Методическая разработка урока географии «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» - 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Аннотация к уроку
Данный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и проверки умения практически использовать полученные знания. Умение пользоваться географическими картами, планами и глобусом актуально во всех классах, поэтому данную разработку урока или отдельные фрагменты, задания можно проводить во всех классах в рамках недели географии, на внеклассных занятиях, или как проверочные работы по темам с небольшой корректировкой.
Урок проводится в игровой форме, в виде путешествия трех команд,
что повысит познавательную активность и мотивация детей к учебе.
Групповая работа на уроке создаст благоприятные условия для формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. При выполнении заданий учащиеся используют свои умения работать с атласами, картами, планом, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение.
В ходе урока результаты путешествия учащиеся заполняют в карточки-задания, оформляют «Маршрутный лист» путешествия (контурные карты), которые позволяют рационально использовать время на уроке, и учитель готовит заранее. Некоторые карточки-задания составляются для персональных ответов учащихся, что позволяет фронтально оценить знания всего класса.
В первом этапе - «Представление команды» учащиеся получают задание за месяц до проведения урока: приготовить презентации, эмблемы. Для продуктивности работы внутри каждой группы, между ее участниками заранее распределяются роли: капитан команды, картографы (учащиеся, которые будут выполнять задания по контурной карте) и так далее. Работу команд оценивает жюри из состава учителей-гостей.
Задания подготовлены в формате ЕГЭ: знать и понимать основные географические понятия и термины; знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; уметь определять на плане, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение объектов; узнавать существенные признаки географических объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 113.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 57
Городского округа Самара
Методическая разработка урока географии
«Изображения земной поверхности: план, карта, глобус»
5 класс
Урок-игра:
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
Выполнила:
Самара, 2021
Горобченко Ирина Викторовна, учитель географии
Пояснительная записка к уроку
Данный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и проверки умения практически использовать полученные знания. Умение пользоваться географическими картами, планами и глобусом актуально во всех классах, поэтому данную разработку урока или отдельные фрагменты, задания можно проводить во всех классах в рамках недели географии, на внеклассных занятиях, или как проверочные работы по темам с небольшой корректировкой.
Урок проводится в игровой форме, в виде путешествия трех команд,
что повысит познавательную активность и мотивация детей к учебе.
Групповая работа на уроке создаст благоприятные условия для формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. При выполнении заданий учащиеся используют свои умения работать с атласами, картами, планом, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение.
В ходе урока результаты путешествия учащиеся заполняют в карточки-задания, оформляют «Маршрутный лист» путешествия (контурные карты), которые позволяют рационально использовать время на уроке, и учитель готовит заранее. Некоторые карточки-задания составляются для персональных ответов учащихся, что позволяет фронтально оценить знания всего класса.
В первом этапе - «Представление команды» учащиеся получают задание за месяц до проведения урока: приготовить презентации, эмблемы. Для продуктивности работы внутри каждой группы, между ее участниками заранее распределяются роли: капитан команды, картографы (учащиеся, которые будут выполнять задания по контурной карте) и так далее. Работу команд оценивает жюри из состава учителей-гостей.
Задания подготовлены в формате ЕГЭ: знать и понимать основные географические понятия и термины; знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; уметь определять на плане, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение объектов; узнавать существенные признаки географических объектов.
5 класс. Урок-игра «Путешествие на остров сокровищ»
Восемнадцатый урок в разделе III «План и карта» 5 класса по географии: «Практическая работа: определение географических координат, расстояний и направлений».
Базовый учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина; География. Полярная Звезда: учебник для 5-6 класса. – М.: Просвещение, 2019 г.
Тема «Изображения земной поверхности и их использования».
Цель: обобщить, закрепить и проверить теоретические и практические знания по разделу «План и карта».
Задачи:
Обучающие
- проверить умения применять полученные знания в различных ситуациях,
- получать и использовать необходимую информацию из различных источников.
