Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово-посадского художника Ю.Федоренкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 60 КБ |
Лист заданий | 16.48 КБ |
Картины Ю.Федоренкова | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока географии по теме
«Виды изображения поверхности Земли»
Интегрирующая дидактическая цель с ориентацией на ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ):
1. Предметные результаты:
- представления об основных видах изображения поверхности Земли;
- представление о топографической карте как изображении местности, дающем наиболее точную и полную информацию о географических объектах;
- умение работать с различными изображениями земной поверхности и оценивать их информативные возможности.
2. Метапредметные результаты:
Межпредметные понятия – модель, метод, объект (идеальный, объект (реальный). Планета Земля, природа, пространство.
Регулятивные УУД – постановка учебных задач; планирование действий по достижению образовательного результата; контроль в форме сличения полученного результат с эталонным результатом; коррекция, т.е внесение необходимых корректив в план и способ действий; оценка как выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; саморегуляция коллектива на пути к успеху.
Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества в группе; инициативное сотрудничество в поиске информации; разрешение конфликтов в группе; оценка действий членов группы, оценка их деятельности; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, нормами русского языка.
Познавательные УУД – самостоятельное формулирование учебных задач; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выявления общих свойств, существенных и несущественных признаков.
3. Личностные результаты:
- личностное самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-эстетическая ориентация.
Содержание урока – различные виды изображений земной поверхности.
Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД): сравнивать различные виды изображений земной поверхности; определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности.
Технологическая карта урока
Виды изображения поверхности Земли
Тип учебного занятия – урок-практикум
Оборудование: учебник, атлас, презентация, картины Ю.А. Федоренкова, лист заданий, глобусы, учебные топографические карты
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне УУД) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |||
1. Организационно-мотивационный компонент урока | ||||
Определение темы урока | ВАРИАНТ 1 Прием «Входящая беседа» 1. Как называлась тема, изученная нами на предыдущих уроках? 2. Назовите имена величайших путешественников и ученых-географов. 3. Где зафиксированы, отражены географические открытия, достижения географической науки? 4. Назовите источники географической информации. 5. Какие источники информации дают представление о том, как выглядит земная поверхность? ВАРИАНТ 2 Прием «Художественная галерея» Демонстрация слайдов с картинами Павлово-Посадского художника Ю.А. Федоренкова 1. В каком живописном жанре созданы картины Ю.А. Федоренкова? Что означает это слово? 2. Как одним общим словом назвать рисунки, картины, зарисовки? Что изображено на этих картинах? 3. Подберите однокоренные слова к слову «изображение» 4. Какие еще изображения Земли Вы знаете? Сформулируйте тему урока, запишите ее в листе заданий | Вспоминают тематику проведенных занятий Называют имена путешественников, ученых Предлагают свои ответы: географические труды, описания, дневники, фотографии, снимки из космоса Карты, фотографии, глобус Рассматривают слайды презентации, знакомятся с картинами, созданными обучающимися класса Пейзаж Изображение Воображение, преображение, образ, образование Высказывают предположения Записывают тему в листе заданий, выслушивают ответы других групп, оценивают и корректируют свои ответы | Определяют значение данной темы при изучении географии Знакомятся с творчеством Павлово-Посадского художника Юрия Федоренкова, одноклассников | Предлагают названия картинам Формулируют, обсуждают тему в группе |
Формулирование задач урока | 1. О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? 2. Что будем делать? Сформулируйте задачи урока, используя в своем ответе следующие глаголы: изучить, ознакомиться с…, определить. Запишите свои ответы в листе заданий | Записывают задачи урока в листе заданий, выслушивают ответы других групп, оценивают и корректируют свои ответы. | Самостоятельно формулируют задачи урока | Формулируют, обсуждают задачи урока в группе |
Создание мотивационной установки | Продуктивная работа на уроке позволит нам понять, что же называл «альфой и омегой географии» замечательный советский ученый Н.Н. Баранский. | Настраиваются на плодотворную работу, хороший образовательный результат | ||
2. Процессуально-содержательный этап урока | ||||
Виды изображения поверхности Земли | Пользуясь подсказками, заполните схему в задании № 3. 1. Сколько видов изображений Земли вам известно? 2. Какие из них имеют важнейшее значение для географии? Отыщите в кабинете, в учебнике, атласе примеры разных изображений Земли | Выполняют работу в листе заданий, переносят ее на доску Работают с атласом, учебником | Обсуждают результат, оценивают свою работу, оценивают работу других групп | Составляют схему в листе заданий |
Характеристика различных изображений Земли | Выполните задание № 4 в листе заданий Ответьте на вопросы: -Можно ли глобус условно считать картой Земли? В чем отличие такой карты от настенной карты, карты в атласе? - Можно ли считать план разновидностью карты? Поясните свой ответ. Какой из видов изображений Земли Н.Н. Баранский назвал «альфой и омегой географии»? | Выполняют задание-анкету, устно презентуют ее, оценивают работу своей и соседних групп | Выявляют собственные затруднения в работе, преодолевают их в ходе совместного обсуждения | Описывают один из видов изображения Земли |
Физкультминутка | ||||
3. Этап закрепления и первичной проверки | ||||
Рефлексия содержательная | Какие виды изображения поверхности Земли Вы знаете? Какие из них наиболее полно отображают поверхность Земли и объекты на ней? Можно ли говорить о бесполезности других видов изображений? В чем заключается их ценность? В чем главное отличие географической карты от топографической? Какие науки помогают создать карту? | Отвечают на вопросы | Прорабатывают новые термины, анализируют степень усвоения новых знаний | |
Применение полученных знаний на практике | Прием «Вокруг класса с указкой» Обойти класс и показать все виды изображения Земли. Дать их краткое описание. Рассказать о том, как работают у карты с указкой. | Один из учеников обходит класс, показывает и называет все изображения Земли. | Проектируют мини-экскурсию по классу на заданную тему | |
Первичная проверка умений | Пользуясь материалами в конверте, нанесите на карту города местоположение нашей школы. | |||
4. Рефлексивный этап урока | ||||
Рефлексия деятельности | Какие действия мы выполняли на уроке чаще всего? Какие действия мы еще выполнять не умеем? Чему научились на сегодняшнем занятии? Какое задание Вам понравилось больше всего? | Анализируют свою работу на уроке | ||
Рефлексия эмоционального состояния | Оцените удовольствие от урока специальными жестами | Оценивают свое эмоциональное состояние | ||
5. Объяснение домашнего задания | ||||
Обязательное домашнее задание | Параграф 7, урок 7 в рабочей тетради | Записывают домашнее задание в дневник |
Предварительный просмотр:
Лист заданий команды __________________________________________________
Члены команды: __________________________________________ командир
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
1. Запишите название урока________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Пользуясь глаголами-помощниками, запишите задачи урока:
А)______________________________________________________________________
Б)_______________________________________________________________________
В)_______________________________________________________________________
Глаголы-помощники: изучить, познакомиться, определить
3. Заполните предложенную схему.
Подсказки:
А. Название урока.
Б. Изучить географию без учебника трудно, а без _________________ невозможно.
В. Сильно уменьшенная модель Земли.
Г. Пользуясь им, Вы никогда не потеряетесь в чужом городе.
Д. В поездке или путешествии мы делаем много____________________, чтобы показать потом друзьям самые интересные места, объекты.
Е. Их пишет Юрий Александрович Федоренков.
4. Выберите любое из изображений Земли. Заполните анкету-характеристику для него.
А. Выбранное изображение___________________________________________________
Б. Изображение охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности?
Небольшие/обширные
В. Какие объекты на поверхности земли можно рассмотреть при работе с изображением?
___________________________________________________________________________
В. Объекты похожи на их реальный вид на местности? ДА/НЕТ
Г. Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов? Реальные/уменьшенные
Д. Отображены все или только самые важные объекты на местности?
Все/Только важные
Е. Для чего используется данное изображение? ___________________________________
Ж. Назовите науку, изучающую правила создания и работы с изображением.
________________________________________________________________
З. Какие учебные действия можно выполнить при работе с изображением? (Выберите из предложенного списка и подчеркните нужное)
Читать, анализировать, сравнивать, объяснять различия, описывать, оценивать, рассказывать, доказывать, применять, рассчитывать, приводить примеры, использовать, рисовать, чертить, распознавать, классифицировать, составлять, расшифровывать.
Составьте краткий рассказ по материалам заполненной анкеты.
Оцените свое выступление и выступления ребят из других команд.
И. Выпишите новые термины, с которыми Вы познакомились на уроке.
____________ - это ____________________________________________________________
____________ - это ____________________________________________________________
____________ - это ____________________________________________________________
5. Заполните пропуск в высказывании известного советского ученого-географа Н.Н. Баранского
«___________________________ - это альфа и омега географии»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды изображений поверхности Земли Урок географии в 6 Б классе 25 октября 2016 года
Аэрофотоснимок Павловского Посада
Учебные действия Читать, анализировать, сравнивать, объяснять различия, описывать, оценивать, рассказывать, доказывать, применять, рассчитывать, приводить примеры, использовать, рисовать, чертить, распознавать, классифицировать, составлять
Терминология Пейзаж Картография Геодезия Карта Дешифрирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс
конспект урока "Изображение земной поверхности" для 5 класса составлен для классов работающих по ФГОС...
План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс
Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...
Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"
Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова....
Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»
Используется системно-деятельностный подход....
Тест по темам 1 полугодия: "Развитие географических знаний", "Изображения земной поверхности". 5 класс. СФЕРЫ
Тест по темам 1 полугодия для 5 класса. УМК СФЕРЫ. Можно использовать для промежуточной аттестации....
Конспект урока по теме: «Изображение неровностей земной поверхности», 5 класс
Цель: Сформировать представление о способах изображения рельефа на планах местности....
Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс
Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс...