Факультативные курсы.
методическая разработка по географии
Факультативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fak.kursa_odnknr_5abg.doc | 248.5 КБ |
rabochaya_po_turizmu_12_0.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и географии (протокол № 1) Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по УВР | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 |
Рабочая программа факультативного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс «А», «Б», «В».
2020 – 2021 учебный год
Составитель: Чупин Андрей Сергеевич – учитель географии, первой квалификационной категории.
г. Советский
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, основной образовательной программы основного общего образования, комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха» и обеспечена учебно-методическим комплексом:
Учебником для Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
1.Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества.
2.Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
3.Развитие способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога и др.
В классе обучается 28 учащихся. Класс работоспособный, с хорошим уровнем владения материала начальной школы. Учащиеся проявляют заинтересованность в обучении, трудолюбие, любознательность; они способны к творческой самостоятельной работе. Для учащихся на уроках предусмотрены творческие задания, задачи проблемного характера, задания повышенной сложности, индивидуальные карточки, предлагается поиск другого способа решения.
Особое значение изучения данного курса младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Актуальность изучения факультативного курса
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Специфика факультативного курса
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах посредством:
-ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания учебного курса;
-системы связей, устанавливаемых между учебным курсом и другими учебными предметами;
-ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: изучение нового материала, лабораторные уроки, уроки-исследования, путешествия, презентации которые способствуют лучшему усвоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
На занятиях реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Общая характеристика факультатьивного курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. В программу включены разделы из курса «Истоки». Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов
Разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим оценивать обучающихся можно следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и тетрадях. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц опрос важнейших понятий предмета и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
В течение года осуществляются следующие виды контроля: стартовый, текущий, тематический, итоговый.
Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года с целью предварительной диагностики уровня знаний, умений и универсальных учебных действий обучающихся, связанных с предстоящей деятельностью.
Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, план действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль осуществляется в формах: творческие работы обучающихся; блиц опрос; самооценка и самоконтроль (определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности).
Тематические проверочные стандартизированные письменные и устные работы; творческие работы.
Формы выставления оценки.
Результаты фиксируются в форме «оценочных листов», значков-символов «+», «-», «?».
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Механизмы формирования универсальных учебных действий
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные:
1) воспитать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной;
2) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
6) формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формировать основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
10) развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
1) уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
6) уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) уметь осмысленно читать;
9) уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
12) формировать и развивать экологическое мышление, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений.
Обучающийся научится: – способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; веротерпимости; - уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; – называть основные нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России; - готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; – представлять основы светской этики, культуры традиционных религий, их роль в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; – понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; | Обучающийся получит возможность научиться: – оценивать правильность поведения людей в обществе; – объяснять, как люди помогают друг другу жить; – находить информацию о культуре традиционных религий; – представлять историческую роль традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности; – презентовать свой проект.
|
Логические связи предмета с другими предметами учебного плана
Факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
1.Обязательная предметная область (ФГОС)
2.Представлен факультативным курсом в части формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2018-2019 учебный год на изучение программы факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 «В» класса предусмотрено 35 часов (1 час в неделю, 35 недель).
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 4. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |||
Лаборатор. работа | Контрол. работа | Экскурсия | Практич. работа | ||||
1. | «В мире культуры» | 4 | Определять информацию, представленную в видеофильме.. чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» | ||||
2 | «Нравственные ценности российского народа» | 12 | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.» Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. | ||||
3 | «Как сохранить духовные ценности» | 6 | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текстов | ||||
4 | «Религия и культура» | 11 | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры».Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседы по текстам. Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождениеАнализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текстов. Просмотр и обсуждение видеофильмов. | ||||
5 | «Твой духовный мир» | 2 | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. | ||||
6 | Итого | 35 |
Приложение к рабочей программе для 5В класса по факультативному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 2018-2019 учебный год.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Кол. часов | Планируемые результаты обучения | ||
По плану | Фактически | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | |||
В мире культуры - 4 ч. | ||||||
1 | Введение | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач, ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||
2 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
3 | Законы нравственности -часть культуры общества | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперирует ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
4 | Нравственные ценности Российского народа | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
«Нравственные ценности российского народа» - 12 ч. | ||||||
5 | Береги землю родимую, как мать любимую | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
6 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозирует круг возможных действий. | |||
7 | Есть- ли место подвигам в современном мире | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
8 | В труде – красота человека | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
9 | Трудолюбие – нравственное качество человека | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
10 | Плод добрых трудов славен | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранять исторические и культурные памятники своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывать ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
11 | Люди труда | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | ||||
12 | Саха – как землю пашет | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
13 | Саха и топор в фольклоре народа | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
14 | Крестьянские хоромы | 1 | Научаться определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях Получать возможность обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. | |||
15 | Соловки | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
16 | Храм Покров на Нерли | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
Как сохранить духовные ценности – 6ч | ||||||
17 | Бережное отношение к природе | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач, выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, взаимодействовать Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
18 | Зачем нужны заповедники | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
19 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
20 | Семья – первый трудовой коллектив | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
21 | Любовь – главная семейная ценность | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
22 | Семейные ценности в религиях | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
Религия и культура - 11 ч. | ||||||
23 | Роль религии в развитии культуры. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания Высказывать предположения о последствиях неправильного Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | ||
24 | Культурное наследие христианс кой Руси. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
25 | Летописи | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперирует ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
26 | Культурное наследие в зодчестве Руси информации. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
27 | Духовное наследие Руси | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
28 | Культура ислама –возникновение ислама | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
29 | Литература и искусство ислама. | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
30 | Иудаизм и культура – как все появилось. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
31 | Иудейская история в произведениях живописи. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
32 | Культурные традиции буддизма в России. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | |||
33 | Искусство танка. Буддийский календарь. | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | |||
Твой духовный мир – 2 ч | ||||||
34 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Получать возможность строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Высказывать предположения о последствиях неправильного | ||
35 | Хранить память предков. | 1 | Определять этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Получать возможность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; уметь изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 _______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«ТУРИСТ»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Период реализации программы: 1 год
Чупин Андрей Сергеевич
учитель географии
г. Советский
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Турист» (далее - Программа) разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Турист», 2021г.
Цель и задачи Программы:
Цель программы: пропаганда туризма как средства укрепления здоровья и привитие стремления к здоровому образу жизни
Данная программа предполагает решение таких основных задач:
- познакомить с основными терминами, спецификой и разновидностью детского туризма;
- выработать практические навыки при проведении туристических походов;
- дать основы оказания первой доврачебной помощи;
- привить интерес к занятиям спортивным туризмом;
- способствовать воспитанию морально-этических и волевых качеств.
Основные формы обучения – беседа, показ презентаций, практикум.
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: 13-15 лет.
Объем программы в часах: программа рассчитана на 35 часов, в том числе 22 часа – практических занятий.
Ожидаемые результаты
По завершении курса учащимся должны знать:
- природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы родного края;
- экологические проблемы массового туризма;
- владеть вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности на природе, нормами
- поведения и хозяйственной деятельности человека при пользовании природными
ресурсами;
- знать территориальные формы регулирования рекреационной деятельности и
использования среды;
По завершении теоретического и практического обучения учащиеся должны уметь:
- распознавать объекты и явления природы, подлежащие охране;
- выполнять работы по ликвидации негативных последствий антропогенной
деятельности и улучшению природной среды;
- планировать и осуществлять природоохранную деятельность.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол – во часов | Календарный срок | Фактически |
Основы туристской подготовки. (4 часа) | ||||
1 | История возникновения и развития туризма в России. Виды туризма и их характеристика. | 1 | ||
2 | Туристическое снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. | 1 | ||
3 | Типы рюкзаков, спальных мешков их преимущества и недостатки. Групповое снаряжение Правила укладки рюкзака. | 1 | ||
4 | Туристские должности в походе: Должности в группе временные и постоянные. Обязанности дежурных по кухне. | 1 | ||
5 | Болезни: природно-очаговые заболевания (клещевой энцефалит, холера, малярия, сонная болезнь); эпидемии; туристские болезни: снежная слепота, солнечный удар, тепловой удар). | 1 | ||
6 | Последствия катастроф, аварий, несчастных случаев: травмы, ушибы, ожоги, обморожения, укусы, утопления. | 1 | ||
7 | Обучение мерам безопасности. Правила безопасного поведения в малознакомой социальной среде. | 1 | ||
8 | Правила первой помощи пострадавшему. | 1 | ||
9 | Маршрутные документы: сведения о туристах, схема маршрута, график движения, инструктаж по правилам безопасности. | 1 | ||
10 | Топографические и спортивные карты: Свойства карт. Назначение спортивной карты, её масштабы. | 1 | ||
11 | Условные знаки. Компас, азимут: Типы компасов. Правила обращения с компасом. Ориентир, визирование визирный луч. | 1 | ||
12 | Ориентирование на местности. Определение азимута по солнцу в разное время дня, по луне. | 1 | ||
13 | Определение сторон горизонта по местным предметам: по звездам, по солнцу, по деревьям и т.д. | 1 | ||
14 | Гигиена туриста в походе: Понятие о гигиене. Личная гигиена туриста. ЗОЖ. | 1 | ||
15 | Овладение навыками ориентирования на местности. | 1 | ||
16 | Вязание узлов: «прямой», «ткацкий», «встречный», «академический» | 1 | ||
17 | Вязка туристических узлов: «восьмерка», «простой проводник», «заячьи уши». | 1 | ||
18 | Вязание узлов: «булинь», «схватывающий», «пустышка». | 1 | ||
19 | Вязание узлов и применение на практике. | 1 | ||
20 | Ориентирование на местности. | 1 | ||
21 | Ориентирование на местности. | 1 | ||
22 | Обустройство мест отдыха, туристских троп, стоянок. | 1 | ||
23 | Обустройство мест отдыха, туристских троп, стоянок. | 1 | ||
24 | Установка палатки. | 1 | ||
25 | Установка палатки в различных условиях | 1 | ||
26 | Укладывание рюкзака. | 1 | ||
27 | Подготовка туристского снаряжения. | 1 | ||
28 | Разработка программы, маршрута путешествия. | 1 | ||
29 | Работа с картографическими материалами. | 1 | ||
30 | Работа с картографическими материалами. | 1 | ||
31 | Выживание человека в условиях экстренной ситуации. | 1 | ||
32 | Защита от неблагоприятных факторов природы. Добывание воды и пищи. Съедобные и ядовитые растения. | 1 | ||
33 | Подача сигналов бедствия. Правила добычи огня, виды костра. | 1 | ||
34 | Прохождение туристической полосы препятствий | 1 | ||
35 | Прохождение туристической полосы препятствий | 1 | ||
Итого: | 35 |
Объяснительная записка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс
Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...