Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
6 класс
Составитель Коршун Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе программы по географии для 6-9классов.
Авторы: А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2009г.
г. Дзержинск
2014 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, 3 часа – резервное время
На изучение темы «План и карта» по программе отводится 5 часов, но фактически изучение увеличено на 1 час (за счет резервного времени)
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Кол-во часов | Практические работы | |
Тема 1 | На какой Земле мы живем | 3 | 2 |
Тема 2 | Земля как планета | 2 | 3 |
Тема 3 | План и карта | 5 | 5 |
Тема 4 | Человек на Земле | 3 | 2 |
Тема 5 | Литосфера | 5 | 5 |
Тема 6 | Гидросфера | 5 | 4 |
Тема 7 | Атмосфера | 5 | 5 |
Тема 8 | Биосфера | 2 | 2 |
Тема 9 | Географическая оболочка Земли | 3 | 2 |
Итого: | 33 | 30 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Основные формы контроля:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Литература:
- Учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина), География. 6 класс. «Природа и люди» под ред. А.И. Алексеева, М., Просвещение, 2009 год.
- В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М., Просвещение,2011.
- В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М., Просвещение, 2009 .
- В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М, Просвещение, 2009.
- Географический атлас, 6 класс.
Интернетресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема и тип урока | Дата | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Текущий и промежуточный контроль | Деятельность учащихся | Материалы к уроку | |
ЦОР | |||||||||
Тема 1. На какой Земле мы живем – 3 часа | |||||||||
1. | Значение географических знаний в современной жизни Урок изучения новых знаний | а,б – 5.09 | 1 | Понятие география. Зарождение науки о Земле. Система географических наук Профессии, связанные с географией | Уметь выделять главные задачи современной географии | Беседа. Работа с текстом учебника Обсуждение презентации Практическая работа № 1 (обучающая) «Анализ источников географической информации». | Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии Определяют главные задачи современной географии Работа с текстом учебника Выполняют пр.р. | Презентация «Профессии, связанные с географией» | Источники географической информации тематические карты |
2. | Развитие географической науки от древности до наших дней. Как люди открывали Землю. Комбинированный | а,б 12.09 | 1 | Мир древних цивилизаций. Источники географической информации | Показывать по картам территории древних государств. Находить в Интернете и др.источниках информацию о накоплении географических знаний Наносить маршруты путешествий на к.к | Устный опрос Работа с тематическими картами Работа с контурной картой Практическая работа № 2 (тренировочная) Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни» | Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических.открытий Работают с текстом учебника Выполняют практическую работу. Наносят на к.к. маршруты путешествий | Презентация «Как люди открывали Землю» | Источники географической.информации Карты К.к |
3. | Современные географические открытия. География сегодня Комбинированный | а,б 18.09 | 1 | Значение великих географических открытий | Объяснять значение открытий новых территорий | Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника | Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях | Презентация «Великие путешественники» | Карты. К.к. Атлас Портреты путешественников |
Тема 2. Земля как планета - 2 часа | |||||||||
4. | Мы во Вселенной. Урок изучения новых знаний | а,б 26.09 | 1 | З- одна из планет С.с. Состав С.системы Форма и размеры З. | Составлять и анализировать схему «Географические следствия формы и размеры Земли» | Беседа. Работа с текстом учебника. Анализ схемы: «Географические следствия, формы и размеры З.» Практическая работа № 3 (творческая) Подготовка сообщения «Земля во Вселенной» Практическая работа № 4 (итоговая) «Обозначение на к/к материков и океанов» | Подготавливают сообщение на тему «Представления о форме и размерах З» Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентация «Вселенная» | Атлас К.карты |
5. | Солнечный свет на Земле. Комбинированный | а,б 3.10 | 1 | Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, времен года | Наблюдать действующую модель движения З. | Беседа. Работа с учебником Устный опрос Практическая работа № 5 (тренировочная) «Составление схемы «Тепловые пояса Земли» | Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Теллурий Карты атласа | |
Тема 3. План и карта - 6 часов | |||||||||
6. | Ориентирование на местности Урок изучения новых знаний | а,б 10.10 | 1 | Стороны горизонта. Компас. Азимут. План местности | Ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам» | Беседа устный опрос Определение азимута. Работа с компасом Практическая работа № 6 (обучающая) Ориентирование на местности при помощи компаса | Определяют направления по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам», Определяют азимут Выявляют особенности плана местности Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентация «Ориентирование по карте» | Атлас Компас т |
7. | Земная поверхность на плане и карте Комбинированный | а,б 17.10 | 1 | Наука о создании карт. Глобус - как модель З. Виды и искажения карт | Измерять расстояния с помощью масштаба. Знать условные знаки, горизонтали | Фронтальный опрос Работа с картами атласа и текстом учебника Практическая работа № 7 (итоговая) «Топографический диктант» | Определяют c помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют направления и расстояния на местности и плане. Составляют и читают простейший план местности Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентация «Глобус – модель Земли» | Атлас Глобус Топографическая карта |
8. | Географическая карта. Комбинированный | а,б 24.10 | 1 | Географическая карта – ее отличие от плана местности. Свойства географической карты. Легенда, условные знаки, Классификация карт | Знать условные знаки и легенду карт Уметь классифицировать карты | Беседа Работа с картами и планом местности Устный опрос Практическая работа № 8 (обучающая) Ориентирование по плану города | Сравнивают планы местности и географические карты. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа: по охвату территории, масштабу, содержанию Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Атлас Физическая карта План города | |
9. | Градусная сеть. Комбинированный | а,б 31.10 | 1 | Градусная сеть, ее предназначение. Градусная сеть на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте и глобусу | Определять направления и расстояния по карте и глобусу Знать предназначение гр.сетки на картах и глобусе | Работа с картами атласа и глобусом Устный опрос Беседа Работа с глобусом | Выделяют на картах и глобусе элементы градусной сетки Работают с картами атласа и глобусом | Глобус Карты атласа Карта полушарий | |
10. | Географические координаты. Практикум | а,б 14.11 | 1 | Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы | Определять географическую широту и географическую долготу | Устный опрос. Работа с картами Практическая работа № 9 (итоговая) «Определение по карте географических координат, расстояний и направлений» | Определяют географические координаты объектов Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Карты атласа Физическая карта | |
11. | Итоговый урок по теме «План и карта» | а,б 21.11 | 1 | Сравнивать и различать план местности и географические карты. Определять географические координаты | Беседа. Практическая работа № 10 (тренировочная) Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. | Работают с текстом учебника и тематическими картами, аэрофотоснимками, космическими снимками Выполняют пр.работу | Карты атласа, космические и аэрофотоснимки | ||
Тема 4. Человек на Земле - 2 часа | |||||||||
12. | Как люди заселяли Землю. Урок изучения новых знаний | 28.11 а,б | 1 | Основные пути расселения древнего чел.. Влияние пр.условий и ресурсов на расселение. Рост Н. Приспособление людей к разным условиям жизни на разных этапах развития общества | Систематизировать информацию о приспособленности людей к разным условиям жизни | Беседа Работа с картами Работа с учебником Практическая работа №11 (тренировочная) Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, столиц. | Определяют по карте гипотетические места происхождения чел. и пути его расселения по З. Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентация «Как люди заселяли Землю» | Карты атласа |
13. | Расы и народы. Практикум | а,б 5.12 | 1 | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения З. Плотность Н., неравномерность его размещения. Языки. Крупные государства и их столицы | Находить на политической карте крупные государства и их столиц | Фронтальный опрос. Практическая работа № 12:(итоговая) «Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков» Работа с политической картой Работа с учебником Работа с к.к. | Выделяют внешние признаки людей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Выделяют крупные государства и наносят их на к.к Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентация «Расы и народы мира» | Политическая карта Атлас К.карта Карта народов мира |
Тема 5. Литосфера - 5 часов | |||||||||
14. | Земная кора – основная часть литосферы. Урок изучения новых знаний | А,б 12.12 | 1 | Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение З. Типы ЗК, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты | Находить на карте крупные литосферные плиты. Определять по карте границы столкновения и расхождения плит | Беседа. Работа с учебником Работа с тематическими картами | Выявляют особенности внутренних оболочек З. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Презентация «Литосфера» | Тематические карты |
15 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практикум | а,б 19.12 | 1 | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические ГП, их происхождение и свойства. Виды ПИ, их значение для человека. Охрана земных недр | Сравнивать свойства ГП различного происхождения | Беседа Работа с коллекцией ГП Работа с картой минеральных ресурсов Работа с учебником Фронтальный опрос Практическая работа №13 обучающая: «Определение горных пород и минералов по образцам». . | Описывают по плану минералы и ГП школьной коллекции Работают с текстом учебника, тематическими картами. Выполняют пр.р. | Презентация «Горные породы и минералы» | Атлас Карта минеральных ресурсов Коллекция ГП |
16 | Движения земной коры. Комбинированный | А,б 26.12 | 1 | Движения ЗК: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения | Определять сейсмические районы и пояса Земли. | Фронтальный опрос Работа с учебником и тематическими картами. Работа с к.картой | Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли Наносят на к.к. районы землетрясений и вулканизма Подготавливают презентацию о вулканах и землетрясениях ЗШ. | Презентация «Землетрясения» | Карты атласа К.карта |
17 | Рельеф Земли. Равнины. Комбинированный | 1 | Неоднородность ЗП как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил Земли Выветривание. Основные формы рельефа – горы и равнины, особенности их образования. Жизнь людей на равнинах. | Описывать равнины по карте. Анализировать иллюстрации | Устный опрос. Работа с картой. Анализ иллюстраций Презентации Работа с контурной.картой. Практическая работа № 14 итоговая «Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин». Практическая работа №15 творческая «Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений» | Определяют по картам количественные и качественные характеристики крупных равнин мира и России, особенности. их географического положения Выявляют черты сходства и различия, Наносят на к.к. крупные равнины. Представляют информацию в письменной форме в виде план-конспекта Работают с текстом учебника, тематическими картами. Выполняют пр.р. | Презентации по теме: «Формы рельефа Земли». | Атлас Физическая карта Иллюстрации форм рельефа З. | |
18. | Рельеф Земли. Горы суши. Практикум | 1 | Различие гор по высоте, возрасту, размерам. Крупные горные системы мира и России, Изменение гор во времени. Менее крупные формы рельефа. В горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. | Описывать горы по карте Находить формы рельефа | Беседа Работа с учебником Работа с тематическими картами. Работа с контурной картой. Практическая работа №16 (итоговая) «Описание гор и равнин по плану». Практическая работа № 17 (тренировочная) «Описание рельефа своей местности». | Сравнивают по плану крупные горные системы мира, Наносят на их к.к. крупнейшие горные системы мира и России. Описывают рельеф своей местности. Подготавливаютпрезентации по теме: «Рельеф Земли и Нижегородской области» Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу | Презентации «Равнины» | Физ.карта Карты атласа К.карты Атлас Нижегородской области т | |
Тема 6. Гидросфера - 5 часов | |||||||||
19. | Состав и строение гидросферы. Урок изучения новых знаний | 1 | Гидросфера – водная оболочка Земли. Части Гидросферы и их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе | Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» | Устный опрос. Работа со схемой «Круговорот воды в природе». Работа с картами атласа | Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы и наносят их на к.к. | Презентация «Мировой круговорот воды в природе» | Схема «Круговорот воды в природе» Карты атласа | |
20. | Мировой океан. Комбинированный | 1 | Мировой океан и его части. Единство вод Мирового океана Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна М.о. | Использовать карты для определения географического положения и описания морей и океанов | Практическая работа № 20 (творческая). «Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках(газеты, Интернет) и написание аннотации по одному из источников информации» Фронтальный опрос. Работа с картами атласа. Работа с контурной картой | Определяют черты сходства и различия океанов. Определяют по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определяют глубины морей и океанов. Наносят на к.к. океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части Рельефа дна Мирового океана. Составляют описание океана и моря по карте Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу на к.к. наносят части М.о. | Презентация «Мировой океан» | Физическая карта. Карты атласа К.к. | |
21. | Воды Океана. Комбинированный | 1 | Температура и соленость вод М.о. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. | Знать меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | Фронтальный опрос. Работа с картами атласа, картой океанов Обсуждение презентации | Выявляют с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определяют по карте крупнейшие теплые и холодные течения. Выявляют зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. | Презентация «Океанические течения» | Карта океанов Карты атласа | |
22. | Реки – артерии Земли. Практикум | 1 | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Режим рек и его зависимость от климата. Роль рек в жизни человека | Использовать карты для нахождения крупных рек и уметь определять их географическое положение. | Устный опрос Работа с картами Беседа Работа с рисунком учебника Практическая работа №18 (итоговая) «Описание географического положения реки». | Определяют по карте истоки, устья гл. рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составляют описание реки по плану с использованием карт. Выявляют по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществляют смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу | Презентация «Реки Земли» | Рисунок части долины реки Карты атласа | |
23. | Озера, подземные воды, ледники Практикум | 1 | Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Подземные воды и их происхождение. Минеральные источники. Ледники. Покровные и горные ледники | Описывать озера по карте Находить на карте крупнейшие озера, водохранилища | Беседа Устный опрос. Работа с картами атласа Работа с контурной картой Практическая работа №19 (итоговая) «Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира» Практическая работа №.21 (творческая) «На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с др. оболочками Земли». | Определяют по карте географическое положение и размеры крупных озер. Составляют описание по плану на основе анализа карт. Описывают по карте районы распространения ледников Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работы | Физическая карта Карты атласа К.карты | ||
Тема 7. Атмосфера - 5часов | |||||||||
24. | Состав и строение атмосферы. Урок изучения новых знаний | 1 | Состав и строение атмосферы, ее границы. Значение атмосферы | Оценивать пути сохранения качества воздушной среды | Беседа Работа с учебником и иллюстративным материалом Практическая работа №22 .(тренировочная) «Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды». | Выявляют роль содержащихся в атмосферных газов для природных процессов. Составляют и анализируют схему «Состав атмосферы» Высказывают мнение об утверждении – «тропосфера-кухня жизни». Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу | Презентация «Атмосфера» | Иллюстрации Календарь погоды | |
25. | Тепло в атмосфере. Комбинированный | 1 | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры с высотой. Термометр. Среднесуточная температура, ее определение Суточный и годовой ход темп. Амплитуда. Зависимость суточного и годового хода темп. Воздуха от высоты Солнца над горизонтом. | Закономерности уменьшения количества тепла от экватора к полюсам. Пользоваться термометром | Беседа. Фронтальный опрос. Работа с дневником наблюдения за погодой, климатической картой Построение графиков изменения темп. Решение задач на определение среднемесячной температуры, изменения температуры с высотой. Практическая.работа № 23 тренировочная «Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра». | Вычерчивают и анализируют графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдения за погодой. Решают задачи на определение среднемесячной температуры воздуха, изменения температуры с высотой. Выявляют зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения температуры от экватора к полюсам. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу | Дневник наблюдения за погодой Климатическая карта | ||
26. | Давление и ветер. Практикум | 1 | Атмосферное давление, единицы его измерения. Определять по картам направление ветров Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Ветер, причины его образования. Роза ветров. Виды ветров: бриз, муссон | Определять по картам направление ветров. Пользоваться барометром | Устный опрос. Беседа. Решение задач на определение атмосферного давления на разной высоте. Работа с тематическими картами Практическая работа №24 (итоговая) «Построение и анализ розы ветров» | Измеряют атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определяют по картам направление ветров. Вычерчивают розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу | Презентация «Ветер» | Дневник наблюдений погоды Барометр. Атлас | |
