Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Коровина Наталья Геннадьевна

Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_7_klass_klimat.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 7 класс

Тема: Климатические пояса. Климат и человек.

УМК: И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: практикум

Цель:  сформировать представление о климате – как важнейшем компоненте природы.

Задачи: 1)Закрепить и проверить уровень усвоения изученного материала по теме «Климатические пояса»

              2) Способствовать развитию умений школьников устанавливать                                                      причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и  делать выводы;          

               3) Создавать условия для развития коммуникативных и информационных компетенций учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверочная работа
  3. Фронтальный опрос:

– Что такое климат?

- Какие выделяют группы климатических поясов и по какому признаку?

- Назовите основные климатические пояса

- Назовите  переходные климатические пояса

  1. Проверка и закрепление домашнего задания домашнего, которая также позволит учащимся сделать самоанализ выполненной проверочной работы (Презентация).

Здание:  определите по предложенным характеристикам климатический пояс (характеристики по каждому климатическому поясу называются последовательно по принципу «от сложного - к простому»)

Экваториальный пояс

- в поясе располагаются в основном южные острова;

- весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков;

- не происходит смена сезонов года.

Субэкваториальный пояс 

- является переходным климатическим поясом, занимает территорию п-ов Индостан и Индокитай.

- летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические;

Тропический пояс

- пояс не протягивается через весь материк;

 - пояс занимает Аравийский п-ов;

- пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года температуры высокие, особенно в летний период.

Субтропический пояс

- имеет три климатических сектора;

 - на западе сектор средиземноморский, на востоке - муссон - в западной части осадки выпадают в зимний период, на востоке – летом

- зимой выпадают осадки, лето сухое;

- летом преобладают тропические, зимой умеренные воздушные массы,

Умеренный пояс 

- преобладают западные ветры;

- Уральские горы являются климаторазделом двух климатических  секторов;

- делится на четыре сектора;

- пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг;

- пояс является постоянным, с холодной снежной зимой и теплым летом

Субарктический пояс

- осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс.

 - летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические;

Арктический пояс 

- располагается на крайнем севере Евразии;

- в течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зима суровая, лето холодное; 

  1. Работа с учебником  (рис. 43, стр. 50) и атласом:

Определить по климатограмме тип климата, показать географический объект на карте.

  1. Изучение нового:

- Для чего нам необходимо изучать типа климата?

Ответ учащихся

- Ученые утверждают, что климат – важнейший компонент природы! Вы согласны с этим?

Аргументируйте свой ответ.

Опережающее задание:  ученица подготовила сообщение по теме «Влияние климата на человека» (Дополнительный материал)

Беседа с учащимися по теме сообщения.

- Может ли человек повлиять на климат

Дискуссия (ответы учащихся).

-  Прочитайте текст учебника (стр. 53) и скажите под влиянием каких видов хозяйственной деятельности людей происходят местные и могут происходить планетарные изменения климата?

7. Рефлексия

8. Выставление отметок за работу на уроке

9. Домашнее задание: параграф 12 повторить, параграф 13, Вопр. №5 стр. 54, задание в контурной карте №2-6

Дополнительный материал к уроку.

    Климат оказывает исключительно большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Человек приспосабливается (адаптируется) к неблагоприятным природным условиям. В значительной мере ему в этом помогает развитие современного производства, техники, совершенствование способов защиты от неблагоприятных природных условий. Конечно, с увеличением суровости климата резко возрастают материальные затраты на обеспечение в этих районах нормальных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 
     Климат должен учитываться при строительстве, при работе транспорта, но особенно он важен для сельскохозяйственного производства, для которого является одним из важнейших ресурсов. Поэтому большой интерес представляет производственная оценка климата, т.е. установление степени соответствия климата тем требованиям, которые предъявляются определенным видом деятельности или направлением хозяйства. 
    Особенно большое значение имеет оценка климатических ресурсов для сельского хозяйства, т.е. агроклиматическая оценка. 
     Агроклиматические ресурсы — это свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Определяющими для произрастания сельскохозяйственных культур являются тепло и влага, а также их соотношение, поэтому при агроклиматической оценке и районировании важнейшими показателями являются продолжительность периода со среднемесячной температурой свыше 10°С (периода активной вегетации), сумма температур за этот период и соотношение тепла и влаги (коэффициент увлажнения). 
    При хозяйственном (и особенно сельскохозяйственном) освоении территории необходимо учитывать не только климатические ресурсы, но и неблагоприятные климатические явления, такие как засухи и суховеи, ураганы и пыльные бури, заморозки в вегетационный период и сильные морозы зимой, град и гололед, туманы и гололедицу. Недаром большинство пахотных угодий России относят к зоне рискованного земледелия. 
     Климат сыграл, пожалуй, роль в последовательности освоения и заселения обширной территории России. Районы с наиболее благоприятными для здоровья человека климатическими условиями используются для оздоровительных целей, здесь создаются климатические курорты. 

     Ещё в глубокой древности наши предки знали о зависимости самочувствия и всех жизненных процессов от погодных и других природных явлений.

       Климат оказывает на человека прямое и косвенное влияние. Прямое влияние весьма разнообразно и обусловлено непосредственным действием климатических факторов на организм человека и прежде всего на условия теплообмена его со средой: на кровоснабжение кожных покровов, дыхательную, сердечно-сосудистую и потоотделительную системы.

       На организм человека, как правило, влияет не один какой-либо изолированный фактор, а их совокупность, причем основное действие оказывают не обычные колебания климатических условий, а главным образом их внезапные изменения. Для любого живого организма установились определенные ритмы жизнедеятельности разнообразной частоты.

       Для некоторых функций организма человека характерно изменение их по сезонам года. Это касается температуры тела, интенсивности обмена веществ, системы кровообращения, состава клеток крови и тканей. Так, в летний период происходит перераспределение крови от внутренний органов к кожным покровам, поэтому артериальное давление летом ниже, чем зимой.

 

Климатические факторы, влияющие на человека

     Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу. Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит: в нем много отрицательных ионов. По этой же причине людям представляется чистым и освежающим воздух после грозы. Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. 

Ультрафиолетовое излучение

     Ультрафиолетовое облучение — обязательное условие нормальной жизнедеятельности человека. Оно уничтожает микроорганизмы на коже, предупреждает рахит, нормализует обмен минеральных веществ, повышает стойкость организма к инфекционным заболеваниям и другим болезням. Специальные наблюдения установили, что дети, получавшие достаточное количество ультрафиолета, в десять раз менее подвержены простудным заболеваниям, чем дети, не получавшие достаточного количества ультрафиолетового облучения. При недостатке ультрафиолетового облучения нарушается фосфорно-кальциевый обмен, увеличивается чувствительность организма к инфекционным заболеваниям и к простуде, возникают функциональные расстройства центральной нервной системы, обостряются некоторые хронические заболевания, снижается общая физиологическая активность, а следовательно, и работоспособность человека. Особенно чувствительны к «световому голоду» дети, у которых он приводит к развитию авитаминоза Д (к рахиту).

  

Температура

Температура — один из важных абиотических факторов, влияющих на все физиологические функции всех живых организмов. Для человека в легкой одежде комфортной будет температура воздуха + 19…20°С, без одежды — + 28…31°С. 

     Когда температурные параметры изменяются, человеческим организмом вырабатывает специфические реакции приспособление относительно каждого фактора, то есть адаптируется.   

       Наиболее чувствительно усиливает температурное ощущение ветер. При сильном ветре холодные дни кажутся еще холоднее, а жаркие — еще жарче. На восприятие организмом температуры влияет также влажность. При повышенной влажности температура воздуха кажется более низкой, чем в действительности, а при пониженной влажности — наоборот.

     Восприятие температуры индивидуально. Одним людям нравятся холодные морозные зимы, а другим — теплые и сухие. Это зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а также эмоционального восприятия климата, в котором прошло его детство.

     На ранних этапах исторического развития температурный фактор играл важную роль в выборе мест поселения людей. Когда человек научился высекать огонь, появилась некоторая его независимость от отрицательных влияний среды. Но, несмотря на это, температурный фактор сохраняет свое значение и по сей день. Об этом свидетельствует зависимость плотности населения от среднегодовой температуры конкретной географической зоны. Важным показателем является сезонная разница. Минимальные сезонные колебания температуры в тропических зонах очень благоприятны для жизни. В северных районах народонаселение увеличивается преимущественно за счет увеличения городов, где есть условия для частичной изоляции человека от неблагоприятных влияний окружающей среды.

 

Изменение климата как угроза для здоровья населения Земли

     Доклад Межправительственной группы по вопросам изменения климата подтвердил существование большого количества фактических данных, свидетельствующих о воздействии глобального климата на здоровье человека. Непостоянство и изменение климата приводит к смерти и болезням в результате стихийных бедствий, таких как периоды сильной жары, наводнения и засухи. Кроме того, многие серьезные заболевания крайне чувствительны к изменению температур и режимов выпадения осадков. В число этих заболеваний входят трансмиссивные болезни, такие как малярия и денге, а также недостаточность питания и диарея, являющиеся другими ведущими причинами смерти. Изменение климата также способствует росту глобального бремени болезней, и ожидается, что в будущем эта тенденция будет усугубляться. 

     Воздействие изменений климата на здоровье человека не является равномерным во всем мире. Считается, что особо уязвимым является население развивающихся стран, особенно малых островных государств, засушливых и высокогорных зон, а также густонаселенных прибрежных районов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"

На данном уроке  поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема  широко исследуется в современной н...

Методическая разработка урока по теме "Конструкция головы человека и её пропорции"

Разработка конспекта урока по ИЗО в 6 классе на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"...

Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и  активизируе...

Методическая разработка урока по теме «Климат».

Цель урока: сформировать понятие «климат», познакомить с основными показателями климата и способами их отображения....

Методическая разработка урока по ОДНКНР по теме "Человек - творец и носитель культуры" ФГОС

Материал можно использовать при изучении темы "Человек - творец и носитель культуры" в курсе ОДНКНР в 5 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...