- обеспечить усвоение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус», «масштаб», «азимут»
- создать условия для выявления основных различий между планами местности, географическими картами, глобусом
развивающие
- совершенствовать умение работать с географическими картами и планами местности;
- продолжить формирование картографической грамотности;
воспитательные
- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,
- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные
- усвоение понятий «карта», «план», «глобус», «масштаб», «азимут»;
- умение работать с картой, планом (развитие картографической грамотности);
- умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Метапредметные
познавательные
- умеют давать определения понятиям, выявляют главные признаки понятий, сравнивают объекты;
- развивают интеллектуальные способности
регулятивные
- вырабатывают умения управлять своей познавательной деятельностью: ставить цели, выполнять учебные действия в соответствие с заданием;
- сравнивают полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивают работу одноклассников.
коммуникативные
- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;
- умеют работать индивидуально, в паре и группе.
Личностные
- сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к практическому применению новых знаний;
- осознают необходимости понимать и читать карту и план;
- понимают значимость знаний о способах изображения земной поверхности для практической жизни людей;
- стремятся к самоконтролю и анализу своих действий.
Тип урока: Комбинированный: повторение, обобщение, проверка знаний учащихся, практикум.
Форма урока: групповая, фронтальная, игровая.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Карта, план, глобус, легенда карты, масштаб, азимут, ориентирование, экватор, параллели, меридианы, градусная сетка, долгота, широта, условные знаки.
Образовательные ресурсы: 1. Мультимедийная установка
2. Презентация, созданная учителем; презентации, созданные учениками.
3. Атлас по географии для 5-6 класса. – Просвещение, 2016 г.;
4. Контурные карты для 5-6 класса. – Просвещение, 2016 г.;
5. Раздаточный материал: карточки с заданиями конкурсов.
6. Плакат: «План острова Сокровищ».
7. Настенные физические карты России и полушарий. Климатическая карта Самарской области.
План-конспект урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Представляет жюри-помощников - Высшее Адмиралтейское Командование, состоящее из учителей.
Учащиеся приветствуют педагога, рассаживаются по своим местам. На столах лежат таблички с названием команд, макеты кораблей, глобусы, атласы, маршрутные листы (контурная карта), карандаши, линейки, транспортиры.
II. Введение. Определение темы и целей урока.
Ознакомление учащихся с планом и объёмом работы, правилами оценивания практических работ и игровых конкурсов.
Учитель: Ребята! Изучение, какой темы мы сегодня завершаем? (Слайд №1). Сегодня мы вспомним все, что вы проходили по теме. (Слайд № 2) Цели нашего урока обобщить и проверить ваши знания и умения по работе с картой, планом и глобусом. (Слайд № 3)
Урок у нас необычный, мы работаем по группам. У нас 3 команды – 3 корабля и мы отправляемся в путешествие на остров «Сокровищ». Смысл игры – кто вперед доберется до острова. В путешествии вас ждут задания, испытания и за каждое правильное решение команда получает очки: выигрыш в несколько дней пути.
И первое испытание – это «Представление команды», под эгидой: «Кто более полезный и востребованный: карта, глобус или план?». Пользуясь презентациями, каждая команда защищает название своего корабля, объясняет, почему она его выбрала и доказывает, что для человечества сегодня именно это изображение земной поверхности более важное и востребованное.
III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Конкурс № 1 - «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»: «Кто более полезный и востребованный? » (Слайд № 4)
Представление 1 команды – «Карта».
Представление 2 команды – «Глобус».
Представление 3 команды – «План местности».
IV. «Квалификационный экзамен»
Учитель: Но прежде, чем отправиться в путь мы должны проверить квалификацию команд, насколько вы владеете картографическими терминами и понятиями. Квалификационный экзамен состоит из письменных и устного заданий. Первое задание письменное:
Конкурс № 2 «Найди соответствие» (Слайд № 5)
Цель: проверка знаний географических терминов. Работа в парах.
Командам раздается раздаточный материал карточки № 1 – «Найди соответствие»:
№ | ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
1 | Легенда карты | А | Угол между направлением на север и направлением на предмет |
2 | Азимут | Б | Степень уменьшения изображения на карте по сравнению с величиной объекта |
3 | Горизонтали | В | Условное расстояние от точки до экватора |
4 | Компас | Г | Высота точки земной поверхности над уровнем моря |
5 | Абсолютная высота | Д | Линия, разделяющая земной шар на северное и южное полушарие |
6 | Масштаб | Е | Прибор для определения азимута |
7 | Экватор | Ж | Условное расстояние между точкой и нулевым меридианом |
8 | Географическая широта | З | Линии на карте и плане, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой |
9 | Меридианы | И | Список всех условных знаков на карте |
10 | Географическая долгота | К | Линии, соединяющие северный и южный полюса |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Одна заполненная карточка от команды передаётся для оценивания Жюри.