27. | Влага в атмосфере. Практикум | 1 | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды. | Знать устройство и предназначение гигрометра. Виды облаков. Наблюдать за облаками | Фронтальный опрос. Решение задач на определение относительной влажности воздуха. Практическая работа №25 (тренировочная). «Характеристика климата своей местности». | Решают задачи по расчету относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных. Наблюдают за облаками, составляют их описание по облику. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Решают географические задачи Выполняют пр.работу | Презентация «Облака» | Атлас Нижегородской области Тематические карты Рисунки с видами облаков | |
28. | Погода и климат. Комбинированный | 1 | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. | Уметь находить отличительные черты климата от погоды | Беседа. Фронтальный опрос Тест Работа с климатической картой. Работа с учебником Фронтальный опрос Практическая работа №26 (тренировочная) Анализ погоды на ближайшие два-три дня» | Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составляют характеристику воздушных масс Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу. | Презентация «Климат» | Атлас Климатическая карта | |
Тема 8. Биосфера - 2 часа | |||||||||
29. | Биосфера – земная оболочка. Почва как особое природное образование. Урок изучения новых знаний | 1 | Знать: Состав и роль биосферы связь с другими. оболочками. Границы распространения жизни на Земле. Плодородие – важнейшее свойство почвы. В.В.Докучаев – основатель науки о почвах. Типы почв | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. | Беседа. Работа с учебником Работа с иллюстрациями. Работа со схемой биологического круговорота Практическая работа №27 (творческая) «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли». | Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозема. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу. | Презентация «Биосфера – сфера жизни» | Атлас Почвенная карта. Илллюстрации Атлас Работа со схемой биологического круговорота.. Схема биологического круговорота | |
30. | Биосфера – сфера жизни. Комбинированный | 1 | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. | Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. | Фронтальный опрос Беседа Работа с учебником, иллюстрациями. Атлас Нижегородской области. Практическая работа №28 (творческая) «Описание одного растения или животного своей местности». Презентации | Выявляют зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Наблюдают за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу. | Презентация «Биосфера – сфера жизни» | Атлас Атлас Н.обл. иллюстрации | |
Тема 9. Географическая оболочка - 3 часа | |||||||||
31. | Географическая оболочка Земли. Урок изучения новых знаний | 1 | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки | Беседа. Работа с тематическими картами, иллюстрациями, текстом учебника | Выявляют доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. | Презентация «Географическая оболочка Земли» | Тематические карты. Атлас. | |
32. | Природные зоны Земли. Практикум | 1 | Понятие «Природные зоны» .Природные зоны –зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам | Приводить примеры природных зон | Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями, тематическими картами. Обсуждение презентации Практическая работа №29 (творческая) «Подготовка сообщений на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» | Выявляют причины изменения природных зон от экватора к полюсам Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу | Презентация «Природные зоны Земли» | Атлас Тематические карты. Сообщения. Карта природных зон | |
33. | Культурные ландшафты. Урок изучения новых знаний | 1 | Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния чел. На ландшафт. | Беседа. Подготавливают и обсуждают сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу Практическая работа № 30 (творческая) Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения | Составляют схему «культурных ландшафтов». Работают с текстом учебника и тематическими картами Выполняют практическую работу | Презентации «Воздействие человека на окружающую среду» | Сообщения. Иллюстрации | |
34. | Итоговый урок по теме «Географические сферы Земли» | 1 | Итоговое тестирование | ||||||
35. | Обобщающий урок | 1 | Обобщение и сис- тематизация знаний | Обобщают и систематизируют знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс.
аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс....
Рабочая программа по географии "Полярная звезда" 6 кл
к учебнику Летягина...
Рабочая программа по географии «Полярная звезда» 5-9 класс
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содерж...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...