Множество людей отправлялось в тайгу в надежде отыскать его и разбогатеть. И сегодня Красноярский край по добыче этого полезного ископаемого занимает одно из первых мест в стране. Применяется он промышленности, но чаще всего в ювелирных изделиях Богатства края 40 Золото
Уголь Богатства края 50 Красноярскому краю принадлежит первенство в России по запасам этого полезного ископаемого. Они сосредоточены в 4 бассейнах: Таймырском, Канско-Ачинском, Тунгусском, Минусинском. Это полезное ископаемое используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности.
Коммунальный мост, часовня А знаете ли вы… 10 Что изображено на бумажной 10-ти рублевой купюре?
Минусинск Какой город Красноярского края имеет математическое название? А знаете ли вы… 20
Море Лаптевых Море, омывающее берега края и имеющие название обуви, сделанной из природного материала? А знаете ли вы… 30
7 декабря 1934 В каком году образовался Красноярский край? А знаете ли вы… 40
В честь кого названа улица, где расположена наша школа? Чем известен этот человек? А знаете ли вы… 50 Щорс Николай Александрович - офицер военного времени Русской императорской армии, начальник дивизии Красной армии времён Гражданской войны в России
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мой край"
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...
программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 7 класс
Мой Край " 7 класс...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 8 класс
quot;Мой Край " 8 класс...
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»
Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов. Территория и географическое положение Там...