Учитель: Второе задание квалификационного экзамена также письменное:
Конкурс № 3: «Отличия основных видов изображения земной поверхности» . (Слайд № 6) Командам раздается раздаточный материал – карточки № 2: Заполнить таблицу: поставить в графах знак «+» или «–».
Признаки | План | Карта | Глобус |
1. Охватывает небольшие участки земной поверхности | |||
2. Охватывает обширные участки земной поверхности | |||
3. Отражены уменьшенные размеры объектов | |||
4. Можно узнать название города, реки и т.п. | |||
5. Можно определить породы деревьев в лесу | |||
6. Изображены все объекты, видимые сверху | |||
7. Объекты изображены условными знаками | |||
8. Наличие градусной сетки | |||
9. Изображение рельефа горизонталями и отметками высот |
Учитель: Третье задание квалификационного экзамена устное. Первая команда анализирует «Физическую карту России», вторая - «Физическую карту полушарий», третья команда - «Климатическую карту Самарской области».
Конкурс № 4: «Охарактеризуй вид карты по плану»: (Слайд № 7)
1. По обхвату территории 3. По масштабу
2. По содержанию 4. По назначению
V. Конкурс № 5: «Лучший маршрутный лист»
Цель: Работа с контурной картой, атласом. Учитель: Молодцы! Экзамен вы все сдали! Наш путь лежит из родной Самары в город Владивосток, где стоят наши корабли. Капитаны получают маршрутные листы – контурную карту, на которой вы отмечаете города Самара и Владивосток, стрелочками прокладываете маршрут, наносите объекты, которые мы пересечем по пути. (Слайд № 8) В конце урока вы сдаете контурную карту жюри, которая оценит вашу работу.
Учитель раздает командам раздаточный материал – карточки № 3:
«Маршрутный лист».
Задание: 1. Подписать океаны
2. Отметить города Самара, Владивосток
3. Стрелками проложить путь между городами
4. Подписать реки, озера, горы, равнины, которые встретим в пути.
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Конкурс № 6: «Где пират зарыл свой клад?» (Слайд № 9)
Цель: Проверка умений работы с картой: измерять расстояния, определять географические координаты, азимут, стороны света.
Учитель: Но, чтобы отправиться в путь надо знать куда. И судьба нам улыбнулась! В желудке кровожадной акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. (Учитель открывает свиток и зачитывает.)
- «Я старый пират Джек, побывал на многих островах. На острове из двух слов я зарыл Сокровища. Тому, кто определит остров и расшифрует карту - я завещаю свои сокровища».
Учитель раздает командам раздаточный материал – карточки № 4:
«На каких островах побывал пират? Определите их с помощью координат и запишите в таблицу»: (Слайд № 10)
№ | КООРДИНАТЫ ОСТРОВА | НАЗВАНИЕ ОСТРОВА |
1 | 20⁰ ю. ш. 45⁰ в. д. | |
2 | 0⁰ ш. 115⁰ в. д. | |
3 | 45⁰ ю. ш. 170⁰ в. д. | |
4 | 65⁰ с. ш. 18⁰ з. д. |
Учитель: Остров определен, команда выполнившая задание первой получает 3 очка.
И прежде, чем отправиться в путь мы должны произвести необходимые вычисления.
Конкурс № 7: «Решение географических задач» (Слайд № 11)
Учитель раздает командам раздаточный материал – карточки № 5:
I. ОПРЕДЕЛИТЬ с помощью атласа страницы 10-11; 6-7:
1. Координаты города Самара: (52⁰ с. ш. 50⁰ в. д.)
2. Координаты города Владивостока: (42 ⁰ с. ш. 132⁰ в. д.)
II. ОПРЕДЕЛИТЬ РАССТОЯНИЕ ОТ:
1. Города Самары до города Владивостока: (5 800 км.)
2. От города Владивостока до северных островов Новой Зеландии:
(10 620 км.)
III. ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ И АЗИМУТ:
1. От города Самары до города Владивостока: (107⁰ - В.Ю.В.)
2. От города Владивостока до Новой Зеландии: (158⁰ - Ю.Ю.В)
Учитель: Проверяем задачи. (Слайд № 12) Необходимые измерения и вычисления выполнены, и мы отправляемся в путь!
VII. Конкурс № 8: «Перестрелка с «Черной Стрелой»
Цель: Проверка опорных знаний и терминов.
Учитель: Остров совсем рядом, да вот беда: на горизонте внезапно, как хищная птица появился пиратский корабль «Черная Стрела». Капитан пиратов – это Я – Черная Борода! Перестрелка неизбежна! Я поочередно стреляю в каждую команду вопросами, вы отстреливаетесь ответами. Каждой команде задаю по 4 вопросов.
Вопросы первой команде: (Слайд № 13)
1. Почему на глобусе нет искажения географических объектов, а на карте есть? (Глобус - трёхмерная модель Земли, повторяет круглую форму нашей планеты. Карта - плоская, изобразить земную поверхность без искажений невозможно)
2. Как на карте называются линии, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением? (Изобары)
3. Как на плане местности при помощи горизонталей отличить крутой склон от пологого? (На пологом склоне линии горизонталей находятся на большем расстоянии друг от друга, на крутом - ближе друг к другу.)
4. В каком направлении двигался ваш корабль, если в полдень солнце было справа от вас? (На восток, так как в полдень Солнце на юге)
Вопросы второй команде: (Слайд № 14)
1. Что на планах и топографических картах означает зеленый цвет? ( Растительность)
2. Из каких линий состоит градусная сетка? (Из параллелей и меридианов)
3. Как на плане местности отличить холм от впадины? (Бергштрихи - короткие черточки на горизонталях указывают направление склона)
4. В каком направлении двигался ваш корабль, если Полярную звезду вы видели слева от себя? (На восток, так как Полярная звезда находится строго на севере)
Вопросы третьей команде: (Слайд № 15)
1. Как на карте называются линии, соединяющие точки с одинаковой температурой? (Изотермы)
2. Как называется нулевая параллель? ( Экватор)
3. Как на плане местности определить расстояние между двумя точками?
(С помощью линейки измерить расстояние в сантиметрах. Полученное число умножить на величину масштаба.)
4. В каком направлении двигалась ваша команда, если в полдень Солнце светило вам в глаза? (На юг)
Учитель: Экипажи с честью вышли из схватки с пиратским кораблем. А впереди – желанный остров. Осталось прочитать план.
VIII. Конкурс № 9: «Работа с планом» (СЛАЙД № 16)
Цель: проверка знаний работы с топографическим планом.
Учитель: Определите по плану, где и на какой высоте закопан клад?
Дети: На вершине холма, на высоте 100 метров над уровнем моря.
Учитель: С какой стороны вам легче будет подняться?
Дети: С юго-запада
Учитель: Что вы встретите на пути?
Дети: Смешанный лес, луг, овраг, реку, мост, одиноко-стоящее дерево.
IX. КОНКУРС № 10: «Работа с азумутом. Расшифруй код к замку»
Учитель: Мы поднялись на вершину холма, откапали клад. Но хитрый пират Бани зашифровал код к замку. Кто первый расшифрует код – обладатель сокровища! (Слайд № 17)
Командам раздается раздаточный материал – карточки № 6:
Учитель: Слово-код разгадано! Сокровище в ваших руках! И, конечно же, это знание карты. Пусть пока это лишь малая толика тех сокровищ, которая дает нам география, но ведь впереди у нас еще целые моря приключений и океаны труда! Все еще впереди! (Слайд № 18)
X. Рефлексия: (Слайд № 19)
Учитель формулирует выводы: Повторили ли мы изученную тему?
Нужно ли уметь разбираться в изображении земной поверхности?
Где нам это может пригодиться?
Что больше всего понравилось делать?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
XI. Подведение итогов: (СЛАЙД № 26) Оценивание учащихся. Слово Председателя жюри.
XII. Домашнее задание: Cоставить викторину или кроссворд по изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс
Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»...
Изображение земной поверхности. План местности.
Изучение процесса перехода от объемного изображения земной поверхности к плоскому изображению...
План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс
Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...
Виды изображений земной поверхности. План местности.
Технологическая карта к уроку "Виды изображений земной поверхности. План местности."...
Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»
Используется системно-деятельностный подход....
Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса
Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...
Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс
Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест....