Рабочая программа по географии 6 класс. "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии 6 класс. "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geografiya_6_klass.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
Согласовано на МО «Поиск» протокол № 1 от «28» августа 2020 г. руководитель / Овчарова К. А | Принято на заседании педагогического совета МКОУ «Мельниковская СОШ» протокол № 1 «28» августа 2020 г. | Утверждаю директор МКОУ «Мельниковская СОШ» И. Е. Рудко Приказ № 31 от «30» августа 2020 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «География»
образовательная область общественно-научные предметы
6 класс
2020-2021 учебный год
Лешенко Елены Геннадьевны
учителя биологии и географии
высшей квалификационной категории
с Мельниково 2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства и науки России от 17 декабря 2010 года;
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденной приказом № 24 от 28. 08.2019г.
- Учебного плана МКОУ «Мельниковская СОШ» на 2019– 2020 учебный год, утвержденного приказом № 25 от 29.08.2019 г.
- Годового календарного графика МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденного приказом № 26 от 30.08.2019 г.
- Положения о рабочей программе в соостветствии с ФГОС МКОУ «Мельниковская СОШ»утвержденного приказом № 37 от 30.06.2016 г.
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы ,о размещении населения и хозяйства ,об особенностях и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.
ЦЕЬЮ изучения географии в основной школе являются:
-организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.
ЗАДАЧАМИ курса являеться:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков ,России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов ( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов ,проектов
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы .карты, презентации)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в
6 - класс -35 часов (1 час в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерностми;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географисеские объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессыи явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты;
- моделировать географические объекты и явления при помощью компьютерных программ.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географичесских знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информациюгеографического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать писменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт
Решение практических задач
Практическая работа № 2 Описание реки по плану на основе анализа географических карт
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практическая работа № 3. «Построение розы ветров по данным календаря погоды».
Практическая работа № 4. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды».
Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Тема 5. Географическая оболочка
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Кол-во час по авторской программе | Кол-во час по рабочей программе | Практические (проектные) работы | |
По авторской программе | По рабочей программе | ||||
1 | Гидросфера — водная оболочка Земли | 11 | 12 | 2 | 2 |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 11 | 2 | 2 |
3 | Биосфера и живая оболочка Земли | 3 | 4 | ||
4 | Географическая оболочка Земли | 6 | 8 | ||
5 | Резерв | 5 | |||
6 | Итого | 35 | 35 | 4 | 4 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ
В темах «Гидросфера — водная оболочка Земли», «Атмосфера — водная оболочка Земли», «Биосфера и живая оболочка Земли» добавлено по 1 часу, 2 часа на повторение из резервного времени.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в теме | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Используемые средства обучения | Дата | ||
Учебно-лабораторное оборудование | По плану | По факту | |||||
Тема 1 «Гидросфера — водная оболочка Земли» 11 часа + 1 час из резерва | |||||||
1 | 1 | Состав и строение гидросферы | 1 | Физическая карта полушарий, схема «Мировой круговорот воды в природе» | |||
2 | 2 | Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе | 1 | Физическая карта полушарий, учебник, атлас, контурная карта | |||
3 | 3 | Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане | 1 | Физическая карта полушарий, учебник, атлас | |||
4 | 4 | Острова и полуострова.Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Практическая работа №1 «Описание океана и моря на основе анализа географических карт» | 1 | Физическая карта полушарий, учебник, атлас, контурная карта, схема «Рельеф дна океана» | |||
5 | 5 | Мировой океан. Учимся с «Полярной звездой». Решение практических задач по карте. Выполнение проектного задания | 1 | Физическая карта полушарий, учебник, атлас, карта морей и океанов | |||
6 | 6 | Воды океана. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правилаобеспечения личной безопасности | 1 | Физическая карта полушарий, контурные карты, атлас | |||
7 | 7 | Реки — артерии Земли. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины, слайды с изображением рек и их частей | |||
8 | 8 | Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географичского положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Практическая работа №2 «Описание реки по плану на основе анализа географических карт» | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины с изображением равнинных и горных рек | |||
9 | 9 | Озёра, их разнообразие,зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, рисунки, слайды, фотографии озёр, болот | |||
10 | 10 | Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения,распространение. Покровные и горные ледники | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, фотографии ледников | |||
11 | 11 | Гидросфера и человек. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использовани. Охрана гидросферы | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, фотографии | |||
12 | 12 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера» | 1 | Физическая карта полушарий, физическая карта России | |||
Тема 2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли 10 час + 1 час | |||||||
13 | 1 | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы,её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значениа атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления | 1 | Схема «Строение атмосферы», слайды, учебник | |||
14 | 2 | Тепло в атмосфере | 1 | Термометр, карта полушарий, календарь погоды | |||
15 | 3 | Тепло в атмосфере. Практическая работа № 3 «Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдения погоды» | 1 | Глобус, теллурий, физическая карта полушарий, учебник | |||
16 | 4 | Атмосферное давление | 1 | Барометр | |||
17 | 5 | Ветер. Практическая работа№4 «Вычерчивание и анализ розы ветров» | 1 | Флюгер, чертёж розы ветров, схема «Образования бриза» | |||
18 | 6 | Водяной пар в атмосфере. Облака и их виды. | 1 | Гигрометр, Календарь погоды | |||
19 | 7 | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | 1 | Слайды облаков разных видов, календарь погоды | |||
20 | 8 | Погода и климат | 1 | Дневник наблюдений за погодой, слайды, учебник, физическая карта полушарий | |||
21 | 9 | Учимся с «Полярной звездой». Наблюдение за погодой. Карты погоды. Решение практических задач | 1 | Учебник, барометр, термометр, гигрометр, календарь погоды | |||
22 | 10 | Атмосфера и человек | 1 | Учебник «Строение атмосферы» | |||
23 | 11 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | 1 | Карта полушарий | |||
Тема 3 «Биосфера и живая оболочка Земли» 3 час + 1 час | |||||||
24 | 1 | Биосфера – земная оболочка | 1 | Карта полушарий, схема «Строение биосферы», схема «Круговорот веществ в биосфере» | |||
25 | 2 | Почва как особое природное образование | 1 | Учебник, физическая карта полушарий, схемы и таблицы «Типы почв» | |||
26 | 3 | Биосфера — сфера жизни | 1 | Слайды, рисунки, учебник | |||
27 | 4 | Обобщение по теме «Биосфера» | 1 | Карта полушарий, схема «Строение биосферы» | |||
Тема 4 «Географическая оболочка Земли» 6 час + 2 часа из резерва | |||||||
28 | 1 | Географическая оболочка Земли: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями | 1 | Кара полушарий, слайды и рисунки природных комплексов | |||
29 | 2 | Понятие «природный комплекс» Свойства и закономерности географической оболочки | 1 | Карта природных зон Земли, карта полушарий, слайды, картины, кинофильм о природных зонах Земли, контурная карта | |||
30 | 3 | Широтная зональность и высотная поясность | 1 | Карта природных зон Земли, карта полушарий | |||
31 | 4 | Природные зоны — зональные природные комплексы | 1 | Карта природных зон Земли, карта полушарий | |||
32 | 5 | Понятие «культурный ландшафт» | 1 | Карта полушарий, слайды, картины, изображающие культурные ландшафты | |||
33 | 6 | Основные виды культурных ландшафтов | 1 | Карта полушарий, слайды, картины, изображающие культурные ландшафты | |||
34 | 7 | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка Земли» | 1 | Карта полушарий, слайды | |||
35 | 8 | Итоговый урок | 1 | Карта полушарий |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии и нормы оценивания по географии
Устный ответ
«5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
«4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
4. Ответ самостоятельный.
5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
9. Понимание основных географических взаимосвязей.
10. Знание карты и умение ей пользоваться.
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
«3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
«2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Практические работы
«5» - практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
«4» – практическая работа выполнена в полном объеме или более половины. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» – выполнено не менее половины практической работы с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. Полученные результаты позволяют сделать правильные выводы. На выполнение работы затрачено много времени.
«2» - выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Работа с картой и другими источниками географических знаний
«5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
«4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Работа с контурными картами
«5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
«4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
«3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
«2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Учебно-методическое оснащение учебного предмета
УМК обучающихся | УМК учителя |
1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г 2. В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.; Просвещение 2014 | 1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г 2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы М.; Просвещение 2013г 3. В. В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс М.; Просвещение 2012 г |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, номер темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (указать номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие проведены за счет резерва | Приказ | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"
В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...
рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда
рабочая программа по географии. Полярная звезда...
Рабочая программа по географии ФГОС 5 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"
Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...
Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"
Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...
Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...