Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazhenie_zemnoy_poverhnosti_na_karte.6_klass.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Миронова Лидия Сергеевна |
Район | Сокольский |
Место работы | Сокольская средняя школа |
Должность | Учитель географии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Общественно-научные предметы, география |
Класс | 6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2015 Рабочая программа по географии, составленная на основе программы основного общего образования по географии :География.ДомогацкихЕ.М.,Алексеевский Н.И.-М.:Русское слово,2015г. |
Тема учебного занятия | Изображение земной поверхности на карте. |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок изучения нового материала. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест. |
Учебная задача
| -Открыть способ продуктивного взаимодействия учащихся. Вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность по обсуждению темы. Создать условия для формирования дискуссии по заданной теме. Овладеть теоретическими знаниями в области картографии и способами их практического использования. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Научатся называть и показывать относительную и абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот. | Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умением применять имеющиеся знания в решении практических задач. | Обучающиеся получат возможность научиться высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, выявлять главное. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся осознают ценность географического знания, как важного компонента научной картины мира. | Обучающиеся получат возможность для формирования понимания собственной деятельности. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся имеют опыт индивидуальной и групповой работы. Знают основные понятия по теме «Географическая карта»: план, условные знаки, масштаб, легенда карты ,топографическая и географическая карты. Могут определять существенные признаки плана, карты и глобуса Могут организовывать свою деятельность на уроке. | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Тестовая работа. | Характеристика достижений и положительных качеств учащихся на основе беседы с учителями и родителями. | |||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2015 | Журнал «География в школе» |
| |||
Техническое обеспечение | Модель нивелира ,компьютер, учебник, мультимедийный проектор, экран. |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. -Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке. Занимайте свои места. -С каким настроением вы пришли на этот урок? -Каким бы вы хотели увидеть наш урок? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Дети предлагают свои ответы. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Выявляет уровень знаний. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. 1.Определите азимут на предметы:
2.Какие виды масштаба вы знаете? | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Отвечают на вопросы учителя. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Создание мотивационной ситуации посредством проведения эвристической беседы и диалога. -Что изображено на рисунке? -Можно ли на этом рисунке подробно рассмотреть ту местность, которая на нём изображена? Опишите её. | Учащиеся слушают информацию от учителя. Затем участвуют в эвристической беседе, высказывая своё мнение, предлагая свои варианты ответов на поставленные вопросы. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Диалог , направленный на формирование цели урока. - Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы. Попробуйте нанести на чистый лист бумаги (карту)участок занятый холмами и оврагами. -Что не получается? -Почему мы не можем это сделать? -Что нам не хватает? -Вы не можете ответить на эти вопросы ,зато вы сформулировали проблему, которую нужно решить. Тема сегодняшнего урока: «Изображение неровностей на топографической и географической картах» Наш цель: «Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографической и географической картах.»
| Учащиеся делают выводы. Анализируют ситуацию, Вступают в спор. Записывают тему урока в тетрадь. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Диалог (подводящий), направленный на: 1)побуждение к выдвижению гипотезы; -Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу Волги .Но один из берегов Волги весной может подтапливаться водой. Но какой именно ты не знаешь.Что же нам делать?Как выяснить на каком берегу покупать дом? У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит. -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? Организует работу с текстом учебника.Демонстрирует прибор и обьясняет его устройство. - В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте --- м. Зальет ли наш домик водой? Прочтите в учебнике стр. 47 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? Организует работу с рисунком и текстом учебника. Посмотрите на рисунок: - Какая же высота у данного холма? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота. Найдите определение в учебнике стр.48 -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана) Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. ), как изображается там высота местности? - Представьте, что вы пошли на экскурсию. Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? Горизонтали – линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят на типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину. Определите, какой склон круче по рисункам на доске.
-На рисунках изображена яма и холм? Чем отличаются эти рисунки? Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма. На картах для изображения рельефа применяется послойная окраска. | Доказывают свою точку зрения(не знаем высота места, на котором стоит дом) Знакомятся с новой информацией. Записывают определение в тетрадь. Подсчитывают и отвечают (4 м) Отвечают на поставленный вопрос.(нет) Извлекают необходимую информацию из текста учебника. Отвечают на вопрос (Мы нашли высоту склона относительно реки) Записывают определение в тетрадь. (относительная - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой). Находят данное понятие в учебнике стр.и записывают определение в тетрадь.(абсолютная высота- это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.) Работают с атласом, извлекают необходимую информацию. Отвечают на поставленный вопрос.(линии) Сталкиваются с проблемой. Находят пути решения проблемы. Знакомятся с понятием горизонтали. Учатся читать карты по горизонталям Работают с рисунком на доске. Учатся сравнивать, делать вывод ( Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.) Работают с рисунком на доске.(чёрточки на одном рисунке изображены внутрь, а у другого наружу) Знакомятся с понятием бергштрихи. Учатся читать карты по бергштрихам. Производят поиск информации. Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | |||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания . Задание.
Тестовые задания. 1. С помощью каких линий можно определить направление вниз по склону: а) горизонталей б) бергштрихов в) вертикалей 2. Превышение одной точки местности над другой называется: а) относительной высотой б) абсолютной высотой в) нулевой отметкой в) масштабом 3. Уровень какого моря служит исходной нулевой отметкой: а) Белого б) Баренцева в) Балтийского г) Берингова 4. Абсолютная высота указана: а) в метрах б) в километрах в) в процентах г) в зависимости от масштаба 5. Точкой с числом обозначают: а) относительную высоту холма б) абсолютную высоту холма (ответы:1б,2а,3в,4а,5б) | Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют их. Структурируют знания. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организует работу по применению новых знаний. Выявление уровня освоения каждым обучающимся степени освоенности содержания темы урока. Предлагается задание. -Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м. . | Учащиеся письменно отвечают в тетради на задание. Осознают уровень усвоения знаний. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Организует рефлексию. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - В чём затруднялись? Вернемся к началу нашего урока: Проблема – как изобразить неровности на карте? Учитель комментирует успешность выполнения учебных задач, решённых учащимися.Предлагает им оценить собственную работу, проведённую на уроке. - Спасибо, за работу. Надеюсь, что все продвинулись и получили от урока много новых и полезных знаний. Конкретизирует домашнее задание. Изучить параграф 8 стр. 47 – 52 ответить на вопросы стр.52 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проводят самоанализ освоенности содержания(знаю что?),владения действиями(знаю как?),понимания смысла изученного(знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений(знаю, что во мне изменилось?) Записывают задание на дом. Записывают домашнее задание. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему "Распределение света и тепла по земной поверхности".
Рекомендации для проведения урока по географии в 6 классе...
Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс
конспект урока "Изображение земной поверхности" для 5 класса составлен для классов работающих по ФГОС...
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок с применением технологии проблемного обучения....
Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".
Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...
Разработка урока "ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ"
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕИзменение видов изображения земной поверхнос...
Конспект урока "Формы земной поверхности".
Конспект урока "Формы земной по верхности" для учащихся 10 класса с ОВЗ....